В статье рассматривается позитивная роль кинотерапии в профилактике девиантного поведения подростков.
Ключевые слова: подростки, киноискусство, профилактика, девиантное поведение.
В условиях развития современного общества девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм и правил, приобретает все более массовый характер и ставит эту проблему в центр внимания не только педагогов-психологов, но и социологов, медиков, работников правоохранительных органов и социальных служб. Среди основополагающих концепций и теорий изучения причин девиаций можно выделить: психоаналитические (А. Адлер, З. Фрейд, Э. Фромм), антропологические (Э. Кречмер, Х. Шелдон и др.) и социально-психологические (Д. Матс, Р. Мертон, Т. Сайкс и др.).
В условиях современного общества профилактическую и коррекционную работу с девиантными детьми и подростками необходимо строить с учетом изучения специфики социальной ситуации, этических норм и правил, традиций общественного и семейного воспитания, особенностей психофизиологического и индивидуального развития детей и много другого. Большинство отечественных и зарубежных ученых, занимающихся теоретическим и практическим исследованием проблем девиантности, таких как В. С. Афанасьев, С. А. Беличева, Л. Н. Божович, В. Вундт, Я. И. Гилинский, Ф. Гальтон, Е. В. Змановская, А. Н. Казаков, О. А. Карабанова, Ю. А. Клейберг, Г. Ф. Кумарина, А. Е. Личко, А. Р. Лурия, А. В. Мудрик, А. П. Нечаев, И. А. Невский, А. М. Прихожан, Е. И. Холостова определили тот факт, что в большей степени возникновению различных отклонений в поведении подвержены дети подросткового возраста, нежели другие возрастные группы.
Связано это, в первую очередь, с тем, что подростковый возраст знаменует собой период завершения детства, переход от детства к взрослости. Данный период возрастного развития в основном характеризует неустойчивость, шаткость, неопределенность и подвешенность состояния. Объясняется это тем, что ребенок перешел из стадии детства, но еще не достиг этапа взрослого возраста, но при этом у него уже сформировалось такое новообразование, как чувство взрослости, которое характеризуется тем, что подросток, оставаясь еще ребенком, чувствует себя взрослым. Это противоречие неизбежно ведет за собой кризис подросткового возраста, который особенно тяжело переживается детьми, как, в общем, и весь этот период возрастного развития. Вместе с тем, подростковый возраст характеризуют такие качества, как повышенная возбудимость, неуравновешенность, частая смена настроений, вспыльчивость, неадекватная самооценка, потребность в интимно-личностном общении и самоутверждении. Наибольшая сензитивность пубертатного периода заключается в формировании различных качественных изменений в физиологическом и психологическом развитии ребенка. Но, к большому сожалению, не всегда эти изменения носят положительный и адекватный характер. И в большинстве случаев именно в подростковом возрасте у детей формируются отклонения в поведении. Эта проблема пользуется особой популярностью и довольно актуальна для современного общества. Ведь не для кого ни секрет, что появляется все больше и больше детей с девиантными формами поведения. Проведенное нами исследование по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел) подтверждает все вышесказанное. Результаты показали, что 20 % подростков склонны к преодолению норм и правил, 30 % — склонны к аддиктивным формам поведения, 30 % — к самоповреждающим и саморазрушающим формам поведения, 35 % — к агрессии и насилию, 40 % подростков характеризует неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Результаты 20 % девочек свидетельствуют о неприятии женской социальной роли, об отвержении традиционно женских ценностей и предрасположенности к реализации мужских поведенческих стереотипов и принятия мужской системы ценностей. На основании полученных данных, можно сделать вывод о важности и необходимости проведения своевременной профилактической работы, которая должна быть направлена на предупреждение тех или иных отклонений в поведении ребенка, а также на организацию комплексного и целенаправленного реабилитационного процесса подростков. Профилактическая деятельность имеет своей целью создание благоприятных условий для формирования у подростков соответствующих их возрасту знаний и умений о правильном образе жизни, через привитие позитивных, социально одобряемых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность возникновения девиантных форм поведения.
