В статье изучаются аспекты влияния современного кинематографа на культуру речи молодежи и разработка плана мероприятий, которые поспособствуют повышению уровня языка студентов.
Ключевые слова : культура речи, кинематограф, молодежь, исследование.
Культура речи — понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. В обиходном значении культуру речи понимают часто как «красивую» речь, содержащую изысканные слова и выражения. Источниками формирования речевой культуры человека являются семья, школа, книги, общение со сверстниками, СМИ.
В первой половине ХХ в. возникает культура речи как научная дисциплина, становление которой в российском языкознании связано с именем профессора С. И. Ожегова — основателя сектора культуры речи в Институте русского языка АН СССР в 1952 году [1].
Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации. На основании того, как человек говорит, можно сделать вывод об уровне его духовного и интеллектуального развития.
Сегодня тема нормы речи все больше привлекает ученых, журналистов и исследователей. Эта тема становится предметом дискуссий носителей русского языка и людей, относящимся к другим специальностям. Вопрос «Что же влияет на речевую культуру современной молодежи?» является одним из самых важных и интересных, ведь сегодня идет огромный поток информации, которую мы впитываем, зачастую, не осознавая, как эта информация влияет на наше поведение и речь.
Состояние русского языка — проблема, которая не может оставить равнодушным ни одного человека. Главной проблемой является современный молодёжный язык. Каким образом он формируется и как влияет на культуру языка?
Язык, если говорить кратко — это способ выражения мыслей и чувств. Русский язык считается одним из наиболее богатых и развитых языков мира. И. С. Тургенев, восхищаясь красотой русского языка, призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками» [2]. Конечно, с этими высказываниями нельзя не согласиться, но в условиях современного мира мы наблюдаем совершенно обратное: «классический», правильный русский язык уходит из повседневности, заменяется упрощенной, жаргонной лексикой.
Отсюда и возникает вопрос: «Нужно ли сегодня учить современному русскому языку, который так бережно хранили наши предки, желая передать его нам-современной молодежи, в «чистом виде», если в подавляющей своей массе молодое поколение говорит на примитивном языке?». Нам придется принять тот факт, что язык меняется и становится проще, забываются многие нормы, но все же беречь русский язык-это чрезвычайно важно.
В разные периоды развития общества разным был язык. Так, в послеоктябрьский период разговорную речь захлестывали волны уличной стихии с элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Например, изменился речевой этикет — исчезли «господа», «судари» и «Ваше благородие», обращаться следовало «товарищ» (вне зависимости от пола) или «гражданин» или «гражданка» — с учетом гендерной принадлежности [3].
Сегодня же молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние нашего общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона.
Современное кино существенно изменилось за минувшие десять-пятнадцать лет. Современный кинематограф характеризуется огромным количеством спецэффектов, фильмами в объемном формате и прочими достижениями научно-технического прогресса. В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, у режиссера появилось намного больше возможностей выразить свою мысль и донести ее до зрителя, да и аудиторию привлекает что-либо новое и захватывающие. Но есть и такие фильмы, которые изобилуют ненормативной лексикой и пропагандой ненормированных ценностей.
Обратимся к потребителю современного киноискусства-подросткам. Кино — одно из самых популярных и в тоже время одно из самых молодых массовых искусств современности, непосредственно оказывающее воспитательную функцию на подрастающее поколение. Кинофильмы оказывают влияние на мировоззрение молодежи и способствуют развитию их критического мышления [4].
Осмысление фильма подростковой молодежью происходит, прежде всего, сопоставлением их с героями кино, выразительным проникновением во внутренний мир и сочувствием персонажам.
Во многих фильмах представляется грубое, жестокое поведение персонажей, пропагандируется неуважение к старшему поколению.
Еще в 70-е годы XX столетия психологи установили, что модели поведения, которые демонстрируют герои экрана, имеют огромную привлекательность. Особенно для молодых зрителей с неустойчивой психикой и еще не сформированной системой ценностей. Поэтому, когда хулиганское или извращенное поведение на экране никак не наказывается и не осуждается, очень высока вероятность, что подростки будут ему подражать [4].
Мы решили найти меры предотвращения такой ситуации. Было проведено исследование среди школьников и студентов, исходя из которого можем сделать вывод, что сегодня остро стоит проблема потребления ненужной информации среди детей, и ответственность за это несут родители. Зачастую они не следят за тем, какую информацию поглощает их ребенок и какие идеи внедряются в его сознание через мультфильмы. А из телевизионных передач студенты отдают предпочтения американским фильмам, например, сериал «Отбросы», где за пятнадцать минуть программного времени в речи молодых героев прозвучало 38 откровенных матов. Ненормативная лексика употребляется каждые 15 секунд, и звучит как среди юношей, так и среди девушек.
После изучения интернет источников удалось выявить еще одну интересную деталь. Часто, в зарубежных фильмах снимают нашу страну или показывают отдельные фрагменты. Но порой появляются киноляпы, которые к счастью, понятны только русскоговорящим людям.
|
|
Безусловно, если бы не эти фотографии, зритель бы даже и не заметил таких ляпов. Во-первых, действия в фильме происходят быстро, а во-вторых, если фильм и правда хороший, заметит ли кто-нибудь такие мелочи? Но, к сожалению, русское слово перестало быть ценным и на западе, и в России.
Есть проблема — ищем пути ее решения. Для нас таким решением стала программа «Не то кино». Программа прошла в 2 этапа: подготовительный и основной.
Основной этап включал в себя просмотр познавательных фильмов, походы в театр и др. Помимо этого мы разработали несколько интересных методик и техник, как например методика «Я — актер», где ребята должны проиграть ситуацию, в которой человек, обычно выражается резко и некультурно (падение, неудачный день, обида и др.) Студентам будет предложено множество вариантов замены ругательств на подходящие культурные выражения.
Данная программа будет хорошим началом в повышении уровня культуры речи молодежи. Мы создали «костяк», который в дальнейшем можем преобразовывать. Программа «Не то кино» может использоваться другими образовательными учреждениями.
Увлечение разговорной, а порой и жаргонной, лексикой — болевой синдром телевидения последних лет. Другим серьезным изъяном речи, особенно в сериалах, является языковая небрежность. Бывший руководитель Дирекции информационных программ РТР Александр Нехорошев однажды отметил: «Самая серьезная трагедия, которую сейчас переживают телевидение и радио — это забвение русского языка. Я бы хотел, чтобы победа в области великого русского языка была бы окончательной и бесповоротной».
Литература:
- Береговская Е. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование / Е. М. Береговская // Вопр. Языкознания. — 1996. — № 3. — С. 15–20.
- Виртуальная «личность” и реальное «я“: проблема идентичности / А. Г. Осипова // Вопросы культурологи. — 2008. — № 1. — С. 42–50.
- Гридчин М. М. Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь / М. М. Гридчин // Власть. — 2007. — № 9. — С. 20–24.
- Золотов Е. А. Воздействие аудиовизуального насилия на подрастающее поколение России: историко-культурологический аспект / Е. А. Золотова // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 4. — С. 10–13.