Социальная адаптация студентов в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 11.10.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Скитейкина, Ю. А. Социальная адаптация студентов в вузе / Ю. А. Скитейкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 303-307. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84494/ (дата обращения: 03.12.2021).



В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологической адаптации студентов и к их профессиональной подготовке.

Ключевые слова: студенчество, адаптированность, социальная адаптация, социально-психологическая адаптация, профессиональная подготовка, студенческое самоуправление, кураторство.

The problem of social adaptation of students at High Educational Establishments is analyzed, and also the basic problems and special features of adaptation of students to the conditions of High Educational Establishment are revealed. Furthermore, in the article the basic methods of solution of the successful social-psychological adaptation of students to their professional preparation are formulated.

Keywords: students, adaptability, social adaptation, social-psychological adaptation, professional preparation, students’ self- guidance, moderation.

В психологии социальная адаптация понимается, во-первых, как непрерывный процесс активной адаптации человека к условиям социальной среды, а во-вторых, как результат этого процесса.

Другими словами, «способность к адаптации понимается как способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим лицам) адаптации без чувства внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [7, с. 12].

Адаптация — необходимое условие активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. Это положительная ценность адаптации к успешному функционированию человека в определенной социальной роли. Исследователи выделяют три формы адаптации первокурсников к университетским условиям:

1) формальная адаптация в области когнитивной и информационной адаптации учащихся к новой среде, к структуре высшего образования, к содержанию образования, его требованиям, к его задачам;

2) социальная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп первых семестров и интеграции одних и тех же групп в студенческую среду в целом;

3) дидактическая адаптация, готовящая студентов к новым формам и методам преподавательской работы в вузе [10, стр. 17].

Студенческое сообщество объединяет молодых людей того же возраста (в основном 16–23 года) по сравнению с тем же базовым (вторичным) уровнем образования и отличается от других

Группы молодых людей со своими особенностями. К ним относятся форма организации жизни, концентрация в крупных университетских центрах», собственный " стиль жизни в стенах университета, в студенческой группе, в общежитии, относительная самостоятельность в выборе способов действий в период академического и не академического. Главное отличие и суть учеников как социальной группы в том, что их главная задача-не непосредственное участие в материальном и духовном производстве, а подготовка к работе в этих областях, то есть учеба. поэтому основная цель студентов-присоединиться к кругу специалистов и интеллектуалов. Студенческое сообщество служит источником и источником информации для различных групп специалистов, поскольку оно включает в себя профессиональные группы.

В. Т. Лисовский дает следующее определение студентам: «...в социальной структуре студенчество может быть определено как определенные социальные группы, их социальный статус ближе к интеллекту» [5, с. 57].

Основная функция студентов — приобретать знания и профессиональные навыки. Время обучения — это не просто подготовительный этап, а ответственный этап жизни, приобретение профессиональных знаний. Социальная функция студентов определяется прежде всего необходимостью обеспечить приток специалистов.

Адаптация учащихся — это сложный, динамичный, многоступенчатый и многостраничный процесс адаптации системы мотивации потребностей.

Области, набор существующих навыков, навыков и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их выполнения. Большая часть адаптивных ситуаций связана с изменениями в учебной среде после поступления в университет. Этот аспект адаптации называется дидактической адаптацией, которая включает адаптацию к новым формам и методам работы; адаптация к новым формам контроля. Адаптация первокурсников тесно связана с их академическим успехом. Целью дидактической адаптации является разработка оптимальных методов организации образовательной деятельности первоклассника, при этом, с одной стороны, будут учитываться особенности учебной среды, с другой-особенности познавательной деятельности молодежи [10, стр. 24–25].

Успех обучения учащихся зависит от многих факторов, одним из которых является их интеллектуальное развитие как показатель умственной активности и внимания — функция регулирования познавательной деятельности.

