Преподавание элективного курса в образовательном учреждении как одно из педагогических условий профилактики вербальной агрессии подростков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 20.05.2016

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Кислица, В. В. Преподавание элективного курса в образовательном учреждении как одно из педагогических условий профилактики вербальной агрессии подростков / В. В. Кислица. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 142-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10590/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков, говорится о значимости элективного курса в профилактике вербальной агрессии подростков, приводятся особенности разработки элективного «Роль речевого этикета в жизни человека».

Ключевые слова: вербальная агрессия, элективный курс.

Проблема агрессивного поведения в подростковой среде отражает одну из наиболее острых социальных проблем нашего общества. С каждым годом все больше и больше возникают жалобы на агрессивное поведение подростков, которые не замечают нормы и требования окружающего его мира, совершают противоправные действия по отношению к окружающим, умышленно портят постороннее имущество, лгут, прогуливают уроки или убегают из дома. Подростки становятся импульсивными, раздражительными, вспыльчивыми, обидчивыми.

Особое место в поведении подростков занимает вербальная агрессия, представляющая собой обидное обращение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме [1].

Сквернословие, инвективное употребление слов, угрозы, оскорбления и унижения стремительно охватили все сферы жизни общества. Нецензурное употребление слов не избирательно по возрасту, полу, социальному происхождению. Сегодня уже устарели такие правила, как «Это не культурно» или «Не нужно выражаться при дамах и детях». Данная проблема давно перестала быть «лингвистической прерогативой» уличных пьяниц. Все чаще мы слышим ненормативную лексику с экранов наших телевизоров во время просмотра различных передач, выступлений политиков, выдающихся людей искусства и культуры.

Ругательное словоупотребление необратимо вошло в речь молодежи, особенно детей подросткового возраста, которые в силу своих возрастных особенностей, интеллектуального и личностного развития, принятия нового социального опыта во взаимодействии с окружающими их людьми, являются наиболее незащищёнными, уязвимыми в отношении проблемы сквернословия. Не имея навыков конструктивного общения, способов эмоциональной разрядки, подростки перенимают различные формы общения разрушительного характера для развития своей личности из окружающего их мира взрослых.

Таким образом, вербальная агрессия становится преградой для реализации наиболее важных задач результативного речевого общения: препятствует полноценному обмену информацией, тормозит понимание собеседниками друг друга.

Поэтому сегодня для образования является важным формирование навыков полноценной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, обучение умению предотвращать проявления агрессии в детской речи. Грамотное, культурное общение, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить плодотворное сотрудничество со взрослыми и сверстниками обеспечивает социальную компетентность и ориентацию на других людей.

К сожалению, работа, направленная на ограничение вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении и осуществляемая на уроках русского языка и литературы, происходит опосредованно и недостаточно, поэтому необходимо включить в систему школьных предметов образовательного учреждения специальный предмет, который бы давал подросткам возможность непосредственно обращаться на уроке к вопросам речевого общения и к такой проблеме как вербальная агрессия [3].

Одним из возможных решений данного вопроса можно считать введение в систему школьного образования и воспитания элективного курса, направленного на формирование культурного общения и снижение вербальной агрессии среди подростков [3].

В отличие от традиционного курса русского языка данный курс является интегрированным и позволяет вести непосредственную и целенаправленную работу в направлении решения проблемы вербальной агрессии подростков [3].

В период прохождения педагогической практики в образовательном учреждении г. Тары Омской области, нами была предпринята попытка разработки элективного курса, направленного на снижение и профилактику агрессии в речи подростков.

Рабочая программа курса разработана на основе авторской программы элективного курса «Речевой этикет» Крюковой Н. В. [2].

Данный курс поможет обучающимся овладеть понятием «культура речевого общения», усвоить необходимые правила речевого этикета, обогатить свою речь различными этикетными формулами, осознать роль интонации, а также невербальных средств в культурном общении.

Предложенный курс имеет также и воспитательное значение. Он направлен не только на формирование значимых коммуникативных умений, но и на воспитание у обучающихся потребности к речевому совершенствованию качеств личности, характеризующих культурного и воспитанного человека.

Формы организации данного курса носят практикоориентированный характер, что способствует появлению у обучающихся навыков эффективного речевого поведения.

Курс рассчитан на учащихся 7–8 классов общеобразовательной школы. Занятия проводятся по одному уроку в неделю и включают в себя 16 часов.

Цель программы курса: формирование нравственно-этической культуры школьников, развитие коммуникативной культуры и культуры поведения школьников на основании усвоения и соблюдения общепринятых норм и правил поведения в обществе.

Задачи курса:

1. Познакомить школьников с историей русского речевого этикета;

2. Формировать знания у учащихся в области современного этикета;

3. Формировать навыки культурного поведения школьников в обществе;

4. Развивать умение культурно общаться со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками, в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения в обществе;

5. Формировать умение употреблять в общении соответствующие ситуации интонации, невербальные средства общения (жесты, мимика, позы, телодвижения);

6. Развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.

7. Обучать подростков приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

8. Воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Срок реализации программы: 2016 год.

Содержание иорганизация процесса обучения.

