Автор: Билеменко Марина Сергеевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2017)

Дата публикации: 03.08.2017

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Билеменко М. С. Взаимосвязь уровня интеллекта и креативности у студентов творческой специальности «Дизайн (по отраслям)» [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 44-46.



Целью данной работы является выявление взаимосвязи уровня интеллекта и творческих способностей у студентов творческих специальностей: обучающихся по специальности «Дизайн (по отраслям)»; выявление влияния данной зависимости на процесс обучения в целом.

Ключевые слова: творчество, интеллект, дизайн, процесс обучения, студент

В настоящее время существует повышенное внимание к уровню профессиональной подготовки выпускников учебных заведений, выпускающих специалистов в области дизайна, это определяется социальным заказом. Развитие общества зависит от степени развития промышленной культуры, которая определяет качественный показатель окружающей нас предметной среды: одежда, здания, интерьер, промышленное оборудование — все это называется продуктом дизайна.

Специфика профессии «дизайнер» сочетает в себе качества художника, изобретателя, психолога, менеджера. Причём, нестандартный, оригинальный подход присутствует как в конечном результате, так и в процессе выполнения поставленной цели. Следовательно, при определении профессионализма студента-дизайнера необходимо оценивать как продукт деятельности, так и ход выполнения поставленной цели.

Особенностью профессиональной деятельности дизайнера является большой удельный вес творческой составляющей. Продуктом дизайнерской деятельности являются новые, оригинальные решения, придающие тривиальным объектам и промышленным товарам культурную и материальную ценность. Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности дизайнера является творческий стиль, а стиль невозможно выработать без креативной составляющей личности, без нестандартного взгляда на обыденный мир.

Требования, предъявляемые к выпускникам в сфере дизайна, определённые федеральными государственными образовательными стандартами, включают в себя следующие компетенции: анализ и определение требований к дизайн-проекту, набор возможных решений проблемы или способов выполнения дизайн-проекта, знание законов восприятия формы и цвета, фактуры материалов и их характеристик, владение графическим языком и принципами комбинаторного и системного решения формы объектов проектирования, создание художественного образа, знание и основы технологии изготовления продукции. Все эти знания обеспечивают достойную теоретическую и практическую подготовку специалиста.

Взаимосвязь интеллекта и творчества у студентов творческих специальностей.

Уровень развития интеллекта — это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуального пути. Общий интеллект понимается как сложное интегральное качество психики, определенный синтез свойств, обеспечивающий в совокупности успешность любой деятельности. [1, 241 с.]

Интеллектуальное развитие — это гарант поступления абитуриентами в выбранный ими вуз. Но не только уровень интеллекта говорит о высокой адаптивности в жизни, это еще, конечно, и творчество, уровень креативности. Изучение творческих способностей сегодня актуально и значимо. Наличие творческих способностей у студентов оказывает положительное влияние как на значимые достижения в будущей профессиональной деятельности (творческой деятельности), так и на личностное развитие будущего профессионала.

Статус дизайна в современном мире растет и миссия дизайнера, который формирует образ предметно-пространственной среды. Своей деятельностью дизайнер, как профессионал, влияет на развитие способностей человека чувственно воспринимать действительность, которая постоянно и стремительно меняется.

На современном этапе своего развития дизайн уже перестал быть просто способом оформления вещей, он вышел также и за пределы функциональности. Дизайн стал формой самовыражения и формой самосовершенствования бытовой жизни.

Дизайнеры в течение длительного времени были лишены профессиональной информации. Сейчас очень быстро этот дефицит возобновляется, способствует этому и соответствующая подготовка специалистов этой отрасли в средних профессиональных и высших учебных заведениях такого профиля. Художественные дисциплины, которые изучают студенты, насыщают их нужной информацией, дают теоретические основы, обеспечивают методикой выполнения дизайн-проектов, то есть предоставляют соответствующий инструментарий и создают условия для профессионального становления и роста специалиста.

