При рассмотрении особенностей защиты чести, достоинства и деловой репутации по законодательству отечественного государства, автор приходит к выводу, что с юридической точки зрения термины «честь» и «достоинство» могут восприниматься как единое правовое понятие, хотя по своей сути они являются различными терминами. Будучи объектами гражданско-правовой охраны, достоинство, честь и деловая репутация личности являются важнейшими нематериальными, духовными благами, моральными ценностями, которые принадлежат каждому человеку, а охрана этих ценностей закреплена на конституционном уровне. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена отсутствием четких определений названных понятий в законодательстве, что неизбежно вызывает трудности в применении их на практике.
Ключевые слова : честь, достоинство, деловая репутация, защита чести и достоинства.
Честь и достоинство граждан представляют собой такие морально-правовые категории, которые обладают специфическими особенностями и свойствами. Кроме того, данные категории влияют на значимость и оценку человека для общества и неразрывно связаны с существованием личности в социальной среде.
Защита прав личности является одним из признаков социального прогресса, когда приоритет отдается базовым ценностям граждан, а обеспечение таких общечеловеческих ценностей является неотъемлемой чертой демократического государства.
Однако обладающий сознанием, умеющий проявлять свою волю и чувства, сам человек является важнейшей ценностью, умолять достоинства и честь которой является неразумно. Субъекты права должны быть уверены, что их права и свободы находятся под защитой государства и в случае нарушения каких-либо базовых категорий — требовать их защиты в судебном порядке.
Р. В. Шульгина определяет достоинство и честь личности как социальные блага, находящиеся под защитой действующего российского законодательства, нарушение которых наносит серьезный моральный вред общественному положению и свободе действий путем создания о человеке неблагоприятного впечатления [10, с. 266].
Несмотря на то, что данные блага находятся под защитой закона, в настоящее время доктринально и законодательно еще не разрешены многие ключевые проблемы, связанные с реализацией права личности на защиту ее достоинства и чести.
По мнению А. М. Рабец, такие базовые категории, как «достоинство» и «честь» зачастую исследуются как единое собирательное понятие, однако, автор подчеркивает, что они могут использоваться как единичные самостоятельные понятия и между ними нет неразрывной связи. Так, честь представляет собой, главным образом, оценку, которую личность получает в процессе совместной деятельности и общения с остальными людьми. Что касается достоинства, то оно представляет собой плод внутренней мыслительной деятельности человека, а также его представление о себе самом, которое формируется не самостоятельно, а под воздействием оценки человека другими субъектами [7, с. 81].
Представляется, что право человека на достоинство представляет собой право на самооценку, на формирование представления человека о самом себе.
Если честь человека может быть ущемлена распространением порочащих его сведений, не соответствующих действительности, то достоинство может «пострадать» в результате сообщения таких сведений самому человеку, а также оскорбительных оценок со стороны других лиц, что может привести к изменению его самооценки в сторону ее снижения. Таким образом, с юридической точки зрения понятия «честь» и достоинство» могут восприниматься как единое правовое понятие, хотя по своей сути они различны.
А. А. Рыбенцов определяет честь как внутреннее состояние личности, ее нравственное достоинство, а достоинство как осознанный лицом и окружающими людьми факт обладания лицом определенной совокупностью интеллектуальных и нравственных качеств [8, с. 25].
Представляется, что честь в правовом понимании представляет собой благо, находящееся под охраной закона, основанное на положительной общественной оценке человека, вне зависимости от того, какое социальное положение в обществе он занимает, обусловленное поведением индивида в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями, правилами и нормами.
А. Л. Анисимов определяет достоинство личности как внутреннюю самооценку собственных качеств человека, его мировоззрения, способностей и своего общественного значения. Автор подчёркивает, что достоинство в объективном смысле является общественно значимым качеством человека, опосредованным формирующимися общественными отношениями [4, с. 29].
По мнению автора настоящего исследования, достоинство представляет собой благо, которое присуще каждой личности вне зависимости от оценки общества, находящееся под правовой охраной и основанное на положительной самооценке индивида и на общечеловеческой ценности.
Что касается деловой репутации, то, к примеру, Л. В. Санникова под деловой репутацией понимает сложившееся восприятие не данным лицом, а иными лицами профессиональных качеств юридического или физического лица, обладающего определенными индивидуальными преимуществами перед другими субъектами, занимающимися аналогичной деятельностью [6, с.257–258].
Применительно к деловой репутации, следует подчеркнуть, что ею могут обладать как физические, так и юридические лица, а также всевозможные общественные формирования и другие организации. Репутация юридических лиц и ее защита предусмотрена только в рамках гражданского законодательства, в частности, в рамках статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Однако, само определение деловой репутации законодателем не представлено.
По мнению автора настоящего исследования, репутация представляет собой мнение, отраженное в общественном сознании и формирующееся на основе совокупности конкретных сведений об отрицательных и положительных качествах лица.
Представляется необходимым установить в законодательстве четкие определения таких понятий, как «честь», «достоинство», «деловая репутация». Четкое определение названных терминов позволит устранить все неточности и неоднозначности их понимания в практической деятельности. Так, до настоящего момента остается спорным вопрос о том, относится к понятию «деловая репутация гражданина» деловая репутация лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а также граждан, которые трудоустроены в организации на основании трудовых норм.