Тема 1. «Что такое речевой этикет?»

Цель: формировать представление о культурной речи, ее роли и значении в обществе.

Форма проведения: час общения, просмотр презентации, дидактическая игра.

Что такое «этикет». Что такое «речевой этикет». История возникновения и развития речевого этикета. Основные качества речевого этикета. Роль речевого этикета в обществе.

Тема 2. «Какое слово молвить?»

Цель: формировать представление о правилах общения в обществе.

Форма проведения: «круглый стол», просмотр презентации, дидактическая игра, решение проблемных практических задач.

Как правильно строить общение с собеседником. Какие существуют составляющие акта общения, формы представления, приветствия, отказа и прощания. Какие существуют формы обращения.

Тема 3. «Этикетная роль невербальных средств вобщении»

Цель: познакомить с невербальными средствами общения, подчеркнуть их значимость в культурном общении; обогатить практический опыт общения учащихся.

Форма проведения: час общения, просмотр презентации, дидактическая игра, решение проблемных практических задач.

Что такое невербальные средства общения. Роль невербальные средств в общении; их этикетная функция. Мимика, поза человека как дополнительный источник информации при общении. Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этикетом; их значение, сфера употребления. Взгляд походка, поза, зоны эффективного общения расположение собеседника движение, уровень громкости в процессе общения рукопожатия. Их значение в общении.

Тема 4.«Этикетная роль интонации вобщении»

Цель: познакомить с понятием интонация, подчеркнуть ее значимость в культурном общении; обогатить практический опыт общения учащихся.

Форма проведения: «круглый стол», дидактическая игра, решение проблемных практических задач.

Понятие «интонации», история ее исследования. Основные компоненты интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи, тембр. Интонация и правила речевого этикета. Согласованность вежливой и доброжелательной интонации, словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения.Требования к интонационному оформлению высказывания.

Тема 5. «Юмор вречевом этикете»

Цель: формировать представление о юморе, воспитывать отрицательное отношение к язвительным насмешкам, побуждать детей к нравственному самосовершенствованию, формировать культуру речи.

Форма проведения: час общения, дидактическая игра, дискуссия.

Что такое юмор, функции юмора в речевом этикете. Виды юмора в речи. Последствия юмора в речи.

Тема 6. «Вирус сквернословия»

Цель: формировать представление о сквернословии, воспитывать отрицательное отношение к сквернословию, побуждать к нравственному самосовершенствованию, формировать культуру речи.

Форма проведения: час общения, дидактическая игра.

Что такое сквернословие. История развития сквернословия. Какое влияние оно оказывает на культурное общение.

Тема 7. «Умей управлять собой»

Цель: познакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов, культурой поведения в конфликтной ситуации, со способами конструктивного выхода из конфликтной ситуации; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Форма проведения: час общения, беседа, решение проблемных практических задач.

Что такое «конфликтная ситуация». Проявление настроения у добрых и злых людей. Изменчивость настроения, способы управления и регуляции настроения, управление своими эмоциями в конфликтных ситуациях с одноклассниками и взрослыми. Культура поведения в конфликте. Умение не вступать в конфликт и выход из конфликта. Умение строить бесконфликтные отношения. Формирование конфликтной компетенции. Конструктивное разрешение конфликтов. Знакомство со способами снятия напряжения.

Тема 8. «Этикет отказа. Как сказать «нет» вежливо икорректно»

Цель: формировать представление о правилах вежливого отказа.

Форма проведения: час общения, дискуссия, решение проблемных практических задач.

Причины неумения сказать окружающим «нет». «Речевые правила» отказа. Принципы вежливого отказа. Технологии правильного отказа. Правила культурного общения с манипуляторами. Как следует заменить слово «нет» при отказе? Примеры отказа в речевом этикете.

Тема 9. «Слушание вкультурном общении»

Цель: познакомить с понятием «слушание» и его ролью в культурном общении.

Форма проведения: час общения, решение проблемных практических задач, тестирование.

Что такое «слушание» и его роль в культурном общении. Виды слушания. Основные недостатки слушания. Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия. Упражнения, необходимые для развития слуховой способности. Основные умения, повышающие эффективность слухового восприятия. Тест «Умение слушать». Правила эффективного слушания.

Тема 10. «Правила поведения вобщественных местах»

Цель: формировать представление о правилах поведения в общественных местах; познакомить с правилами в общественных местах.

Форма проведения: час общения, просмотр обучающих фильмов.

Правила поведения в общественных местах. Вежливый диалог в общении ребенка и взрослого. Проводятся беседы о том, как вести себя в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, в поликлинике, парикмахерской, в детской библиотеке, в магазине. Беседы и игры на заданную тему.

Тема 11.Экскурсия (библиотека)

Цель: закрепить теоретические знания учащихся на практике, обогатить практический опыт общения учащихся.

Форма проведения: экскурсия

Тема 12. «Использование этикетных ситуаций вхудожественных произведениях»

Цель: научиться анализировать художественный текст, устранять речевые ошибки в письменном высказывании.

Форма проведения: час общения, работа с книгами, журналами.

Анализ текстов художественных произведений.