В психолого-педагогической практике существует большое количество разнообразных методов профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками. Но, несмотря на это, мы хотели бы предложить довольно интересный метод профилактики поведенческих отклонений, который будет особенно актуален при работе с подростками. Это метод кинотерапии, который с уверенностью можно отнести к методам арт-терапевтического воздействия. В общем понимании, арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на воздействии через искусство и творческую деятельность. Это уникальная деятельность, которая, преобразуя негативные эмоции в позитивные, придает человеку сил, уверенности в себе, а также может помочь найти выход из сложной ситуации и решить безболезненно множество насущных проблем [2]. Именно поэтому, очень трудно переоценить важность и необходимость применения приемов арт-терапии в профилактической и коррекционной деятельности, как с детьми, так и с взрослыми. Теперь давайте подробно рассмотрим, что такое метод кинотерапии и в чем состоит его эффективность, как одного из способов профилактики поведенческих отклонений в детской и подростковой среде.
Ни для кого не секрет, что восприятие подростков имеет специфические особенности: их отношение к миру в основном определяется некачественной информацией, которую они получают из видеофильмов, рекламных роликов и многих других источников, оказывающих инициирующие и провоцирующие влияние, формируя при этом установки на девиантное поведение. Подрастающее поколение утрачивает основной смысл происходящих в жизни событий и не имеет необходимых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать позитивный, социально одобряемый и здоровый стиль поведения и жизни.
Вместе с тем, современная киноиндустрия оказывает не только диструктивное влияние на ребенка, разрушая еще без того неокрепшую психику подростка, но и конструктивное, позитивно влияющая на развитие личности детей, на их ценностно-смысловые ориентиры и поведение в целом. По мнению С. В. Березина, кинотерапия — это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательномуизменению своих мотивов, потребностей, интересов, действий и поступков [1]. Кинотерапия, являясь эффективным методом работы с детьми, способствует построению доверительных отношений между педагогами и детьми, позволяя в безопасной и непринужденной обстановке обсудить интересующие детей вопросы и выявить тревожащие их проблемы. Эмоциональное проживание и идентификация себя с героями кинофильмов дают детям уникальную возможность осознать свои индивидуальные особенности, оценить свое поведение и приобрести неоценимый личностный опыт. Киноискусство, снимая эмоциональные барьеры, способствует формированию у подростков норм поведения, определенных индивидуальных и личностных особенностей, образа «хорошего и плохого», представлений о нравственности, чести, долге и морали, положительных, социально-полезных мотивов и потребностей, а также позитивных линий поведения в конфликтных и проблемных ситуациях и многое другое. Правильно подобранный фильм может нести огромный пласт информации о том, что происходит с человеком на разных этапах его возрастного развития, какие трудности и препятствия можно встретить на своем жизненном пути и как с ними правильно справляться, информацию о том, как научиться приобретать и ценить дружбу и любовь, как гармонично выстраивать отношения с детьми и родителями и многое другое. Работа с кинофильмом помогает детям осознать собственные чувства и эмоциональные состояния партнера по общению, помогает снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки социальной и моральной ответственности, а также расширить поведенческий репертуар детей. Но, для того, чтобы история кинофильма не была бесполезна, а обрела силу и оказала помощь ребенку, необходимо придерживаться определенных правил и требований подбора ее подбора. Во-первых, сюжетная линия кино, будь то социальный, художественный фильм или социальная реклама, должна быть чем-то идентична проблеме ребенка, но, ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. А во-вторых, кинофильм должен предлагать замещающий, позитивный опыт, используя который в повседневной жизни, подросток может сделать правильный выбор при решении своей проблемы или конфликтной ситуации.
Таким образом, киноискусство оказывают позитивное и благоприятное влияние на развитие личности ребенка, на его ценностные ориентации, социальные установки и способы поведения. Кинофильмы помогают ребенку «заменить» неэффективный, деструктивный стиль поведения на более продуктивный и социально одобряемый. Потому что, герои «правильных» фильмов, всегда извлекают уроки из своих поступков и действий, вследствие чего, их жизни радикально меняются в лучшую сторону.
Литература:
- Березин С. В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников. — Самара, 2003.
- Воронова А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 253 c.
- Якунькова А. В., Сказкотерапия как средство профилактики девиантного поведения у подростков/ А. В. Якунькова, Т. С. Смирнова // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1. — С. 167–169.
- Якунькова А. В., Особенности психолого-педагогической работы с семьей по профилактике девиантного поведения подростков. /А. В. Якунькова, Т. С. Смирнова // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Т. Т. Щелиной, Т. В. Калининой; Арзамасский филиал ННГУ — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. — 407 с.