Нарушение письменной речи у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 23.09.2019

Статья просмотрена: 2666 раз

Библиографическое описание:

Филенкова, С. А. Нарушение письменной речи у младших школьников / С. А. Филенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62555/ (дата обращения: 20.04.2024).



В настоящее время проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибок в письменных работах младших школьников, приводится классификация дисграфий, а также описываются направления коррекционной работы с детьми, имеющими данные нарушения.

Проблема нарушений письменной речи у школьников является одной из самых актуальных для школьного обучения. Около 40 % детей от общего количества учащихся начальных классов имеют тот или иной вид нарушения письменной речи (дисграфии). Поэтому проблема оказания помощи детям с нарушениями письма остаётся остроактуальной. В данной связи, цель настоящей статьи заключается в комплексном анализе основных нарушений письменной речи у младших школьников.

Итак, процесс освоения письменной речью находится в тесном взаимодействии со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Отсюда следует, что причиной дисграфии могут быть те же функциональные и органические нарушения, которые вызывают нарушения устной речи.

Также в развитии дисграфии можно отметить социально-психологические факторы, такие как дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение грамоте при отсутствии у ребенка психологической готовности, которые способствую возникновению нарушений освоения письменной речи.

Залог успешного овладения письмом заключается в достаточно высоком уровне развития устной речи. Но стоит отметить, что в отличие от устной речи, письменная может развиваться лишь при условии систематичного и целенаправленного обучения [1, с. 7].

Главным признаком дисграфии являются типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. В качестве таких ошибок можно назвать: смешение и замену графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков (б-п, д-т, г-к, ш-ж); искажение буквенно-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, добавление букв и слогов); нарушение слитности и раздельности написания слов; аграмматизмы на письме (нарушение слово­изменения и согласования слов в предложении). Дети с дисграфией имеют низкую скорость письма, трудноразличимыйпочерк, колебания высоты и наклона букв, соскальзывание со строки и др. Наличие дисграфии диагностируется в возрасте 8–9 лет [4, с. 131].

Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учётом нарушенных анализаторов, не сформированности операций письма, психических функций. Таким образом, выделяют следующие виды:

  1. Артикуляторно- акустическая. Данные нарушения связана с тем, что дети неправильно произносят звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывают. Для лечения данного вида дисграфии необходимо работать и над правильным произношением звуков.
  2. Акустическая. Здесь дети правильно произносят звуки, но путают их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не способны различить мягкость отдельных звуков).
  3. Оптическая. Дети с оптической дисграфией затрудняются в написании и различии букв: добавляют лишние элементы (палочки, чёрточки, кружочки), пропускают нужные, могут писать зеркально в обратную сторону).
  4. Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Дети с такой проблемой на письме могут пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путать приставки и предлоги у существительных, прикреплять к одному слову часть следующего слова и др.).
  5. Аграмматическая дисграфия. Такие нарушения выявляются после 1–2 класса, так как требуют больших знаний правил написания слов. Данная проблемасвязана с тем, что дети не могут правильно склонять слова по родам и падежам, не могут согласовать прилагательное и существительное («хороший собака», «красивый поле» и т. д.). Эту проблему можно наблюдать в двуязычных (билингвальных) семьях, а также, когда ребёнок обучается на неродном языке [2, с. 56].

Преодоление дисграфии требует слаженной работы невролога, логопеда, педагога, ребенка и его родителей. Нарушения письменной речи самостоятельно не исчезнет, необходима обязательная работа по устранению данного дефекта. Для того, чтобы наладить письменную речь ребенка, необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.

В занятия по коррекции дисграфии входят:

− работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков;

− тренировка фонематического слуха;

− анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова;

− тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв;

− важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей [3, с. 135].

Все логопедические занятия строятся с обязательным учетом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии. Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата.

Безусловно, важное место отводится профилактике нарушений. Профилактику дисграфии необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Профилактическая работа должна включать в себя целенаправленное развитие высших психических процессов, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференциаций, графомоторных навыков. Огромное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи.

Итак, нарушения письма (дисграфия) у детей младшего школьного возраста изучаются давно, но и сейчас это одна из самых актуальных проблем в педагогике и логопедии, ведь дисграфия является одной из самых распространенных форм речевой патологии у младших школьников. Нарушения письма оказывают влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.

Литература:

  1. Дубынина Т. Е. Причины возникновения дисграфии у младших школьников // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(16). — Новосибирск: СибАК, 2018. — С. 7–10.
  2. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. — 3-е изд. — СПб.: Гиппократ, 2012. — 224 с.
  3. Мелюханова Е. Е. Коррекция дисграфии у младших школьников // Инновационная наука. — 2017. — № 5. — С. 132–137.
  4. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М., 1997.– 300 с.
Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, ребенок, устная речь, нарушение, нарушение письма, слово, фонематическое восприятие.


Похожие статьи

письменная речь, устная речь, ребенок, процесс письма, слово...

Письменная речь — это вербальное общение, которое реализуется с помощью письменных текстов, а также её характерным признаком является сложная композиционно-структурная организация. Функциональный базис письменной речи — это психофизиологическая основа...

Особенности речевого развития (устного и письменного)

Письменная речь, как и устная, — это способ выхода наружу внутренней речи, только более сложный. Обучение письму связано с

Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.

ребенок, письменная речь, чтение, фонематическое...

Изначально в толковании природы нарушения письменной речи существовали различные подходы.

Письменная речь — это зрительная форма существования устной речи.

Дети с недостатками речи в процессе письма не только пропускают буквы в словах, но и целые...

Проблемы восприятия речи у детей с последствиями очаговых...

В данной публикации рассматриваются проблемы восприятия речи, обусловленные нарушениями фонематических процессов у детей с очаговыми поражениями мозга преимущественно в перинатальном и раннем постнатальном периодах (до 3-х лет).

письменная речь, устная речь, ребенок, процесс письма, слово...

Письменная речь гораздо сложнее устной. Практически все недостатки речевого развития, связанные с использованием средств языка (звуков речи, слов, грамматических правил), препятствуют обучению чтению и письму. Дети с дисграфией и с дислексией нуждаются в...

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей...

Письменная речь формируется на основе устной. Письмо — это вид речевой деятельности, основой которого является устная речь.

Дисграфия (нарушения письма) и дислексия (нарушения чтения) возникают, как правило, у детей с низким уровнем речевого развития.

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

Такие нарушения являются серьезным препятствием в овладении детьми письмом и чтением на начальных этапах обучения, а на более поздних этапах и в

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна.

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся...

Письменная речь — сложная психическая деятельность.

Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной

Для устранения нарушений письменной речи необходимо руководствоваться принципами коррекционной...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного...

Предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений

Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо

слово , словарный запас , устная речь , звук , ударный слог , ребенок , звуковой анализ , звук...

Похожие статьи

письменная речь, устная речь, ребенок, процесс письма, слово...

Письменная речь — это вербальное общение, которое реализуется с помощью письменных текстов, а также её характерным признаком является сложная композиционно-структурная организация. Функциональный базис письменной речи — это психофизиологическая основа...

Особенности речевого развития (устного и письменного)

Письменная речь, как и устная, — это способ выхода наружу внутренней речи, только более сложный. Обучение письму связано с

Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.

ребенок, письменная речь, чтение, фонематическое...

Изначально в толковании природы нарушения письменной речи существовали различные подходы.

Письменная речь — это зрительная форма существования устной речи.

Дети с недостатками речи в процессе письма не только пропускают буквы в словах, но и целые...

Проблемы восприятия речи у детей с последствиями очаговых...

В данной публикации рассматриваются проблемы восприятия речи, обусловленные нарушениями фонематических процессов у детей с очаговыми поражениями мозга преимущественно в перинатальном и раннем постнатальном периодах (до 3-х лет).

письменная речь, устная речь, ребенок, процесс письма, слово...

Письменная речь гораздо сложнее устной. Практически все недостатки речевого развития, связанные с использованием средств языка (звуков речи, слов, грамматических правил), препятствуют обучению чтению и письму. Дети с дисграфией и с дислексией нуждаются в...

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей...

Письменная речь формируется на основе устной. Письмо — это вид речевой деятельности, основой которого является устная речь.

Дисграфия (нарушения письма) и дислексия (нарушения чтения) возникают, как правило, у детей с низким уровнем речевого развития.

Формирование фонематического слуха у дошкольников...

Такие нарушения являются серьезным препятствием в овладении детьми письмом и чтением на начальных этапах обучения, а на более поздних этапах и в

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна.

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся...

Письменная речь — сложная психическая деятельность.

Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной

Для устранения нарушений письменной речи необходимо руководствоваться принципами коррекционной...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного...

Предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений

Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо

слово , словарный запас , устная речь , звук , ударный слог , ребенок , звуковой анализ , звук...

Задать вопрос