Тема 13. Экскурсия (театр)

Цель: закрепить теоретические знания учащихся на практике, обогатить практический опыт общения учащихся.

Форма проведения: экскурсия.

Тема 14.Защита проектов«Речевой этикет разных стран»

Цель: пробудить у учащихся интерес к проектно — исследовательской деятельности, повысить уровень культуры, приобретение навыков публичного выступления, умение отстаивать свои идеи, доброжелательно вести дискуссию, обосновано отвечать на вопросы, умение критически оценивать свою и чужую работу, развитие умений анализировать, обобщать, развитие коммуникативных качеств.

Форма проведения: час общения, презентация проектов.

Тема 15.Защита проектов «Речевой этикет разных стран»

Цель: пробудить у учащихся интерес к проектно — исследовательской деятельности, повысить уровень культуры, приобретение навыков публичного выступления, умение отстаивать свои идеи и решения, доброжелательно вести дискуссию, обосновано отвечать на вопросы, умение критически оценивать свою и чужую работу, развитие умений анализировать, обобщать, развитие коммуникативных качеств.

Форма проведения: час общения, презентация проектов.

Тема 16. Итоговое занятие «Путешествие по стране «Речевой этикет»

Цель: формирование и закрепление у детей умения вести себя в соответствии с правилами и рекомендациями речевого этикета.

Форма проведения: конкурс.

Методы работы:

– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; реферативные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;

– интерактивные методы (эвристические методы, диалог, метод проблемных задач);

– самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.

Программа включает всебя следующие формы работы: беседы, лекции, «круглые столы», дискуссии, защита проектных работ, викторины, конкурсы, дидактические игры, решение проблемных практических задач, тестирование, просмотр презентаций, обучающих фильмов, работа с книгами, журналами, интернет-ресурсами, экскурсии (посещение культурных учреждений).

Планируемые результаты:

– обучающиеся должны усвоить, что в общении необходимо быть вежливыми и тактичными, так как именно из этих качеств складывается мнение о воспитанности, образованности собеседника, его характере;

– обучающиеся должны иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете, а также некоторых особенностях речевого этикета других народов;

– обучающиеся должны знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;

– обучающиеся должны уметь вести разговор, убеждать собеседника, тактично отстаивая свою правоту;

– обучающиеся должны владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;

– обучающиеся должны иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;

– обучающиеся должны уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;

– обучающиеся должны уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.

Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки: итоговое тестирование, итоговый контроль в форме презентации образовательных достижений (самостоятельно подготовленных рефератов, докладов, сообщений и т. д.)

Таблица 1

Учебно-тематический план

Наименование тем

Всего часов

1.

«Что такое речевой этикет?»

45 мин.

2.

«Когда какое слово молвить?»

45 мин.

3.

«Этикетная роль невербальных средств в общении»

45 мин.

4.

«Этикетная роль интонации в общении»

45 мин.

5.

«Юмор в нашей жизни»

6.

«Вирус сквернословия»

45 мин.

7.

«Умей управлять собой»

45 мин.

8.

«Этикет отказа. Как сказать «нет» вежливо и корректно»

45 мин.

9.

«Слушание в культурном общении»

45 мин.

10.

«Правила поведения в общественных местах»

45 мин.

11.

Экскурсия (библиотека)

45 мин.

12.

«Использование этикетных ситуаций в художественных произведениях»

45 мин.

13.

Экскурсия (театр)

45 мин.

14.

Защита проектов «Речевой этикет разных стран»

45 мин.

15.

Защита проектов «Речевой этикет разных стран»

45 мин.

16.

Итоговое занятие «Путешествие по стране «речевой этикет» конкурс

45 мин.

Материально-техническое оснащение курса: ученические двухместные столы с комплектом стульев, интерактивная доска, классная доска с набором магнитов для крепления наглядного пособия, компьютер, слайд-проектор, плакаты по темам занятий, карточки с заданиями.

Литература:

  1. Коповая О. В., Коповой А. С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / О. В. Коповая, А. С. Коповой. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. — 80 с.
  2. Крюкова Н. В. Программа (авторская) элективного курса «Речевой этикет», 2012. [Электроный ресурс]. — Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/908992/poyasnitel._naya-zapiska
  3. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде: дис. … к. пед. наук: 2001. [Электроный ресурс]. — Режим доступа: http://31f.ru/dissertation/534-dissertaciya-verbalnaya-agressiya-v-shkolnoj-rechevoj-srede-chast-1-iz-2.html
Основные термины (генерируются автоматически): Речевой этикет, форма проведения, час общения, культурное общение, дидактическая игра, правило поведения, вербальная агрессия, мина, умение, элективный курс.

Похожие статьи

Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Обозначены методы и методики исследования вербальной агрессии, описываются результаты исследования вербальной агрессии подростков, а также методы ее профилактики и коррекции в образова...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Профилактика буллинга в образовательной среде

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программ...

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком

В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Похожие статьи

Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Обозначены методы и методики исследования вербальной агрессии, описываются результаты исследования вербальной агрессии подростков, а также методы ее профилактики и коррекции в образова...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Профилактика буллинга в образовательной среде

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программ...

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком

В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...