В процессе адаптации реконструируются психофизиологические и психологические особенности ученика. Особенности адаптации студентов университетов определяются условиями обучения, их индивидуальными особенностями и особенно особенностями молодежи. Молодость — один из важнейших этапов социализации личности. Молодые люди сталкиваются с проблемами адаптации, которые определяются необходимостью большей зрелости. Если у человека нет времени адаптироваться к новым ситуациям, существует риск несоответствия. Основная задача этого периода-выбор профессии и профессиональная подготовка. Профессиональное образование становится ведущей деятельностью ученика, и одной из проблем обучения в новых условиях является его социальная и профессиональная адаптация. Молодежь характеризуется углублением и дифференцированием процесса познания, развитие познавательной самостоятельности, потребность в общении со сверстниками, появлением иерархически четкого плана системы ориентации, ценности, появлением жизненных планов, формированием способности к самореализации [3, с. 41].

На этом этапе вхождения в новую среду общение с другими становится особенно важным фактором социальной адаптации студента в процессе общения человек приспосабливается к определенным моделям поведения, действующим в этой микросфере, подчиняется социальным требованиям и контролируется взрослыми. Общение является неотъемлемой частью совместной образовательной деятельности. Кроме того, потребность в неформальном общении со сверстниками, понимании и признании является отличительной чертой молодежи.

Таким образом, общение как определенный тип деятельности является одним из ведущих адаптивных факторов. В этой связи важную роль играет развитие коммуникативных навыков, оптимизация общения с помощью ряда разработанных в настоящее время методов. один из способов оптимизации-узнать и устранить трудности в общении, если это возможно. Большое значение имеет дифференциация различных трудностей в социально-педагогической, профессиональной адаптации учащихся.

Другим важным аспектом адаптации является роль ориентации ценностей. Об эффективности вступления в профессию определяется, с одной стороны, активное освоение профессиональных знаний, умений и навыков, а с другой-мотивы, ориентации, ориентации ценностей студента к профессиональной деятельности, а также отождествление его с окружающей средой. Профессиональная адаптация студентов зависит от того, насколько важна для них их профессия, работа и успех, какие требования они предъявляют к себе, какое профессиональное образование, какое будущее место работы у них есть, как они реагируют на неудачи и трудности в образовании и профессиональной работе. В процессе адаптации происходит перестройка сферы мотивации потребностей, и задача учителя-формирование устойчивых профессиональных ценностей среди учащихся.

Адаптивность является показателем адаптации. На основе анализа научных исследований мы выбрали три основных критерия адаптивности учащихся: формирование когнитивной независимости, формирование ценностной ориентации и формирование коммуникативных навыков. Вовлечение учащихся в общественную жизнь, завершение учебы, приобретение стабильной профессии, трудоустройство, умение осуществлять организационные функции, обладание политическими правами, ответственность перед законом — все они являются связями в сложном формировании социальной зрелости. Последний является одним из последних этапов формирования личности, на котором молодой человек, приобретая социальный опыт, приобретает социальные черты и готовится вступить в общественную жизнь как активная сила. Социальная зрелость — основная фаза человеческой жизни, включающая период наиболее активной работы и общественной деятельности, фазу максимального проявления творческой деятельности человека.

Тем не менее, учитывая потенциально большие возможности для творчества, чтобы развить свой ход жизни и участвовать в решении реальных социальных проблем, учащиеся проходят период болезненной самореализации, которому сопутствуют многочисленные трудности и испытания, которые, в свою очередь, отрицательно влияют на степень активности, профессиональной активности молодых людей и их ассоциаций в структуре окружающей жизни. одним из механизмов повышения активности студентов может стать создание института местного самоуправления [6, стр. 11–12].

Высшие учебные заведения — это микросреды, в которых молодой человек без необратимых негативных процессов, деформаций личности может перейти от не самостоятельной жизни ребенка к самостоятельной взрослой жизни. Коллективы сотрудников университета всегда занимаются проблемами адаптации студентов первого года и разрабатывают целые системы, которые помогают нынешнему студенту преодолеть противоречия между его капиталом денежном и качественно новыми требованиями в учебном заведении.

В принципе, адаптация социально-психологическая поддержка студентов первого курса к условиям университета описывается терминами «принятие», «образование», «понимание», «активное включение», «изменение социального положения» и другие категории деятельности того, персональный код. Он определяется как процесс приведения основных параметров социальных характеристик и личности учащихся в состояние динамического соответствия условиям университетской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. Исследователи проблемы адаптации семестров лишь обозначают ее как начальный этап интеграции студента в профессиональную и социальную среду университета [6, стр. 31].

Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно осваивают знания не потому, что они не были хорошо обучены в школе, но потому, что не имеют таких качеств личности, как готовность к учению, самостоятельность, контроль и оценка, имеют собственные индивидуальные особенности познавательной активности и в состоянии правильно потратить свое рабочее время на самостоятельное обучение.

Адаптация социальная студентов в Университете делится на: а) адаптация профессиональной деятельности понимается как адаптация характера, содержания, условий и организации учебно-воспитательного процесса, развитие навыков самостоятельности в работе педагогической и научной; б) адаптация социально-психологическая — адаптация индивидуума к группе, взаимоотношения с ней, развитие собственного стиля поведения.

Успех профессиональной адаптации зависит от личных качеств ученика, от его индивидуальных психологических и психотических особенностей.

Адаптация учащихся к процессу обучения (согласно изучению регуляторной функции среды) заканчивается в конце 2-го — начале 3-го академического семестра.

Процесс психологической адаптации личности характеризуется деятельностью человека, является выражением сосредоточения его действий на трансформации среды с помощью различных инструментов и подчиненных ему адаптивных действий.

Многие студенты в первый год на первых этапах обучения имеют большие трудности из-за отсутствия навыков самостоятельной учебной работе, не знают, как записывать лекции, работать с учебниками, находить и черпать знания из первичных источников, анализировать большие объемы информации, выражать свои мысли четко и ясно.

Чтобы разработать тактику и стратегии, обеспечивающую оптимальную адаптацию студента к университету, важно принять во внимание жизненные планы и интересы первого года, системы его доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность сознательного регулирования поведения и т. д.

Эффективное решение этой проблемы связано с развитием психологических услуг университета, студенческого самоуправления и кураторского института.

Молодые мужчины и женщины со стажем легче и быстрее приспосабливаются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние студенты — к академической работе. Задача группы учащихся — найти средний вариант включения учащихся в новые виды деятельности и создать условия для общей оптимальной деятельности [4, стр. 93].

Все университеты, как правило, имеют специально спланированную систему действий, которая способствует адаптации первокурсников к университетским условиям. Основные мероприятия включают в себя: работу по формированию и набору академических групп, ритуал «инициирования студентов», проведение «канатных курсов» и чтение курса «Введение в специализацию», выступления ведущих преподавателей в группах, ознакомление с историей вуза, кураторского института.

Студенческое самоуправление — инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению проблем, связанных с организацией образования, повседневной жизни и отдыха.

Профсоюзная организация, студенческое самоуправление, а также бюро деканата, органы воспитательной работы со студентами и попечительский совет должны вести особую работу среди студенческой молодежи. Совместная деятельность помогает организовать работу и досуг студентов и помогает им решать свои проблемы. Как показывает опыт этих органов в других городах России, цель может быть достигнута только в том случае, если мы достигнем взаимодействия между первичными и конечными целями деятельности по отношению к деятельности ученика. Первоначальная цель взаимодействия заключается в определении и формировании готовности студентов к обучению в Университете посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и поведенческих влияний, определении их индивидуальных особенностей как основы развития компетенций на первом этапе обучения в университете. Конечной целью взаимодействия является формирование психологической, профессиональной и творческой готовности ученика к предстоящей профессиональной деятельности, саморазвитию [6, стр. 124].

После распада института кураторов в 90-е гг., успешно работающего в университетах в советское время, эта функция теперь частично перешла к студенческому самоуправлению, студенческому союзу. Самоуправление регулирует отношения между студентами, предотвращает конфликтные ситуации. на наш взгляд, одним из важнейших адаптивных шагов является организация культурных мероприятий: тематические вечера, спортивные соревнования, художественные конкурсы. Активное сотрудничество позволяет новичкам осознать их важность, подружиться. При правильно организованной адаптивной работе первоклассники быстро включаются в деятельность студенческого самоуправления и привыкают жить в общежитии. Исследования показывают, что есть и положительные аспекты жизни в обществе — здесь вы можете проконсультироваться со старшими коллегами и коллегами встретить общих классов, найти друзей и научиться общаться с людьми, работать с людьми и жить в обществе [1, с. 154].

В целом, разработка единой всеобъемлющей политики колледжа по адаптации студентов, которая, по нашему мнению, включает своевременную психологическую поддержку и активизацию студенческого самоуправления, является одним из факторов успеха социальной адаптации. такая форма работы с новичками позволяет не только ускорить процесс адаптации, но и привлечь и заинтересовать их общественной жизнью университета, развить навыки работы с людьми и внести свой вклад в формирование активной жизненной позиции.

Адаптация к профессиональной деятельности является неотъемлемой частью социализации как процесса и результата ассимиляции с последующим активным воспроизведением социального опыта в деятельности и общении. При рассмотрении вопросов адаптации учащихся учреждения важно учитывать двойственный характер этого процесса. Студенты, во-первых, воспринимают и ассимилируют социальный опыт, а во-вторых, переносят его в свою среду в качестве среднего менеджера в будущем. Адаптация к профессиональной деятельности проявляется, в свою очередь, на определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых необходимых профессионально, личных качеств, в стабильном развитии положительного отношения работника к своей профессии [2, с. 38–41].

Для эффективного решения проблем современных студентов недостаточно действия одного организма. В этом случае необходимо задействовать все имеющиеся силы в университете, в состав которого входят многие руководящие органы, а также студенческое самоуправление. В постоянно модернизирующемся обществе необходимо постоянно искать новые решения и создавать новые услуги в университетах. Расширение «поля» социальных услуг должно быть связано с осознанием того, что многие проблемы учащихся субъективный опыт. Это доказывает, насколько важно при построении процесса адаптации к профессиональной деятельности опираться на существенные и процессуальные элементы образовательного процесса.

Они связаны с ситуацией, в которой находятся или в которой находятся ученики, а не с их личными качествами; эффективность решения ученика должна быть более определена путем предоставления ему альтернатив.

Студенческое самоуправление — это общее и конкретное единство. При определении студенческого самоуправления в конкретном регионе, в конкретном учебном заведении, общие и частные элементы его принципы и функции должны быть изложены в определенной форме.

Таким образом, эффективная адаптация студентов к будущей профессиональной деятельности достигается в Условиях ориентированной на личность учебно-воспитательного процесса, который предполагает такую организацию взаимодействия между учениками и учителями, в которой создаются оптимальные условия для развития потенциала предметов для самосознания, независимости и самореализации. Приоритетом этой педагогической системы является профессиональное развитие личности ученика. Целью такого обучения является формирование и развитие личности учащегося, его познавательных способностей, формирование общих знаний и методов педагогической и профессиональной деятельности на его основе.

Литература:

  1. Гальмук Н. А. Педагогические условия личностно-ориентированного становления специалиста социальной сферы в среднем профессиональном образовании: автореф. дис. канд. пед. наук. — Тамбов, 2008. — С.5–24.
  2. Жегульская, Ю. В. Социальная адаптация лиц с нарушениями социализации. Сущность, виды, факторы социализации и социальной адаптации: учебное пособие / Ю. В.Жегульская. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры [изд.], 2018. — 116 c. — ISBN 978–5–8154–0457–1. — URL: http://www.iprbookshop.ru/93520.html (дата обращения: 10.03.2021). — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. — Текст: электронный.
  3. Бейлина, Н. С. Проблемы социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высшей школе / Н. С. Бейлина, Е. Ю. Двойникова. — Текст: электронный // Мир науки. Педагогика и психология: [сетевой научный журнал]. — 2020. — Т. 8, № 3. — Библиогр. в конце ст. (10 назв.). — ISSN 2307–6127. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN320.pdf (дата обращения: 09.03.2021).
  4. Росляков А. Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза // Психология и эргономика. — № 3.– С. 47–49.
  5. Терещенко А. Г. изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. — Иркутск, 2006. — С. 89–103.
  6. Ткачева Г. В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа — вуз». — М.: Прогресс, 2003. –240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студенческое самоуправление, профессиональная деятельность, адаптация, социальная адаптация, студент, дидактическая адаптация, профессиональная подготовка, процесс адаптации, социальный опыт, университет.


Задать вопрос