Формирование социально-активной творческой личности студента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 06.05.2014

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Столярова Л. В. Формирование социально-активной творческой личности студента // Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 44-45. — URL https://moluch.ru/archive/65/10944/ (дата обращения: 26.09.2018).

Искусство воспитания имеет особенность,

что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,

а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно,

чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К. Д. Ушинский

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

В. А. Сухомлинский писал: «воспитание — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления — и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.  Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности обучающегося. Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности обучающегося; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении обучающегося.

Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса — формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание — процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. 

Рассмотрим обучение студентов любой дисциплине. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностях студенты могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию. В этом смысле очень хорошо помогает привлечение студентов к выполнению Power Point презентаций по отдельным темам. Например, студент группы 22Х Шитов Максим, теперь уже выпускник, сделал хороший фильм по токарной обработке, который я использую на уроках.

Я работаю со студентами на втором, третьем и пятом курсах в группах холодильщиков. За этот период времени можно наблюдать как происходит процесс становления личности студента, как развивается его техническое мышление, овладение терминологией. На втором курсе они только начинают приобщаться к изучению общетехнических дисциплин, и иногда им кажется, что это совсем не нужно, но после того, как покажешь взаимосвязь между изучаемыми дисциплинами: инженерная графика (чертеж); технология обработки материалов (изготовление детали); метрология, стандартизация и сертификация (точность изготовления детали — допуски и посадки, унифицирование и агрегатирование — применение стандартных узлов при изготовлении холодильной техники), они начинают понимать, что процесс познания развивается постепенно — от простого к сложному. На пятом курсе студенты изучают метрологическое обеспечение — контроль и измерение выпускаемой продукции. В связи с этим им предлагается сделать презентацию по теме или подготовить реферат, в котором показать связь агрегатирования и унификации с холодильной техникой (например, Зубаль Степан очень хорошо подготовил реферат на эту тему и при своем сообщении привлек всю группу к работе, и я поняла, что они уже хорошо ориентируются в своей специальности). На третьем курсе предложила студентам подготовить реферат по МСС на тему: «Перспективы вступления России в ВТО». Гаркуша Андрей студент группы 32Х подготовил сообщение, в котором дал очень хороший анализ, видно было, что он хорошо проработал этот материал и рассказывал его. Ребята с удовольствием слушали и даже задавали вопросы.

Не менее существенными для развития личности является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха группы и колледжа, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором — индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу — постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития обучающегося.                                                   Очень большое значение имеет патриотическое воспитание студентов. Например, изготовление диорам на тематику Великой отечественной войны. Со студентами были сделаны диорамы: «Немцы под Москвой» — диорама, посвященная 65 летию Битвы под Москвой — заняла первое место по городу, диорама  «Бой у деревни Крюково», посвященная 65-летию Победы, в конкурсе «Мы — наследники Победы» заняла второе место.

Также студентами 4 курса группы 41Х была выполнена диорама для музея Департамента образования «Трудовые резервы фронту» – «Строительство оборонительных сооружений под Москвой».

185ABC25

Студентами второго курса группы 21Х — диорама «Курская дуга». Хочется отметить, что студенты подходят к выполнению диорам очень творчески, изучают материал, выполняют эскизы.

Приведенные примеры, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции состоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): Москва, воспитание, студент группы, студент, развитие личности, отношение, организуемая деятельность, общественный опыт, диорама, холодильная техника.


Похожие статьи

Организация воспитательной деятельности в вузе

Поэтому компонентами содержания воспитания являются опыт научно-исследовательской деятельности, эмоционально-ценностное отношение к жизни.

5. Принцип приоритетности — личностный подход, признающий интересы личности студента и выражается в соответствии...

Влияние траектории образовательного маршрута на...

Доминирующими ценностями для студентов всех групп являются: «здоровье»

Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: Учебное пособие для вузов.

Похожие статьи. Личный опыт реализации индивидуального образовательного маршрута в ДОУ.

Возрастные особенности развития личности студента как фактор...

Учебная деятельность, характеризующая студенческий этап развития, предполагает максимальное включение личности в различные сферы общественных отношений и

Задачи физического воспитания в вузе, направленные на развитие личности студента.

Самостоятельная работа как средство развития личности

Целью обучения становится целостное развитие личности студента, т. е. наиболее полное

На наш взгляд это способствует цели дальнейшей активизации деятельности студента и его

Одной из задач предмета культура речи юриста является воспитание у студентов стиля...

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Главная цель развития творческой активности студентоввоспитание подлинно творческой свободной личности.

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности; - формировать профессиональный кругозор и творческий подход к своей профессиональной...

Задачи физического воспитания в вузе, направленные на...

Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе. Самосознание и самопознание как основные компоненты духовно-нравственного воспитания личности студента.

Роли преподавателя в процессе развития творческой...

Преподаватель-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение студентов, а именно, разрабатывает задания для выполнения в группе и организует групповые обсуждения

Деятельность преподавателя-тьютора, направлена на работу с субъектным опытом студента.

Личностно-ориентированный подход в деятельности куратора...

Куратор сегодня — это педагог-профессионал, организующий через разнообразные виды воспитывающей деятельности систему отношений в академической группе, создающий условия для творческого самовыражения каждого студента...

Психолого-педагогические рекомендации по формированию...

Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем общественных, деловых и межличностных отношений.

«Студент-студент». а) Социальный статус студента и его удовлетворенность группой

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация воспитательной деятельности в вузе

Поэтому компонентами содержания воспитания являются опыт научно-исследовательской деятельности, эмоционально-ценностное отношение к жизни.

5. Принцип приоритетности — личностный подход, признающий интересы личности студента и выражается в соответствии...

Влияние траектории образовательного маршрута на...

Доминирующими ценностями для студентов всех групп являются: «здоровье»

Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: Учебное пособие для вузов.

Похожие статьи. Личный опыт реализации индивидуального образовательного маршрута в ДОУ.

Возрастные особенности развития личности студента как фактор...

Учебная деятельность, характеризующая студенческий этап развития, предполагает максимальное включение личности в различные сферы общественных отношений и

Задачи физического воспитания в вузе, направленные на развитие личности студента.

Самостоятельная работа как средство развития личности

Целью обучения становится целостное развитие личности студента, т. е. наиболее полное

На наш взгляд это способствует цели дальнейшей активизации деятельности студента и его

Одной из задач предмета культура речи юриста является воспитание у студентов стиля...

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Главная цель развития творческой активности студентоввоспитание подлинно творческой свободной личности.

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности; - формировать профессиональный кругозор и творческий подход к своей профессиональной...

Задачи физического воспитания в вузе, направленные на...

Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе. Самосознание и самопознание как основные компоненты духовно-нравственного воспитания личности студента.

Роли преподавателя в процессе развития творческой...

Преподаватель-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение студентов, а именно, разрабатывает задания для выполнения в группе и организует групповые обсуждения

Деятельность преподавателя-тьютора, направлена на работу с субъектным опытом студента.

Личностно-ориентированный подход в деятельности куратора...

Куратор сегодня — это педагог-профессионал, организующий через разнообразные виды воспитывающей деятельности систему отношений в академической группе, создающий условия для творческого самовыражения каждого студента...

Психолого-педагогические рекомендации по формированию...

Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем общественных, деловых и межличностных отношений.

«Студент-студент». а) Социальный статус студента и его удовлетворенность группой

Задать вопрос