Аутентичный текст на уроках немецкого языка в старших классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (380) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.09.2021

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Гречаная, О. А. Аутентичный текст на уроках немецкого языка в старших классах / О. А. Гречаная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84113/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматривается вопрос о месте и значении текста при обучении немецкому языку и актуальность использования аутентичных текстов. Выделяются и описываются преимущества работы с аутентичным текстом на уроках немецкого языка.

Ключевые слова: текст, аутентичный текст.

The article deals with the question of the place and meaning of the text in teaching German and the relevance of using authentic texts. The advantages of working with authentic text in German lessons are highlighted and described.

Keywords : text, authentic text.

В наше время текст оказывает серьезное влияние на образовательный процесс по немецкому языку. Текст — объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность. Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору. Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии, опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.

Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся.

Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста.

Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов отбора языковых единиц.

Тексты отличаются друг от друга событийными, стилевыми, стилистическими характеристиками, вместе с тем имеют общие черты.

Безусловно, текст является речевым произведением, продуктом речевой деятельности человека. Работа над текстами в школе строится как организованная практика в речевой деятельности. При такой работе «создаются благоприятные условия для непроизвольного запоминания языкового материала, развития других видов речевой деятельности». В первую очередь конечно же используются учебные тексты. Текст является основной учебно-методической единицей обучения. Учитель должен точно знать зачем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста. Недостатка в текстах сейчас нет. Объём учебных текстов может быть различным, от нескольких строк до нескольких страниц, как например в книгах для чтения. Но нужно правильно читать и учиться извлекать нужную информацию из прочитанного. Необходимо помнить, что текст большого объёма утомляет и учащиеся теряют интерес.

На современном этапе преподавания иностранного языка учебники и учебные материалы достаточно насыщены информацией страноведческого характера (географические названия, демонстрация традиционных форм общения, привычек и особенностей быта носителей языка, реалий их повседневной жизни и т. д.). Тексты, содержащие сведения об истории страны изучаемого языка, ее традициях и обычаях, столице и праздниках не только способствуют расширению кругозора учащихся, но и являются одним из средств обучения иностранному языку. Так, на сегодняшний день в учебниках представлено большое количество текстов, отражающих различных жизненные обстоятельства аутентичного характера. Работа с данными текстами знакомит учащихся с фразеологией, лексическим материалом, речевыми клише, которые связаны с различными сферами жизни носителей языка, принадлежат к разным речевым стилям [2, 47–58]. Чтобы показать старшеклассникам, что немецкий язык может быть интересным и нескучным, всё чаще используется аутентичный текст. Понятие “аутентичного текста” появилось в методологии не так давно, оно связано с современной формулировкой целей обучения иностранного языка [1, с. 29].

Можно выделить следующие понятия «аутентичных текстов».

Аутентичные тексты — это тексты, взятые из оригинальных источников, которые характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств, иллюстрирует случаи аутентичного словоупотребления, и которые, хотя и не предназначены специально для учебных целей, но могут быть использованы при обучении иностранному языку.

Аутентичный текст характеризуется естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью языковых средств. Аутентичный текст отражает национальные особенности и традиции построения и функциональности текста.

Таким образом, рассмотрев несколько определений аутентичных текстов, взятых из разных источников, мы можем обратить внимание на то, что разные авторы сходятся в едином мнении, характеризуя аутентичный текст, как подлинный, первоначальный; текст из первоисточника, признанный равнозначным другому тексту на другом языке, и имеющим с ним одинаковую силу, но не существует глобального, обобщенного определения аутентичности [3, с. 43]. Аутентичные тексты на старшем этапе обучения предлагают коммуникацию с реальными объектами. Ученики могут быть участниками во всех ситуациях, которые создаются, обыгрываются с помощью таких текстов. Учащимся представляется возможность участвовать в обычной жизни страны изучаемого языка, более подробно познакомиться с культурой, что без сомнений является полезным методом для изучения языка. В качестве примера возьмём текст из общеобразовательного журнала для молодёжи «WD» № 4 2019 год.

«Ohne Eltern: ein kurzer Streifzug durch die vergangenen Epochen»

Deutschland. Junge Frauen.

