В настоящей статье исследуются вопросы незаконных организации и проведения азартных игр. На основании действующего законодательства Российской Федерации был проведен анализ правового регулирования незаконных организации и проведения азартных игр.
Ключевые слова: незаконные организация и проведение азартных игр, уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр.
This article examines the issues of illegal organization and conduct of gambling. Based on the current legislation of the Russian Federation, an analysis was made of the legal regulation of the illegal organization and conduct of gambling.
Keywords: illegal organization and conduct of gambling, criminal liability for illegal organization and conduct of gambling.
В настоящее время нормами противодействия незаконным азартным играм являются уголовное и административное законодательство, которые предусматривают юридическую ответственность.
Однако существует проблема вопросов квалификации, разграничения деятельности организаций между уголовным и административным правонарушением.
Так, в статье 14.1.1 Кодекса административных правонарушений указано, что за незаконные организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 700 тысяч до 1 млн. рублей с конфискацией игрового оборудования [2].
Например, Постановлением № 5–43/2017 судебного участка № 36 Малоярославецкого района Калужской области от 17.04.17 года ООО «Г». было признано виновным в совершении административного правонарушения, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 тысяч рублей с перечислением в УФК МФ РФ по Калужской области [9].
Ст. 171.2 Уголовного кодекса РФ за аналогичные деяния предусматривает уголовную ответственность в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет [3].
Так, в соответствии с данной статьёй был вынесен Приговор № 1–60/2017 Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 февраля 2017 г. в отношении гражданина Ф., который совершил незаконные организацию и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны и с использованием информационно — телекоммуникационной сети «Интернет». Суд признал виновным подсудимого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 1712 УК Российской Федерации и назначил наказание в виде обязательных работ сроком 200 часов, с отбытием наказания в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией [10].
Разграничение состава преступления, предусмотренного ст. 171.2 УК РФ, и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. КоАП РФ, как и в предыдущем случае, осуществляется по объективной стороне. При этом ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ включают в себя деяния, совсем не похожие и полностью не соответствующие деяниям, предусмотренным ст. 171.2 УК РФ.
Разграничение состава преступления, предусмотренного ст. 171.2 УК РФ, и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. КоАП РФ, проводится по наличию или отсутствию признака извлечения дохода в крупном размере, под которым понимается доход, превышающий один миллион пятьсот тыс. руб. (в ст. 14.1.1 КоАП РФ указанный признак отсутствует).
Кроме того, в отличие от состава ст. 171.2 УК РФ, ч. 2 ст. 14.1.1 КоАП РФ предусматривает в качестве квалифицированного состава административного правонарушения осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии, а ч. 3 этой же статьи в качестве особо квалифицированного — осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а также осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии с новой редакцией части первой статьи 14.1.1 КоАП РФ действия, предусмотренные частью первой статьи 171.2 УК РФ, влекут административную ответственность юридических (только юридических) лиц в виде штрафа в размере от 700 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.
Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии на основании новой редакции части второй указанной статьи КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования, на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования, на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.
Юридические лица несут также ответственность по части третьей статьи 14.1.1. КоАП РФ за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление указанной деятельности, и за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Мерой наказания за такое правонарушение предусмотрен штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. Организация и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, в соответствии с частью четвертой данной статьи КоАП РФ влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями первой и второй статьи 14.1.1 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), а частями третьей и четвертой — должностные лица налоговых органов.
Ранее, до 03.01.2015, в случае выявления факта незаконной организации и проведения азартных игр при доказанной сумме извлеченного дохода от 1,5 млн. и выше деяние квалифицировалось как уголовное преступление, а при доказанной сумме извлеченного дохода менее 1,5 млн. — как административное правонарушение [6, С. 44].
С вступлением в силу описанных изменений при выявлении незаконной организации и проведения азартных игр может быть возбуждено:
– уголовное дело;
– административное дело в отношении юридического лица;
– одновременно уголовное дело в отношении физического лица и административное дело в отношении юридического лица.
На это обратил внимание и Конституционный Суд РФ в Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7 и пункта 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом мирового судьи судебного участка № 1 Выксунского судебного района Нижегородской области» [11].
При этом необходимо отметить, что ст. 171.2. УК РФ относится к категории «экономических» преступлений. Уже не первый год уголовно-процессуальное законодательство содержит норму (ч. 1.1. ст. 108 УПК РФ), в соответствии с которой заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 171.2. УК РФ (не зависимо от части статьи).
Органы прокуратуры активно осуществляют надзор за деятельностью игорного бизнеса. Так, прокурор Октябрьского района г. Иркутска обратился в суд с иском в интересах Иркутской области к ООО «Санторин» о признании незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр и запрете осуществления данной деятельности в пункте приема ставок букмекерской конторы. Согласно закону Иркутской области от 14 июня 2007 г. № 38-оз «О запрете на территории Иркутской области деятельности по организации и проведению азартных игр», исходя из которого ООО «Санторин» осуществляет незаконную деятельность по организации и проведению азартных игр.
Определением Верховного Суда РФ от 12 января 2016 г. № 33-КГ15–22 установлено, что в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 г. решение о запрете начиная с 1 июля 2007 г. на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений). Поэтому, удовлетворяя иск, суды обратили внимание, что наличие у общества вышеуказанной лицензии само по себе не является достаточным основанием для занятия такого рода деятельностью на территории Иркутской области, поскольку не преодолевает запрет, установленный областным законом.
Следовательно, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться запрет как на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорной зоны, так и на деятельность букмекерских контор и тотализаторов [12].
Следует согласится с учеными Л. С. Аистовой, А. А. Лихолетовым и другими учеными, что организация и проведение азартных игр с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», относится к категории компьютерных преступлений, обладающих повышенной общественной опасности в силу своей латентности и возможности совершения преступного деяния, находясь за пределами Российской Федерации [5, 7].
Думается, что все интернет-провайдеры должны ограничивать доступ к сайтам, в том числе и блокировать сайты, осуществляющие незаконную деятельность азартных игр и тщательно контролировать интернет-контент, содержащий онлайн-игры.
Правоохранительным органам также необходимо усилить контроль за деятельностью организаций, которые осуществляют деятельность организации и проведения азартных игр.
Органы прокуратуры, бесспорно, играют важную роль в предупреждении правонарушений данного вида, поэтому прокурорским работникам необходимо выявлять вышеуказанные сайты в процессе мониторинга сети «Интернет», обращаться в суд с исковым заявлением о блокировании выявленных сайтов, а также другой запрещенной к распространению компьютерной информации либо направлять информацию о подобных запрещенных сайтах в Роскомнадзор.
Мы поддерживаем позицию ученых [6, 8], считающих, что органам прокуратуры следует усилить взаимодействие с институтами гражданского общества (научными и образовательными учреждениями, политическими партиями, общественными движениями и т. д.) для выявления и дальнейшего блокирования сайтов с информацией о незаконных азартных играх, в частности, например, со студентами юридических факультетов, будущими сотрудниками правоохранительных органов, которые являются постоянными пользователями сети «Интернет» и обладают социально активным правосознанием. В качестве положительного примера можно привести общественную организацию «Лига безопасного Интернета», которая действует с 2011 года и активно борется с запрещенным интернет-контентом, а также компьютерными преступлениями.
Также необходимо отметить, что практика применения в РФ уголовного законодательства отличается от практики применения законодательства административного.
Литература:
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.05.2021).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.05.2021).
- Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.05.2021).
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.05.2021).
- Аистова, Л. С. Незаконное предпринимательство и азартные игры // Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию: материалы VI Рос. конгресса уголовного права. — М.: Норма, 2012. — С. 79.
- Иванчин, А. В. О совершенствовании уголовно-правовых и иноотраслевых средств борьбы с незаконной организацией азартных игр в России // Вести. Ярослав. Гос. ун-та им. П. Г. Демидова. — 2018. — № 1 (23). — С. 44.
- Лихолетов, А. А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия незаконному игорному бизнесу. — 2013. — С.106.
- Чиндяскин, Г. А. Соотношение незаконных организации и проведения азартных игр со смежными составами преступлений и административными правонарушениями // Российский следователь. — 2016. — № 23. — С. 26–27.
- Постановление суда Малоярославецкого района Калужской области № 5–43/2017 судебного участка № 36 от 17.04.17 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.05.2021).
- Приговор Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 фев. 2017 г. по делу № 1–60/2017 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.05.2021).
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7 и пункта 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом мирового судьи судебного участка № 1 Выксунского судебного района Нижегородской области» [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.05.2021).
- Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2016 г. № 33-КГ15–22. [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.05.2021).