Глубокие структурные трансформации современного права, экономики и социальной сферы объективно создают условия, при которых существующие традиционные институты уже не в состоянии адекватно отвечать на возникшие потребности общества в урегулировании этих общественных отношений. В такой ситуации возникает явление институциональной недостаточности [1].
На сегодняшний день налицо институциональная недостаточность проблемы договорных отношений в Интернете. Институт договора в гражданском праве нуждается в дополнении теоретической модели и понятийного аппарата. В обязательственном праве необходимо введение понятия «безвозмездное оказание услуг», в рамках которого будут рассматриваться договоры об оказании услуг информационного характера в виртуальном пространстве Интернета.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется рядом факторов:
—отсутствие монографических исследований, посвященных правовой природе договора дистанционной розничной купли-продажи:
—различия точек зрения авторов по многим вопросам, касающимся договора дистанционной розничной купли-продажи;
—противоречивость нормативно-правовых актов, регулирующих данный договор;
—несовершенство гражданского законодательства в отношении договора дистанционной розничной купли-продажи.
Научная новизна проведенного исследования заключается в разработанном новом подходе, в соответствии с которым договор дистанционной розничной купли-продажи по своей природе не может рассматривается как договор купли-продажи, а является самостоятельным видом договора розничной купли-продажи. В подтверждение этого в проведено исследование проблем, касающихся как понятия собственно правовой природы, так и существенных условий, содержания, заключения, изменения, исполнения, ответственности сторон и прекращения договора дистанционной розничной купли-продажи, а также его места в системе других договоров купли-продажи. Поскольку дистанционность способа осуществления розничной купли-продажи товара детерминирует (обусловливает) кардинальные особенности предмета, других существенных условий, содержания и формы договора розничной купли-продажи, есть основания выделить данный договор в самостоятельный вид договора розничной купли-продажи, назвав его «Договор дистанционной розничной купли-продажи».
Ключевые слова: дистанционная продажа, договор дистанционной купли-продажи, договорные отношения, защита прав потребителей, обязательственные правоотношения, электронная коммерция, спецификация товара, товар ненадлежащего качества, немотивированный отказ.
Modern law, like the economy and the social sphere, is in the stage of deep structural transformations. The transformation of social relations objectively creates conditions under which the existing traditional institutions are no longer able to adequately respond to the emerging needs of society in the regulation of these social relations. In such a situation, the phenomenon of institutional insufficiency arises [1].
Today, in our opinion, there is an institutional insufficiency of the problem of contractual relations on the Internet. The institution of contract in civil law needs to supplement the theoretical model and conceptual apparatus. In the law of obligations, it is necessary to introduce the concept of «gratuitous provision of services», within the framework of which contracts for the provision of information services in the virtual space of the Internet will be considered. Thus, the relevance of this study is determined by a number of factors:
—the lack of monographic studies devoted to the legal nature of the contract of remote retail sale:
—differences in the authors ' points of view on many issues related to the remote retail purchase and sale agreement;
—inconsistency of regulatory legal acts regulating this agreement;
—the imperfection of civil legislation in relation to the contract of remote retail purchase and sale;
——determined the relevance and necessity of conducting a theoretical study of this contract.
The scientific novelty of the conducted research lies in the developed new approach, according to which the contract of remote retail sale by its nature cannot be considered as a contract of sale, but is an independent type of retail sale contract. In support of this, a study of problems concerning both the concept of the legal nature itself and the essential conditions, content, conclusion, modification, execution, liability of the parties and termination of the remote retail sale agreement, as well as its place in the system of other purchase and sale agreements, has been conducted. Since the remoteness of the method of retail purchase and sale of goods determines (determines) cardinal features of the subject, other essential conditions, content and form of the retail sale agreement, there are grounds to distinguish this agreement into an independent type of retail sale agreement, calling it a «Remote retail sale agreement».
Keywords : remote sale, remote purchase and sale agreement, contractual relations, consumer rights protection, binding legal relations, e-commerce, product specification, goods of improper quality, unmotivated refusal.
Правила, регулирующие дистанционный способ приобретения товара, определение места данного договора в системе иных договоров розничной купли-продажи, помещены в Гражданском кодексе РФ в статью, регулирующую куплю-продажу товаров по образцам. При этом нормы сформулированы таким образом, что без проведения теоретического исследования невозможно определить, рассматривает ли законодатель этот договор как вид договора купли-продажи по образцам, или как вид договора розничной купли-продажи, или как особый способ заключения договора. В литературе также нет единства во мнениях о том, какой признак должен быть положен в основу выделения договора дистанционной розничной купли-продажи из массы других договоров розничной купли-продажи. Вопросы вызывают способы заключения договора, много нерешенных проблем связано с предоставлением информации о товаре и т. п. Все эти вопросы требуют не только теоретического рассмотрения, но и — как результат — совершенствования законодательства.
В Государственной Думе с 1999–2001 гг. по настоящее время находятся два законопроекта «Об электронной коммерции» [2], разработанные в соответствии с Типовым законом ЮНСИТРАЛ [3], однако работа над ними не ведется. Вместе с тем, согласно ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» [4], Правилам продажи товаров дистанционным способом, продажа товаров посредством теле- и медиаслужб (в частности, сети Интернет) относится к дистанционному способу продажи вне зависимости от того, осуществлялась коммуникация посредством служб или в частном порядке, были ли средства коммуникации индивидуально доступны. С другой стороны, предписания Закона «О защите прав потребителей» и требования Федерального Закона «О рекламе» [5] о рекламе товаров при дистанционной продаже в сочетании со ст. 497 ГК РФ [6] ограничивают информационные обязанности продавца лишь потребительскими договорами [7].
Развитие средств связи привело к появлению на рынке, в том числе и российском, множества новых способов продажи и продвижения товаров: через автоматы, телемагазины, Интернет-площадки и др. Суть таких продаж в том, что договоры заключаются сторонами на расстоянии (заочно) с помощью средств связи. Такие договоры получили название «договоров дистанционной купли-продажи». На основании проведенного исследования данного вида договоров, на наш взгляд, необходимо сделать следующие выводы:
Проблема договоров в виртуальном пространстве Интернета для науки гражданского права на сегодня является одной из наиболее острых. Круг вопросов, который должен быть разрешен в связи с совершением электронных контрактов, достаточно широк и исчерпывающим образом не определен. Дело в том, что предварительно необходимо прийти к согласованному пониманию того, что же представляют собой электронные контракты, какие правовые последствия влечет форма электронных сообщений. Единство среди специалистов по указанным проблемам только начинает складываться. Следует разработать положения, облегчающие определение местонахождения сторон, места заключения электронного контракта и места исполнения обязательств. Должен быть решен вопрос о юрисдикции и применимом праве при совершении электронных сделок.
Любая продажа, осуществленная без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой из каталогов, телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов будет причислена к разряду дистанционных продаж.
Договор дистанционной купли-продажи заключается после ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (Интернета, телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иным способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара. Таким образом, прямой контакт между покупателем и продавцом отсутствует.
Определение продажи товаров дистанционным способом тождественно в разных законах и сформулировано вполне четко — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Договор дистанционной продажи товаров определяется как договор розничной купли-продажи, заключенный на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Действующее законодательство о розничной купле-продаже, направлено на защиту прав «слабой стороны» в данных правоотношения — покупателя (гражданина, приобретающего товар для личных, бытовых нужд). При этом необходимо учитывать, что любая часть договора купли-продажи, ущемляющая права покупателя, будет считаться недействительной. Последнее, по общему правилу, не влечет недействительности всей сделки.
Предписания Закона «О защите прав потребителей» и требования Федерального закона «О рекламе» [8] о рекламе товаров при дистанционной продаже в сочетании со ст. 497 ГК РФ ограничивают информационные обязанности продавца лишь потребительскими договорами.
Отношения сторон в договоре розничной купле-продаже регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, Постановлениями Правительства РФ [9], Закона «О защите прав потребителей», Правил дистанционной купли-продажи.
Простое перечисление документов, регулирующих защиту прав потребителей по дистанционным договорам, неопровержимо свидетельствует об отсталости российского законодательного регулирования. Несмотря на фактическое широкое распространение, у нас не нашли отражения в законе ни заключение договоров вне помещения предпринимателя, ни дистанционное оказание услуг, ни электронная коммерция, ни мобильная коммерция; не регулируется дистанционное оказание финансовых услуг; нет системного регулирования недобросовестной коммерческой практики.
Норма ст. 451 ГК РФ, которая сводит к минимуму возможность расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.
Закон РФ «О защите прав потребителей» в ст. 18 признает за потребителем право в случае обнаружения недостатков товара отказаться от исполнения договора вне зависимости от значимости недостатка. Следует заметить, что данная норма, хотя и предоставляет потребителям высокий уровень защиты, невыгодна для предпринимателей. Именно с ней связано такое явление, как потребительский терроризм.
Российское законодательство не признает за потребителем права отмены договора: в соответствии с п. 4 ст. 26.1 ЗОЗПП он вправе лишь вернуть товар. Что касается договора оказания услуг, то в соответствии со ст. 32 указанного Закона потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время. При этом правовая природа отказа от товара или отказа от исполнения неясна.
Отказ от договора продажи товара дистанционным способом потребитель может заявить до передачи товара — в любое время, а после его передачи — в течение семи дней. Если же продавцом при передаче товара не исполнена информационная обязанность письменно сообщить потребителю о его праве вернуть товар надлежащего качества, то покупатель имеет возможность вернуть товар в течение трех месяцев с момента передачи.
К разряду дистанционных продаж приравнены любые продажи, осуществленные на основании информации, полученной из интернет-ресурсов, рекламных буклетов, телевидения, каталогов, радио (то есть исключающим возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара) и осуществленные без непосредственного присутствия продавца. При этом каталоги товаров не являются рекламой, а представляют собой оферту для заключения договора продажи товара дистанционным способом.
Доказательствами покупки товара, приобретенного дистанционным путем, могут служить выписка с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итоги дебетовых и кредитовых операций, а также иные документы, подтверждающие перевод денежных средств.
При заключении договора дистанционной купли-продажи в отношении технически сложных, либо крупногабаритных товаров, либо товаров, поставляемых крупной партией, необходимо предусмотреть обязательное утверждение спецификации товара сторонами.
В качестве примера можно привести решение Ленинградского районного суда г. Калининграда по делу 2–5643/2015. 20 марта 2015 года был заключен договор между покупателем — физическим лицом и ООО «ТД «АмурВнешТорг». Счёт на оплату аванса в размере 173000 (сто семьдесят три тысячи руб.) был оплачен 23 марта.
В договоре поставки № АВТ 0315–63–11 от 20.03.2015 указан срок изготовления батута — 40 рабочих дней. Это же следовало из предварительной переписки по электронной почте с директором ООО «ТД «АмурВнешТорг» Алексеем Коваленковым.
1 мая после того, как покупатель в переписке указывает ООО «ТД «АмурВнешТорг» на существенное нарушение сроков изготовления, ООО «ТД «АмурВнешТорг» в качестве подтверждения исполнения им своих обязательств по указанному договору прислал фото батута, не соответствующего заказанному.
5 мая в адрес ООО «ТД «АмурВнешТорг» была направлена по электронной почте претензия, в которой указано на то, что батут не соответствует заказанному. Он отличается цветом, размерами деталей, (в частности слон и пальмы явно отличаются от того, что заказывали). А также качеством материала. Кроме того, в договоре не было сказано, что на батуте будет иметь место логотип компании ООО «ТД «АмурВнешТорг».
Спецификацию товара ООО «ТД «АмурВнешТорг» утверждать отказывается. Документов, заявленных на сайте (в частности, счет-фактуру, копии сертификата, товаротранспортную накладную) к батуту покупатель так и не получила.
Фото второго заказанного батута ООО «ТД «АмурВнешТорг» покупателю даже не прислал.
Поскольку в ответ на претензию получено уверение со стороны А.Коваленкова, что на фото — именно тот батут, который был заказан, 14 мая в адрес ООО «ТД «АмурВнешТорг» по электронной почте было направлено уведомление о расторжении договора купли-продажи. Ответа получено не было.
В исковом заявлении о защите прав потребителей в обоснование предъявленных требований было указано:
«Считаю, что навязываемый мне ООО «ТД «АмурВнешТорг» товар — ненадлежащего качества. Недостатки навязываемого мне товара не могут быть устранены, так как изменение цвета, размеров и формы деталей на имеющемся на фото батуте невозможно. Нарушены сроки поставки мне товара».
К исковому заявлению были приложены PrtSc (фотография экрана) сайта ООО «ТД «АмурВнешТорг» с фотографией предлагаемого к продаже и заказанного батута с указание срока доставки, характеристики товара и списка документов к батуту.
Решением суда иск был удовлетворен в пользу покупателя частично, а именно: «Расторгнуть договор купли-продажи от 23 марта 2015 года и вернуть уплаченную по данному договору сумму в размере 173000 рублей».
Правовое регулирование специальных коммерческих практик в России, как свидетельствует проведенный сравнительный анализ, достаточно фрагментарно. Несомненно, совершенствование механизма защиты потребителей не должно осуществляться путем бездумного заимствования зарубежного опыта, оно должно опираться на сложившиеся правовые традиции и институты. Представляется, что реализация политики защиты потребителей при осуществлении специальных коммерческих практик должна осуществляться в следующих направлениях:
В нормативном плане гл. 39 ГК РФ требует дополнения отдельной статьей следующего содержания: «К обязательственным правоотношениям в виртуальном пространстве Интернета применяются общие правила об обязательствах, за исключениями, предусмотренными настоящим Кодексом.
Услуги в виртуальном пространстве Интернета могут быть оказаны безвозмездно, если это вытекает из положений договора между интернет-компанией и пользователями».
Внесение в стандартный текст договора дистанционной купли-продажи преддоговорных и постдоговорных обязанностей продавца будет способствовать приведению российской судебной практики в соответствие с общеевропейской практикой и поможет экономически слабой стороне договора — потребителю — избежать необходимости обращаться в суд для защиты своих нарушенных прав, а продавцу — избежать приобретающего массовый характер явления — потребительского терроризма.
Для предупреждения возможных спорных ситуаций сторонам следует еще на стадии заключения договора согласовывать сроки устранения недостатков товара, если они будут выявлены в течение гарантийного срока, и ответственность в виде неустойки (штрафа, пени) за нарушение таких сроков.
При заключении договора дистанционной купли-продажи в отношении технически сложных, либо крупногабаритных товаров, либо товаров, поставляемых крупной партией, необходимо предусмотреть обязательное утверждение спецификации товара сторонами.
Необходимо законодательное закрепление права потребителя на немотивированный отказ в течение четырнадцати дней от исполнения договора, заключенного вне помещения предпринимателя, в том числе при доставке товаров и оказании услуг, которые не были оговорены при обращении потребителя в коммерческое помещение предпринимателя.
Необходимо изменение законодательства о защите прав потребителя с тем, чтобы наряду с товарами ненадлежащего качества потребителю были бы предоставлены права на возврат или обмен товаров надлежащего качества, но не соответствующих описанию, предложенному продавцом, либо требованиям, обозначенным потребителем при покупке.
Необходимо освобождение потребителя от обязанности оплатить продавцу возврат незаказанного товара, а также товара ненадлежащего качества, проданных дистанционным способом.
Необходимо совершенствование Правил продажи товаров дистанционным способом с целью детализации информации, которую следует предоставить потребителю до и после заключения договора, а также оговорить, что информация должна быть выражена явно, непосредственно и в доступной форме, исключающей заблуждение потребителя.
Необходимо установление законодательной неустойки за просрочку поставки товара (услуги) и непоставку товара (услуги) даже в том случае, если товар не был предварительно оплачен потребителем.
Литература:
- Каверин К. В. Сущность и основные параметры институциональной недостаточности как категории современного права // Современное право. 2009. N 1. С. 12.
- Законопроект № 11081–3 «Об электронной торговле»// № 11081–3 Законопроект:: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru)(дата обращения 20.09.2021); Законопроект № 47432–3 «Об электронной торговле» // № 47432–3 Законопроект:: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru) (дата обращения 20.09.2021 г.)
- «Типовой закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках» (Принят в г. Вене 01.07.2011 на 44-ой сессии ЮНСИТРАЛ)// Типовой закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках (2011 год) | Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (un.org) (дата обращения 20.09.2021 г)
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» (ред. от 11.06.2021 г.) ст.26.1 //Российская газета от 7 апреля 1992 г.,
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.08.2021)// Российская газета от 15 марта 2006 г. N 51
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021)//Российская газета от 6, 7, 8 февраля 1996 г. N 23, 24, 25
7. Жан Э. Э. Определение путей совершенствования законодательства в сфере правового регулирования договора дистанционной купли-продажи http://kartaprava.ru/
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.08.2021)//Российская газета от 15 марта 2006 г. N 51
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 20.09.2021).