Die Mädchen sollten von Kindheit an die Normen des Christentums befolgen und nach Tugenden wie Frömmigkeit, Gehorsam, Treue und Keuschheit streben. Man schickte die Mädchen in Kloster, damit sie dort beschützt waren und wohltuende Erziehung erhielten.

Die Edelfrauen sollten keine Ausbildung bekommen, denn Lesen und Schreiben konnte für sie schädlich sein. Demzufolge war der Zugang zu Schulen und Universitäten auch verboten, sodass ihnen nur die Funktion einer guten Frau und Mutter in der Gesellschaft zugeschrieben war. Erst im 19. Jahrhundert durften auch Mädchen Rechnen, Schreiben und Lesen lernen. Für Mädchen entstanden höhere Schuleinrichtungen, wo ihnen beigebracht wurde, was man als Ehefrau zu beherrschen haben muss (Kochen, Waschen, Kindererziehung, Handarbeit). Dabei wurden Mädchen und Jungs getrennt unterrichtet. Trotzdem hatten Frauen bis ans Ende des 19. Jahrhunderts keinen Zugang an Universitäten im Gegensatz zu den Männern.

Junge Männer.

Die Trennung von den Eltern im Mittelalter geschah bei Jungen sehr früh. Oft wurden Jungen schon im Alter von sieben bis neun Jahren von den Eltern getrennt und an «Gastfamilien» geschickt. Man schickte sie zum Hof einer angesehenen Familie, wo sie Regeln der Adeligen lernen sollten. Zunächst wurde der Junge zum Pagen. Die vollständige Ausbildung zum Ritter in allen Disziplinen erfolgte erst ab dem 12. Lebensjahr. Die Ausbildung zum Waffendienst und somit der Aufstieg zum Knappen endete mit circa 15 Jahren. Der Werdegang des Ritters wurde dann im Alter von 19 Jahren abgeschlossen. Dann durften manche bereits an Schlachten teilnehmen. Ab diesem Moment galten sie als Erwachsene, und ihr völlig selbstständiges Leben begann.

На первом этапе можно предложить учащимся по названию текста догадаться, о чём будет текст. Schauen Sie aufmerksam den Titel des Textes an. Worüber er?». Следующим шагом, прежде чем приступать к чтению текста, ученикам предлагается выполнить задачу, направленную на преодоление лексических трудностей этого текста, определить значение неизвестных из контекста слов. Dann bestimmen die Schüler die Bedeutung unbekannter Wörter aus dem Kontext.

die Frömmigkeit — благочестие

die Keuschheit — целомудрие

der Waffendienst — служба

der Werdegang — ход развития

«Wir lesen und übersetzen den Text». После прочтения текста учащимся предлагается ответить на ряд вопросов к тексту.

  1. Wohin schickte man die Mädchen, damit sie dort wohltuende Erziehung zu erhielten?
  2. Warum sollten die Edelfrauen keine Ausbildung bekommen?
  3. Seit wann durften auch Mädchen Rechnen, Schreiben und Lesen lernen?
  4. Mit wie viel Jahren wurden Jungen von den Eltern getrennt und an «Gastfamilien» geschickt?
  5. Wann began ihr völlig selbstständiges Leben?

Затем можно предложить учащимся разбиться на 2 группы. Одна группа представит роль девушек в былые времена в Германии, а другая группа представит роль юношей.

Чтение аутентичных текстов в обучении иностранным языкам на старших этапах, играет большую роль. Практика показывает, что работа над аутентичными текстами положительно влияет не только на эмоциональную область личности ученика, но и решает чисто прагматичные задачи: в активизации и обогащению словаря учеников, расширение социального и культурного компонента обучения иностранному языку.

Литература:

  1. Киян О. Н. Аутентичность как методическая категория / О. Н. Киян — М.: Рольф, 2013. — 113 с.
  2. Маслыко Е. А., Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. / Е. А. Маслыко — М.: Высшая школа, 2014. — 334 с.
  3. Носонович Е. В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам / Е. В. Носонович. // Иностранные языки в школе. — 2011. — № 1. — С. 11–16.
  4. Носонович Е. В. Параметры аутентичного учебного текста / Е. В. Носонович // Иностранные языки в школе. — 2012. — № 1. — С.18.
  5. Яшкова М., Смирнова А. Общеобразовательный журнал для молодёжи «WD».- 2019 год.-№ 4.-С.6
Основные термины (генерируются автоматически): текст, аутентичный текст, иностранный язык, немецкий язык, лексическое наполнение, работа, речевая деятельность, самостоятельность текста, учащийся, часть текста.


