Библиографическое описание:

Чуйкина Е. В. Развитие креативности у студентов колледжа // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 257-259.



В статье рассматривается вопрос о развитии креативности у студентов колледжа в условиях реализации ФГОС. Акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода к развитию креативности, включающего использование в образовательном процессе новых способов организации учебного материала, создание открытого образовательного пространства на базе учебного учреждения, формирование внутренней мотивации к креативности. Раскрываются технологические аспекты комплексного развития креативности у студентов колледжа.

Ключевые слова: креативность, творчество, воспитание, эмоциональный интеллект.

Современное состояние общества требует от выпускников учебных учреждений любого уровня и направления не только освоения знаний и умений, которые смогут пригодиться им в их дальнейшей профессиональной деятельности, но и способности вести активный диалог с коллегами, руководством, умения четко и аргументировано излагать свою точку зрения, быть мобильным, активным, творческим человеком. Проявление креативности как естественной потребности личности также входит в ряд требований, предъявляемых молодому специалисту.

Уходит в прошлое подход, согласно которому креативность отождествлялась с понятием интеллект и с уровнем интеллекта. Однако на данный момент однозначного ответа на вопрос «Что есть креативность?» ни психологическая, ни педагогическая науки дать не могут. Современные психологи подчеркивают: креативность не только и не столько результат, сколько процесс, кроме того, креативность является личностной характеристикой. При этом креативность естественным образом должна быть связана с творчеством, с воображением, фантазией, оригинальностью мышления (Выготский Л. С., Давыдов В. В.,Богоявленская Д. Б., Пономарев Я. А.). Отдельно следует отметить, что в творчестве, в созидании главную роль зачастую приобретают именно процессуальные показатели: желание создавать, стремление познавать, коммуникативные навыки, свобода мышления, способность к поиску, умение анализировать ситуацию. Можно предположить, что сегодня креативным человеком считается не тот, кто создает продукт или идею, но тот, кто открыт творчеству, познанию. С этой точки зрения развитие в студентах креативности — это, прежде всего, развитие в них желания созидать, потребность творческого начала в любого рода деятельности.

Развитие креативности призвано сыграть важную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения. Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует формирования у студента не только профессиональных, но и общих компетенций, в которые включены способность к пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, способность к решению стандартных и нестандартных ситуаций, способность к использованию информационно-коммуникационных технологий и пр. Кроме того, ожидается, что выпускник колледжа будет в состоянии работать в команде, сможет брать на себя ответственность за работу других членов команды, сможет хорошо ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности и самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (цитируется по ФГОС для специальности 09.02.04«Информационные системы (по отраслям)»). [1;с.3,4]

Все перечисленные выше компетенции, безусловно, важны, актуальны и востребованы, однако на выходе современный студент далек от описанного эталона. Последнее время все чаще приходится сталкиваться с проявлением подростковой пассивности среди студентов колледжей, с нежеланием узнавать новое, с избеганием творческих заданий, требующих от студентов более основательного погружения не только в материал, но и в самого себя. Особенно заметно это в отношении гуманитарных дисциплин со стороны студентов негуманитарных специальностей. В процессе преподавания дисциплин гуманитарной направленности часто приходится сталкиваться в лучшем случае с безразличным, а часто и с негативным отношением. Недопонимание того, что гуманитарные дисциплины стимулируют развитие творческого потенциала, осознанного отношения к себе и к окружающим, осмысление своего места в обществе, повышение общекультурного начала, приводит студентов технических специальностей к отрицанию необходимости изучения, в первую очередь, литературы, дисциплин, связанных с погружением в культурное наследие человечества.

Задумываясь о причинах подростковой пассивности, недостаточно искать их только в специфике изучаемой дисциплины. Что касается внеаудиторной деятельности, мы видим то же отношение со стороны студентов (нежелание, пассивность, лень). Все это говорит о том, что к вопросу неразвитости когнитивного начала следует подходить системно. Необходимо учитывать и психологические особенности каждого студента, и методику организации образовательной и воспитательной деятельности, и личность самого преподавателя.

Е. П. Ильин, М. М. Жердева, В. М. Воскобойников в своих исследованиях обозначили ряд барьеров, которые препятствуют раскрытию творческого потенциала. Среди них называются внешние барьеры (культурный и творческий потенциал родителей, семьи, отношения в социуме, отсутствие единомышленников, недостаточная поддержка со стороны окружения, часто полное ее отсутствие) и внутренние барьеры (страх перед развитием, нежелание, лень, отсутствие внутренней мотивации, нетерпение, несформированность ясно выраженной цели, невнимание, неразвитость качеств, необходимых для созидательного процесса). [3;с.37]

Все перечисленное, в свою очередь, приводит к пассивности, закостенелости и отсутствию творческой жилы в деятельности. Следуя этой модели поведения, студент начинает демонстрировать нежелание узнавать больше по изучаемой дисциплине, не хочет принимать активное участие в образовательном и воспитательном процессах, предпочитает репродуктивный стиль общения.

Очевидно, что сама система обучения и воспитания должна измениться, необходимо сделать так, чтобы и студент, и педагог нашли способы со-взаимодействия, со-творчества. Невозможно приглашать студентов к диалогу, если сама тема далека от круга их интересов, если студент не чувствует поддержки одногруппников, преподавателей, администрации учебного учреждения. Безрезультатны будут требования к созданию проекта, к проявлению креативности, если студент не проникнется изучаемой темой, не испытает своей, внутренней потребности к осмыслению того или иного явления, к претворению в жизнь своих идей и мыслей.

В нашей работе мы стараемся подходить в вопросу развития креативности у студентов комплексно.

Во-первых, это использование в образовательном процессе новых способов организации учебного материала, инновационных методов подачи преподаваемой дисциплины. Так, например, при работе с литературным материалом активно внедряются нетрадиционные подходы к его изучению, контаминируются образовательные и воспитательные методы и приемы. Одним из способов пробуждения креативности и любознательности, интереса к гуманитарным дисциплинам можно назвать интеграцию негуманитарных методов работы и методов представления материала в дисциплины гуманитарной направленности. С этой позиции применение компьютерных, интернет технологий на занятиях способно сократить разрыв между содержанием материала и его представлением. В результате использование компьютерных технологий на занятиях по дисциплине «Литература» способствовало пробуждению интереса к изучаемым произведениям, привело к тому, что студенты специальности «Информационные системы» смогли творчески представить жизнь и труды писателей XIX-XX веков в виде презентаций, интеллект-карт, текстовых документов с гиперссылками. Самими студентами было предложено использовать для представления материала социальные сети, графические редакторы, программы по созданию «облаков слов» (для характеристики произведений и персонажей).

Гуманитарные дисциплины, безусловно, являются хорошим трамплином на пути к креативности. Но креативность не должна быть связана только с образованием. Проявление ее в повседневной и профессиональной деятельности будущего специалиста — вот что должно быть стремлением каждого педагога, личной целью каждого студента. С этим связано второе направление нашей работы: выход за пределы образовательного учреждение, создание открытого непрерывного образовательного и воспитательного пространства. Для этого необходимо, чтобы и сами взрослые были открыты, креативны, постоянно стремились к получению новых знаний. Подчеркнем, что мы говорим не только о преподавателях, но и о семье, о социуме в целом. Создание открытого образовательного пространства — огромный труд, но только реализация ситуации всеобщего творчества может обратить современного подростка к потребности творить и созидать, к осознанию того, что это естественное желание каждого. Общегородские мероприятия, активное включение студентов в проектную деятельность на уровне области, страны, в международные программы; привлечение в образовательное учреждение родителей (творческие родительские собрания, мастер-классы для взрослых, дополнительные услуги на базе образовательного учреждения, реализация совместных проектов); работа с потенциальными работодателями (главным образом реализация совместных программ и мероприятий — экскурсий, конференций, обучающих занятий и пр.) — все это шаги на пути к формированию у подростка устойчивого осознания, что мир — это креативное пространство, где каждый создает себя и мир вокруг.

Наконец, третье направление — работа по формированию внутренней мотивации к креативности. К сожалению, потребность творчества сегодня демонстрируют единицы. Это объяснимо, поскольку образовательные учреждения ориентируют современных студентов на результат, а не на процесс. Кроме того, уровень подготовки, с которым студенты приходят в колледж, не всегда соответствует их изначальной потребности творчества. Ряд ошибок, неудовлетворительных работ — и студент закрывается, на первое место начинает выходить страх. Современные студенты не обладают достаточной компетентностью в понимании ситуации с эмоциональной точки зрения. Наши исследования показали, что у студентов колледжа довольно низкие показатели сформированности эмоционального интеллекта, а это значит, что современные подростки не в состоянии понять чувства и эмоции людей, находящихся рядом с ними, кроме того, они не понимают сами себя, не умеют различать эмоции, проявляемые в различных ситуациях, не способны к рефлексии. Рядом ученых (Мейер Д., Сэловей П, Гоулман Д., Карузо П. и др.) было высказано предположение, что именно эмоциональный интеллект во многом определяет профессиональную и личную успешность большинства людей. Люди с высоким эмоциональным интеллектом эффективнее действуют в различных ситуациях, способны быстрее и лучше принимать решения. Грамотное использование эмоций может способствовать большей успешности в социуме и большей эффективности в профессиональной деятельности. Л. С. Выготский также говорил о важной роли эмоциональной сферы в жизни человека. В частности, он указывал на взаимосвязь эмоций и творчества, подчеркивая, что без соответствующего эмоционального настроя, без увлеченности материалом или процессом, невозможно созидание. [2;с.213] С чем же приходится сталкиваться современному педагогу в колледже: ограниченный «набор» эмоций, непонимание, неумение распознавать эмоции других людей, неспособность контролировать собственную эмоциональную сферу. Как результат — пассивность и агрессивность в поведении студентов.

С нашей точки зрения, в сложившейся ситуации вполне оправдано будет смещение акцента с результативности на процессуальность (особенно при изучении предметов гуманитарной направленности у студентов 1 курса негуманитарных специальностей). Критериями оценивания в этом случае должен быть не результат (его можно отметить отдельно, дополнительно), но именно стремление, деятельность, активность. Определенная свобода должна быть и в выборе произведений для изучения, в их компоновке, в привлечении материала из смежных наук, из изобразительного искусства, музыки, скульптуры, архитектуры. Все перечисленное способно пробудить в обучающихся интерес и творческое начало.

В нашей педагогической практике значительное увеличение креативности было продемонстрировано после проведения серии мастер-классов по изучению поэтических текстов с привлечением музыкального материала и средств изобразительного искусства. После аналитической части студентам предлагалось сначала подобрать картины и музыкальные произведения, соответствующие настрою и характеру поэтического текста, потом проиллюстрировать поэтический материал. Финальным этапом работы было приглашение студентов к сотворчеству — написанию поэтических текстов. Работа, проделанная на предыдущих занятиях, подстегнула обучающихся, продемонстрировала лояльность со стороны преподавателя, его заинтересованность, отзывчивость, желание помочь. Естественное, ненасильственное приглашение к творчеству показало, что креативность не является характеристикой избранных, это нормальное, необходимое условие здорового развития подростка.

Следует постоянно помнить, что познавательные возможности у всех разные. Особенности памяти, внимания, мышления часто сдерживают студентов в желании творить. Неуверенность в собственных силах, непонимание и неприятие собственной значимости — все это ведет к тому, что креативное начало не проявляется или сознательно подавляется.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 14.05.2014 N 525 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2014 N 32962).
  2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 6.
  3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2012. — 448 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развития креативности, профессиональной деятельности, студентов колледжа, комплексного развития креативности, открытого образовательного пространства, Проявление креативности, Развитие креативности призвано, гуманитарной направленности, развитии креативности, внутренней мотивации, развитию креативности, организации учебного материала, способов пробуждения креативности, вопросу развития креативности, образовательном процессе новых, студентах креативности, проявлению креативности, способов организации учебного, процессе новых способов, значительное увеличение креативности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос