Творчество социального работника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Липина, А. А. Творчество социального работника / А. А. Липина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83579/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается один из способов успешной социализации и адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества на занятиях в творческой мастерской «Солнце вокруг» на базе КГА ПОУ «Хабаровский технологический колледж.

Ключевые слова: творчество, творческие способности, творческий потенциал, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из главных задач Хабаровского технологического колледжа является социальная адаптация и интеграция студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в учебный коллектив колледжа. Если для обычного студента социальная адаптация в новом учебном коллективе представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» студенту погружение в общество — это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создает для этого педагогический коллектив.

Перед педагогическим коллективом стоят очень ответственные задачи: с одной стороны — создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в новый учебный коллектив; а с другой — стимулировать желание «особых» детей находится в этом коллективе и сформировать доверие к нему.

Всем студентам с ОВЗ необходимы такие вещи, как: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через творческие занятия, так как это замечательная возможность для развития их творческого потенциала и социального общения. Занятия творчеством дают таким студентам возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивает ему «ситуацию успеха». Полученные знания и умения на занятиях творчеством могут в дальнейшей жизни таких студентов быть не только досугом, но и помочь в усвоении профессиональных знаний по специальности.

Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью [1].

Что мы понимаем под словом, «социализация», это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. А адаптация — это ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям, именно через развитие творческих, способностей. Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Студенты с особенностями развития, особенно те ребята, которые обучались в интернатах, имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении преподавателя или мастера производственного обучения. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного студента. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения профессиональных навыков сильно ограничены. Трудности в интеграции к новому учебному коллективу, в усвоении новых знаний и навыков по получаемой профессии приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто «новая» жизнь в профессиональном учебном заведении для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием для интеграции в учебный коллектив.

Социальная адаптация и интеграция в новый учебный коллектив студентов с ОВЗ с помощью технологий развития творческого потенциала понимается как процесс вовлечения и приобщения обучающегося к сфере образного восприятия и понимания окружающих его людей.

В КГА ПОУ «Хабаровский технологический колледж» данное направление — адаптация студентов с ОВЗ — реализует творческая мастерская «Солнце вокруг». В мастерской проводятся творческие занятия как руководителем, так и студентами, обучающимися по профессии «Социальная работа». При проведении творческих занятий студентами адаптация и интеграция студентов с ОВЗ проходит наиболее успешно. Так как при проведении таких занятий студент с ОВЗ чувствует себя таким же как и все, что подтверждает одно из правил: «студент с ОВЗ ничем не отличается от здорового студента» Для студента с ограниченными возможностями очень важно его принятие обществом: сверстниками, преподавателями и трудовым коллективом в дальнейшем.

При проведении творческих занятий в мастерской со студентами с ОВЗ было проведено исследование, как развитие творческих способностей влияют на уровень успешности «особенных» студентов и их интеграция в новый учебный коллектив.

На начальном этапе исследования (диагностический) с помощью разработанной анкетой творческой группой студентов и методики Г. Дэвиса определили уровень творческих способностей студентов с ОВЗ и их предпочтения в творчестве. Далее на основании полученных результатов совместно с преподавателем разработали программу творческой мастерской. В программе присутствуют такие направления как, декоративно-прикладное искусство, рисование, лепка, коллажирование. Также было уделено внимание и формированию коммуникативных навыков через проведение тренингов. Так как большинство ответов (58 % и 32 %) отдали предпочтение декоративно-прикладному искусству и рисованию, в программе упор сделан именно на данные направления.

После первичной диагностики была разработана и апробирована программа творческой мастерской. Программа направлена на повышение творческого потенциала обучающихся с ОВЗ, эффекта социальной адаптации и интеграции в учебный коллектив студентов с инвалидностью и ОВЗ через занятия в творческой мастерской, созданной в КГА ПОУ «Хабаровский технологический колледж».

К основным мероприятиям программы творческой мастерской «Солнце вокруг» относятся: проведение творческих занятий по развитию когнитивных способностей студентов с ОВЗ и инвалидностью; проведение мастер-классов участниками мастерской для детей-инвалидов и с ОВЗ; творческие фестивали, конкурсы и выставки; уроки добра и творчества; викторины; настольные игры; проведение творческих, профилактических занятий по улучшению социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, проживающих в общежитии.

После проведенных занятий в мастерской для развития творческого потенциала у обучающихся с ОВЗ было проведено повторное диагностическое исследование с целью определения эффективности данных занятий. Результаты первичной диагностики мы сравнили с результатами, полученными при вторичной диагностики. Результаты показали, что участники мастерской получили высокие результаты на 13 % больше чем при первичной диагностики. Также хочется отметить, что низкий уровень развития творческих способностей снизился на 4 %.

При оценке эффективности программы, направленной на развитие творческого потенциала обучающихся, а также проведенного интервьюирования среди участников с ОВЗ, преподавателей, воспитателей общежития, мы получили следующие результаты:

 обучающиеся — участники мастерской стали более любознательны. Как отметили ребята «мы теперь стали интереснее»;

 воображение студентов с ОВЗ улучшилось, то есть, если раньше им было трудно придумать какую-либо композицию, украсить ее (у данной категории обучающихся была проблема с украшением объекта творчества), то после занятий студенты могли предложить несколько вариантов украшения объекта, решения задачи;

 ребята перестали боятся высказывать свою точку зрения, снизилась тревожность;

 повысился интерес к обучению.

Таким образом, мы, будущие социальные работники, педагоги не имеем возможность помочь студентам с ОВЗ решить проблемы со здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему — расширить круг их общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе.

Занимаясь творчеством, студенты с ОВЗ знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в выбранной профессии и в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.

Литература:

  1. Кононова Л. И. Творческий потенциал человека как объект социальной работы. — М.: Союз, 2002. — 260 с.
  2. Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости. — Казань, Центр инновационных технологий: 2015. — 180 с.
  3. Технология социальной работы: учебник для бакалавров / под редакцией Е.И Холостовой, Л. И. Кононовой. — М.: «Дашков и КО», 2018. — 120 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный коллектив, социальная адаптация, студент, творческий потенциал, занятие, мастерская, ограниченная возможность здоровья, первичная диагностика, творчество, Хабаровский технологический колледж.


Похожие статьи

Творческий потенциал студента и его развитие в условиях...

Творческий потенциал студента, члена студенческого научного общества, нами рассматривается как интегративное качество личности, характеризующее его готовность и способность к созданию нового, оригинального в исследовательской деятельности, а его...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей...

Ключевые слова: социальная адаптация, творчество, креативность, система

Студенты первого курса колледжа, попадая в новую социальную среду, сталкиваются с

Социальная адаптация в процессе творческой деятельности активно влияет на раскрытие внутреннего...

Социальная адаптация студентов в вузе | Статья в журнале...

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и

Тем не менее, учитывая потенциально большие возможности для творчества, чтобы развить свой ход жизни и участвовать в решении...

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже

Любимое занятие, хобби, таланты. В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в

Адаптация студентов-первокурсников в колледже | Молодой ученый. куратор группы, студент...

Социальная адаптация первокурсников | Статья в сборнике...

Будет ли заложен в период адаптации еще несовершеннолетнего студента фундамент его дальнейшего успешного обучения, профессионального становления зависит от того, как мы, педагоги, будем работать в реализации такой важной задачи как социальная адаптация...

Развитие креативности у студентов колледжа.

Раскрываются технологические аспекты комплексного развития креативности у студентов колледжа.

Следует постоянно помнить, что познавательные возможности у всех разные. Особенности памяти, внимания, мышления часто сдерживают студентов в желании творить.

О научно-исследовательской и инновационной деятельности...

развитие профессионализма, социальных навыков и инновационного потенциала субъектов

В Институте сформирован высококвалифицированный коллектив, выполняющий научные

создание и обеспечение возможностей для различных категорий населения в...

Формирование социально-активной творческой личности студента

Библиографическое описание: Столярова, Л. В. Формирование социально-активной творческой личности студента / Л. В. Столярова.

Приведенные примеры, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению.

Похожие статьи

Творческий потенциал студента и его развитие в условиях...

Творческий потенциал студента, члена студенческого научного общества, нами рассматривается как интегративное качество личности, характеризующее его готовность и способность к созданию нового, оригинального в исследовательской деятельности, а его...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей...

Ключевые слова: социальная адаптация, творчество, креативность, система

Студенты первого курса колледжа, попадая в новую социальную среду, сталкиваются с

Социальная адаптация в процессе творческой деятельности активно влияет на раскрытие внутреннего...

Социальная адаптация студентов в вузе | Статья в журнале...

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и

Тем не менее, учитывая потенциально большие возможности для творчества, чтобы развить свой ход жизни и участвовать в решении...

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже

Любимое занятие, хобби, таланты. В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в

Адаптация студентов-первокурсников в колледже | Молодой ученый. куратор группы, студент...

Социальная адаптация первокурсников | Статья в сборнике...

Будет ли заложен в период адаптации еще несовершеннолетнего студента фундамент его дальнейшего успешного обучения, профессионального становления зависит от того, как мы, педагоги, будем работать в реализации такой важной задачи как социальная адаптация...

Развитие креативности у студентов колледжа.

Раскрываются технологические аспекты комплексного развития креативности у студентов колледжа.

Следует постоянно помнить, что познавательные возможности у всех разные. Особенности памяти, внимания, мышления часто сдерживают студентов в желании творить.

О научно-исследовательской и инновационной деятельности...

развитие профессионализма, социальных навыков и инновационного потенциала субъектов

В Институте сформирован высококвалифицированный коллектив, выполняющий научные

создание и обеспечение возможностей для различных категорий населения в...

Формирование социально-активной творческой личности студента

Библиографическое описание: Столярова, Л. В. Формирование социально-активной творческой личности студента / Л. В. Столярова.

Приведенные примеры, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению.

Задать вопрос