Ключевые слова

текст, аутентичный текст

Похожие статьи

Особенности работы с креолизованными текстами на уроке английского языка в школе

В статье рассматривается сущность креолизованных текстов, их жанровая классификация, а также особенности работы с креолизованными текстами на уроках английского языка.

Использование газетных статей для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В статье рассматривается роль газетных материалов в обучении английскому языку. Рассматриваются этапы работы с аутентичными текстами, предлагаются задания для развития умений различных видов чтения, а также лексических и грамматических навыков.

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Применение песенного материала в обучении лексике на уроках английского языка: методический аспект

В статье рассматривается методический аспект применения песенного материала в процессе обучения англоязычной лексике, приводится алгоритм работы на занятии с применением текстов песен на английском языке.

Проблема формирования навыка смыслового чтения как метапредметного результата при работе с текстом у обучающихся начальной школы

В статье рассматривается важность формирования метапредметных результатов, а именно развитие навыка осмысленного чтения в период обучения в начальной школе.

Применение аутентичных видеоматериалов в качестве средства обучения говорению на иностранном языке

В статье рассматривается понятие аутентичности видеоматериалов, а также возможность их использования в ходе урока иностранного языка, их преимущества и эффективность при обучении говорению на иностранном языке.

Работа с текстом и его чтение на уроках немецкого языка

Данная статья посвящена смысловому чтению — одному из обязательных компонентов метапредметных результатов, который можно формировать на уроке иностранного языка.

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Целеполагание на уроках русского языка и литературы

Проблема целеполагания на уроках русского языка и литературы исследуется в различных педагогических работах. Ввиду того, что цели обучения являются важной педагогической категорией, которые имеют практическое значение, рассмотрим подробнее в данной с...

Понимание и учет стилей обучения при преподавании английского языка

В статье автор обсуждает значимость осознания различных стилей обучения и их учета при преподавании английского языка. Также рассматриваются наиболее эффективные методы обучения каждого стиля, с фокусом на изучении новой лексики, что является одним и...

Похожие статьи

Особенности работы с креолизованными текстами на уроке английского языка в школе

В статье рассматривается сущность креолизованных текстов, их жанровая классификация, а также особенности работы с креолизованными текстами на уроках английского языка.

Использование газетных статей для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В статье рассматривается роль газетных материалов в обучении английскому языку. Рассматриваются этапы работы с аутентичными текстами, предлагаются задания для развития умений различных видов чтения, а также лексических и грамматических навыков.

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Применение песенного материала в обучении лексике на уроках английского языка: методический аспект

В статье рассматривается методический аспект применения песенного материала в процессе обучения англоязычной лексике, приводится алгоритм работы на занятии с применением текстов песен на английском языке.

Проблема формирования навыка смыслового чтения как метапредметного результата при работе с текстом у обучающихся начальной школы

В статье рассматривается важность формирования метапредметных результатов, а именно развитие навыка осмысленного чтения в период обучения в начальной школе.

Применение аутентичных видеоматериалов в качестве средства обучения говорению на иностранном языке

В статье рассматривается понятие аутентичности видеоматериалов, а также возможность их использования в ходе урока иностранного языка, их преимущества и эффективность при обучении говорению на иностранном языке.

Работа с текстом и его чтение на уроках немецкого языка

Данная статья посвящена смысловому чтению — одному из обязательных компонентов метапредметных результатов, который можно формировать на уроке иностранного языка.

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Целеполагание на уроках русского языка и литературы

Проблема целеполагания на уроках русского языка и литературы исследуется в различных педагогических работах. Ввиду того, что цели обучения являются важной педагогической категорией, которые имеют практическое значение, рассмотрим подробнее в данной с...

Понимание и учет стилей обучения при преподавании английского языка

В статье автор обсуждает значимость осознания различных стилей обучения и их учета при преподавании английского языка. Также рассматриваются наиболее эффективные методы обучения каждого стиля, с фокусом на изучении новой лексики, что является одним и...

Задать вопрос