Таким образом, происходит формирование таких профессиональных качеств дизайнера, как:

  1. Умение ориентироваться в культурологическом и художественном пространстве и применять необходимый материал в своем творчестве;
  2. Умение воспринимать и отражать реальность под соответствующим углом зрения, то есть в контексте определенной культуры, стилистического направления и т. п.;
  3. Умение оперировать необходимым инструментарием — изобразительно-выразительными средствами декоративного искусства, а именно: композиционными закономерностями декоративного искусства, фактурно-текстурными особенностями материалов.

Развитие творческих способностей необходимо и значимо, особенно у студента-дизайнера: это повышает уровень адаптации и стрессоустойчивости.

В настоящие время, не так как в прошлых столетиях, креативная составляющая личности несёт в себе не просто ее развитие, но и создаёт культуру общества. Такой термин как «творчество» указывает, и на деятельность личности, и на созданные ею ценности. Творчество — это, прежде всего, отображение сущности человека, его отношения к окружающим реалиям жизни, его желания, мечты, чувства, стремления, которые и двигают человечество вперёд.

Креативность — это способность к творчеству, способность продуцировать оригинальные идеи, придумывать, находить и видеть мир по-новому.

Высокий уровень творческих способностей — одно из важных профессионально-личностных качеств дизайнера. Сформированность творческих способностей у студентов-дизайнеров говорит о продуктивной профессиональной деятельности, а также о повышении уровня профессионализма, компетентности, что способствует движению к индивидуальному стилю работы. Творчество может проявляться в различных формах, а также не проявляться, что может быть обусловлено закономерным профессионально-личностным движением «кате», где преодоление низших границ будет продуцировать качественно новое движение — развитие.

Ход исследования.

Изучение взаимосвязи уровня интеллекта и креативности у студентов творческих специальностей — позволит повысить уровень обучения. Изучение законов, закономерностей и специфики развития творческих способностей у студентов творческих специальностей: а именно, обучающихся по специальности «дизайн», даст теоретическую основу для выбора инструментов: методов, способов развития творческих способностей, а также даст возможность повлиять на формирование и развитие творческих способностей, что приведет к управляемости развития творческих способностей в процессе обучения и повысит качественный (профессиональный) уровень специалиста в области дизайна.

Наличие творческих способностей предполагает наличие высокоразвитой лабильности, дивергентности мышления. Уровень развития творческих способностей определяется степенью продуктивности в деятельности. Изучение творческих способностей, структуры творческих способностей и механизма позволяет выделить систему, что дает возможность управлять данным процессом, управлять развитием творческих способностей. Неоднозначность взглядов на проблему развития творческих способностей, на проблему факторов развития творческих способностей показывает проблемность, многоаспектность, значимость данного вопроса.

Для выявления корреляционных связей нами было проведено исследование с целью изучения взаимосвязи творческих способностей и уровня интеллекта. В исследовании приняли участие студенты колледжа структурного подразделения ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», обучающиеся по специальности «Дизайн (по отраслям)», в количестве пятидесяти шести человек: студенты третьего и четвертого курсов. С целью выявления уровня развития творческих способностей мы использовали методику «Тест креативности» Э. П. Торренса, где для корреляционного анализа использован показатель «оригинальность». Для определения уровня интеллекта мы применили методику Дж. Раввена. При помощи метода ранговой корреляции Спирмена мы получили результат, где корреляция между показателями «креативность» и «интеллект» равна 0, 86 (сильная положительная связь).

Данное корреляционное значение говорит о сильной статистической взаимосвязи между показателями интеллекта и творчества. Исходя из полученных данных, мы можем предположить, что взаимосвязь между уровнем интеллекта и креативности имеет место быть, где усиление одного признака, например, интеллекта, повлечет усиление другого признака, творческих способностей (креативности).

Литература:

  1. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность: Дубна, «Феникс +», 2014. — 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческих способностей, развития творческих способностей, студентов творческих специальностей, Изучение творческих способностей, Наличие творческих способностей, уровня интеллекта, уровень творческих способностей, Развитие творческих способностей, развитие творческих способностей, Сформированность творческих способностей, взаимосвязи творческих способностей, развитием творческих способностей, структуры творческих способностей, взаимосвязи уровня интеллекта, уровня развития творческих, Уровень развития творческих, управляемости развития творческих, способов развития творческих, специфики развития творческих, проблему развития творческих.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос