Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (300) март 2020 г.

Дата публикации: 04.03.2020

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Дубынина, Т. Е. Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников / Т. Е. Дубынина, Е. П. Рыжевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 133-134. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67844/ (дата обращения: 08.08.2020).



В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Ключевые слова: нейропсихологический подход, высшие психические функции, младший школьный возраст, дисграфия, трудности овладения письменной речью, современная школьная программа.

В современном мире с каждым годом увеличивается количество детей младшего школьного возраста с трудностями овладения письменной речи. Дисграфия может послужить причиной неуспеваемости ребенка с сохранным интеллектом и отрицательно повлиять в целом на общее развитие ребенка, формирование его личности. Педагоги и родители, сталкиваясь с таким учеником, зачастую обвиняют его в лени и нежелании учиться. Однако, это не совсем верно иногда ребенок с сохранным интеллектом, слухом и зрением может испытывать трудности на письме из-за незрелости определённых участков головного мозга. По мнению Т. В. Ахутиной, Л. С. Цветковой, Л. В. Семенович нарушение письменной речи у младших школьников может быть следствием нарушения одного или нескольких функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.

Согласно последним исследованиям зачастую причиной дисграфии являются трудности становления латерализации (функциональной асимметрии в деятельности парных сенсомоторных органов) [1].

А. Н. Корнев считал, что дисграфия формируется в результате трех групп явлений:

− недостаточность развития мозговых структур, участвующих в формировании письменной речи.

− функциональной недостаточности, возникающей на этой основе;

− средовых условий, предъявляющих завышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.

На сегодняшний день существует два основных направления в изучении феномена дисграфии: психолого-педагогический и нейропсихологический. Р. Е. Левина разработала концепцию, согласно которой трудности овладения письменной речью трактуются как проявления системного нарушения речи во всех звеньях [3]. Нарушение письменной речи связано не только с расстройством фонематических процессов, но и с недоразвитием лексического словаря, грамматики и связной речи, так как чтобы овладеть письмом и чтением необходимо овладеть устной речью. Но Ж. М. Глозман [4]считает, что данной концепции противоречит оптическая дисграфия, так как у детей с данной формой дисграфии устная речь остается сохранной.

В последние годы современными психологами и нейропсихологами началось активное изучение диагностического и коррекционного направления дисграфии. Методологической основой нейропсихологического исследования трудностей овладения письменной речи младших школьников служат теоретические положения Л. С. Выготского и А. Р. Лурия о системном строении ВПФ. Методы нейропсихологического исследования направлены на изучение структурных компонентов, которые входят в состав психических функций.

Итак, рассмотрим какие отделы головного мозга связаны с грамотностью. А. Р. Лурия разделил отделы головного мозга на три блока.

Первый блок- энергетический. При нарушении работы данного блока у ребенка наблюдается повышенная утомляемость, на письме это может проявляться, как увеличение количества ошибок к концу упражнения. На уроках ребенок часто зевает, быстро перестает воспринимать новую информацию, вертится и мешает другим.

Второй блок — прием, переработка и хранение информации. При нарушении работы этого блога у детей на письме преобладают такие ошибки как смешение букв (парные звонкие-глухие, мягкие-твердые, свистящие-шипящие, аффрикаты и их компоненты), ошибки обозначения границ слов, колебание наклона, несоблюдение размера букв, искажение звуко-слоговой структуры сложных слов. Согласно исследованиям Т. В. Ахутиной у детей с нарушением работы второго блога так же наблюдаются и нарушения лексической стороны речи.

Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля деятельности. При нарушениях работы данного блока у детей наблюдаются персеверации элементов букв (и- ш, п — т), букв, слогов; пропуски букв и слогов; ошибки обозначения границ слова и предложения [5]. При дефицитарном развитии третьего функционального блока у детей наблюдается не соблюдение правил и невозможность контроля за своими действиями.

На современном этапе развития педагогики и психологии видна тенденция к учету индивидуальных особенностей детей при коррекционном обучении, а представления о закономерностях развития ВПФ дает возможность создания новых направлений коррекционной работы на базе нейропсихологического похода.

Коррекционно-развивающее обучение на основе нейропсихологии имеет три направления. Первое направление- формирование базовых предпосылок познавательных функций. Второе направление — развитие и коррекция познавательных функций. Третье направление — развитие и восстановление межполушарного взаимодействия [6].

Согласно нейропсихологическому подходу А. Р. Лурия письмо понимается как сложная функциональная система письменной речи, реализуемая совместной и интегрированной деятельностью различных областей мозга. Недоразвитие какой-либо из них приводит к специфическим формам дислексии и дисграфии.

Педагогами и психологами доказана связь трудностей овладения письмом у младших школьников не столько с недоразвитием устной речи, сколько с несформированностью невербальных форм психических процессов — зрительно-пространственных представлений, слухо-моторных и оптико-моторных координаций, общей моторики, с несформированностью внимания, а также целенаправленности деятельности, саморегуляции, контроля за действиями и т. д, что является слабым звеном в развитии большинства левшей [2].

По мнению В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и других для стимуляции интеллектуального развития необходимо применять кинезиологические упражнения, так как развитие мелкой и крупной моторики является предпосылками для становления психических процессов. Коррекционно-развивающая работа должна направляться от движения к мышлению [8]. Э. Баллингером был разработан комплекс упражнений «Учебная гимнастика» направленный на коррекцию внимания, память и расслабление центральной нервной системы.

А. Л. Сиротюк считает, что современная школьная программа ориентирована в основном на использование и развитие левого полушария (логическое мышление, анализ, синтез), а развитие правого полушария (интуиция, творческое мышление, создание образов) игнорируется. Данный формат обучения подавляет нейрофизиологическую основу развития гармонично развитого ребенка.

Итак, трудности овладения грамотной письменной речью и другие трудности овладения школьной программой с точки зрения нейропсихологии тесто переплетаются с проблемами современной логопедии и дефектологии. Использование нейропсихологических методов и логопедических приемов дают возможность более качественно и всесторонне вести коррекционную работу. А нам, учителям-логопедам, — совершенствовать свою профессиональную компетентность.

Литература:

  1. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психологии. — 1987. — № 2. — С. 152–157.
  2. Блонский П. П. Психология младшего школьника. — Воронеж: МОДЭК, 1997.
  3. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Смысл. — 2003. — 257 с.
  4. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. — М.: Академия, 2009. — 146 с.
  5. Клецина И. С. Гендерная социализация: учеб. пособие. — СПб.: РГПУ им. Герцена, 1998. — 657 с.
  6. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Мим, 1997; Речь, 2003. — 149 с.
  7. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 264.
  8. Лалаева Р. И. Дисграфия // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. Т 2 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. — С. 502–511.
Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, трудность овладения, ребенок, нарушение работы, устная речь, младший школьный возраст, коррекционная работа, современная школьная программа, нейропсихологический подход, головной мозг.


Ключевые слова

младший школьный возраст, высшие психические функции, дисграфия, нейропсихологический подход, трудности овладения письменной речью, современная школьная программа

Похожие статьи

Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи...

Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, связанный с большими изменениями в психической, психофизиологической, интеллектуальной и социальной жизни ребенка. Начало этого возрастного периода связано с особой ситуацией развития личности...

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном...

Проблема нарушений письменной речи (дисграфия) у младших школьников в настоящее время является одной из самых актуальных. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии...

Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в

Коррекционная работа по преодолению оптической дисграфии ведется в несколько этапов и

Нередко встречающееся в младшем школьном возрасте нарушение письменной речи...

Коррекция нарушений письма у младших школьников...

Нарушение письменной речи у детей с ЗПР в настоящее время рассматривается как

Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей

Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, связанный с...

Нейропсихологический подход к изучению патогенеза дисграфии

Нарушение работы функциональных компонентов III блока головного мозга выражается в недостаточной

Также у детей с дисграфией, имеющих регуляторные трудности, встречаются ошибки

Комплексный нейропсихологический подход к преодолению афазии у детей с...

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка.

В связи с широкими возможностями нейрокоррекционной работы, а так же хорошо

Для отслеживания эффективности коррекционной работы, а так же динамики речевого развития...

письменная речь, младший школьный возраст, ребенок...

Овладение письменной речью означает для ребенка овладение особой и чрезвычайно сложной символической системой знаков и имеет в

Письменная речь абстрактна также в том отношении, что она совершается без собеседника. Письменная речь отличается от устной...

Нарушение письменной речи у младших школьников

Итак, нарушения письма (дисграфия) у детей младшего школьного возраста изучаются

Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

Письменная речь — сложная психическая деятельность. Расстройства речи у умственно...

Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма...

Ключевые слова: дисграфия, младшие школьники, нейропсихологический подход.

Основываясь на концепции А. Р. Лурии о функциональном строении мозга, Т. В. Ахутина приводит

Комплексный нейропсихологический подход к преодолению афазии у детей с...

Похожие статьи

Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи...

Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, связанный с большими изменениями в психической, психофизиологической, интеллектуальной и социальной жизни ребенка. Начало этого возрастного периода связано с особой ситуацией развития личности...

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном...

Проблема нарушений письменной речи (дисграфия) у младших школьников в настоящее время является одной из самых актуальных. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии...

Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в

Коррекционная работа по преодолению оптической дисграфии ведется в несколько этапов и

Нередко встречающееся в младшем школьном возрасте нарушение письменной речи...

Коррекция нарушений письма у младших школьников...

Нарушение письменной речи у детей с ЗПР в настоящее время рассматривается как

Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей

Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, связанный с...

Нейропсихологический подход к изучению патогенеза дисграфии

Нарушение работы функциональных компонентов III блока головного мозга выражается в недостаточной

Также у детей с дисграфией, имеющих регуляторные трудности, встречаются ошибки

Комплексный нейропсихологический подход к преодолению афазии у детей с...

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка.

В связи с широкими возможностями нейрокоррекционной работы, а так же хорошо

Для отслеживания эффективности коррекционной работы, а так же динамики речевого развития...

письменная речь, младший школьный возраст, ребенок...

Овладение письменной речью означает для ребенка овладение особой и чрезвычайно сложной символической системой знаков и имеет в

Письменная речь абстрактна также в том отношении, что она совершается без собеседника. Письменная речь отличается от устной...

Нарушение письменной речи у младших школьников

Итак, нарушения письма (дисграфия) у детей младшего школьного возраста изучаются

Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

Письменная речь — сложная психическая деятельность. Расстройства речи у умственно...

Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма...

Ключевые слова: дисграфия, младшие школьники, нейропсихологический подход.

Основываясь на концепции А. Р. Лурии о функциональном строении мозга, Т. В. Ахутина приводит

Комплексный нейропсихологический подход к преодолению афазии у детей с...

Задать вопрос