Итак, будучи объектами гражданско-правовой охраны, достоинство, честь и деловая репутация личности являются важнейшими нематериальными, духовными благами, моральными ценностями, которые принадлежат каждому человеку, а охрана этих ценностей закреплена на конституционном уровне. Законодатель выделяет термины «честь», «достоинство» и «деловая репутация» в рамках статьи 152 ГК РФ, в которой прямо определено право на их защиту. При этом названная гражданско-правовая норма считается общей и специальной нормой одновременно, поскольку она предоставляет гражданину право требовать опровержение сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию.
Как разъяснено в пунктах 1, 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2002 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц — одним из условий их успешной деятельности.
В п.1 ст. 152 ГК РФ законодатель предоставляет гражданину право требовать опровержения порочащих его достоинство и честь сведений. Однако, при этом лицо, распространившее такую информацию, должно доказать, что они соответствуют действительности. Законодатель устанавливает, что опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены незаконные сведения, или схожим способом.
Оспариваемые в суде высказывания, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию того или иного лица, являются выражением личного мнения, оценочным суждением, ввиду чего они должны быть проверены судом на предмет соответствия их действительности. Только в этом случае имеется возможность судебной защиты потерпевшего. Так, в одном из примеров судебной практики (Решение Белогорского городского суда Амурской области от 24 ноября 2020 г. по делу № 2–1927/2019 истец обратился с иском о компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей [3]. В обоснование заявленных требований отметил, что в октябре 2019 года, находясь на рабочем месте в качестве продавца консультанта магазина ООО «ДНС Ритейл» в Белогорске после выкуренной сигареты подвергся нападкам со стороны администратора магазина и обвинениям в употреблении наркотических средств. Данные оскорбительные и унизительные высказывания были заявлены в присутствии других сотрудников магазина ДНС и повторены неоднократно в течение рабочего дня. В результате порочащих сведений, в коллективе сложилось негативное отношение к истцу, и он был вынужден уволиться. Более того, в течение некоторого периода он не мог устроиться на новую работу и оставался без средств к существованию. Сам истец заявлял, что никогда не употреблял запрещённые средства и не состоял на учете врача-нарколога, в связи с чем распространяемые о нем сведения являются порочащими его честь и достоинство. Суд пришел к выводу, что оспариваемое истцом устное высказывание сотрудника ООО «ДНС Ритейл», имевшее место в октябре 2019 года, носит характер оценочных суждений, является выражением субъективного, личного мнения на происходящие события, и не может быть предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ, поскольку содержание и общий контекст оспариваемой истцом информации указывают на субъективно-оценочный характер спорных высказываний, носят характер мнения, содержащего в себе видение ситуации относительно действий истца.
Можно согласиться с точкой зрения А. В. Шкитова, который полагает, что современному российскому законодательству следовало бы разрешить вопрос как об определении некоторых критериев возмещения морального вреда, так и об ответственности за распространение любых сведений, порочащих лицо, а также установить более четкий порядок взыскания с ответчиков компенсации за причинение неимущественного морального вреда, и правила расчета морального вреда [9, с. 59].
Подводя итог настоящего исследования следует отметить, что для устранения противоречий и неточностей представляется необходимым установить в законодательстве четкие определения таких понятий, как «честь», «достоинство», «деловая репутация». Четкое определение названных терминов позволит устранить все неточности и неоднозначности их понимания в практической деятельности. При определении деловой репутации гражданина следует особо прояснить, входят ли в данное понятие лица, которые трудоустроены в организации на основании трудовых норм и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Иными словами, при определении деловой репутации необходимо пояснить, каким социальным статусом должно обладать лицо, которому предоставлено право на применение в его отношении понятия «деловая репутация гражданина».
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2002 № 3 // СПС Консультант Плюс.
- Решение Белогорского городского суда Амурской области от 24 ноября 2020 г. по делу № 2–1927/2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/9OOBatgdufrv/ (дата обращения: 16.08.2021).
- Анисимов А. Л. Честь, достоинство и деловая репутация под защитой закона / А. Л. Анисимов. Москва: Закон, 2017.
- Денисова Э. С. Объект состава клеветы (ст. 128.1 УК РФ) / Э. С. Денисова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. — № 8–9. — С. 67–70.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, под ред. Л. В. Санниковой // Статут, 2016.
- Рабец А. М., Хватова М. А. Право гражданина на защиту чести, достоинства и деловой репутации: проблемы теории и практики // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. — № 3 (44). — С. 81–85.
- Рыбенцов А. А. Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан / А. А. Рыбенцов // Современная наука. 2019. — № 3. — С. 25–29.
- Шкитова А. В. Проблемы компенсации морального вреда при защите чести, достоинства и деловой репутации / А. В. Шкитова // Молодой ученый. 2018. — № 28 (214). — С. 57–60.
- Шульгина Р. В. Понятие чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве / Р. В. Шульгина // Молодой ученый. 2017. — № 18. — С. 266–269.