Буктрейлер как современный мультимедийный тренд в повышении интереса к чтению у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ким, В. С. Буктрейлер как современный мультимедийный тренд в повышении интереса к чтению у дошкольников / В. С. Ким, Е. А. Теремшенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83557/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье авторы рассказывают о роли Буктрейлера в повышении интереса к чтению у детей дошкольного возраста. Будет представлена информация о знакомстве с понятием Буктрейлер и этапами по его созданию. Выделены риски и возможные трудности в период работы по созданию Буктрейлера.

Ключевые слова: буктрейлер, сензитивный период, мир цифровых технологий, цифровизация.

В быстро меняющимся цифровом мире традиции чтения утрачивают своё значение для формирования личности ребенка. Доступные гаджеты, являясь мощным мотивационным фактором воздействия как на общество в целом, и в, частности, на развитие ребенка, вытесняют книгу, потребность и интерес к ней постепенно утрачиваются. Под воздействием новых электронных технологий, в первую очередь, страдает речевое развитие ребенка — речь становится более конкретной, более сухой, дети реже употребляют в речи прилагательные, которые насыщают нашу жизнь эмоциями. Именно, поэтому необходимо создать условия, которые станут основой для возникновения мотивации у ребенка по привлечению к чтению книг. В процессе общения с книгой ребенок учится думать, учится анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Следует отметить, что сензитивный период дошкольного детства является наиболее ценным для воспитания любви и интереса к книге, так как наделен такими достоинства, как высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета.

В педагогике существует достаточно средств повышения интереса детей к чтению, в том числе и семейному. Живя в современном мире необходимо сочетать старые формы работы с книгой с новыми информационно-коммуникативными технологиями. Одним из средств приобщения детей к книге, выступает Буктрейлер.

Буктрейлер (англ. Booktrailer — «book» — книга, «trailer» — киноафиша) –короткий видеоролик, созданный по мотивам книги; так же это видео аннотации книг; тизер (teaser), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Иначе можно сказать, что это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

Цель таких роликов — пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств. В ролике, длиной около трех минут, информацию о книге надо подать так, чтобы сразу захотелось её прочитать.

Основная его задача — рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребенка к сюжету художественного произведения.

Идея создания Буктрейлера зародилась в США, в России жанр Буктрейлера появился в 2010 году. Изначально Буктрейлер предназначался для взрослых, суть создания — продвижение книги на рынке продаж.

В работе по созданию Буктрейлера выделяют несколько этапов: подготовительный этап работы заключался в знакомстве с сущностью проблемы, понятием «Буктрейлер», с видами и этапами создания Буктрейлера как творческого продукта.

В процессе подготовительного этапа особое внимание направлено на то, что буктрейлеры подразделяются на различные виды по способу создания, а именно: Буктрейлеры бывают игровые (не большие фильмы по книге), неигровые (набор цитат, иллюстраций) и анимационные (мультфильм по книге).

В рамках работы с дошкольниками наиболее удобным для создания является вид Буктрейлера — «игровой», так как для реализации творческого замысла можно эффективно использовать возможности театрализованной деятельности, а также создать условия для организации сюжетно-ролевой игры «Съемочная площадка», где дети старшего дошкольного возраста смогут проявить свою индивидуальность в новой для себя роли.

По планировании содержания работы по созданию Буктрейлера в работе с дошкольниками можно выделить следующие этапы.

На первом этапе выбираем литературное произведение. Главное условие: сюжет книги, которая выбрана в качестве основы для создания Буктрейлера. На этом этапе удобно провести работу по развитию творческого воображения дошкольников, используя прием «открытый финал произведения», тем самым предлагая детям придумать свой вариант финала книги.

На втором этапе происходит с оздание сценария к Буктрейлеру. На данном этапе необходимо определить вид Буктрейлера, продумать сюжет и написать текст, который станет основой творческого продукта. Это достаточно сложная задача для дошкольников, поэтому на данном этапе главная роль отводится взрослым. При создании сценария важно учитывать, что сюжет Буктрейлера — это основа видеоролика, то содержание, которое будет определять идею и воплощение творческого продукта.

На третьем этапе происходит непосредственное съемка сюжета Буктрейлера. На этом этапе основной формой работы является театрализованная деятельность, посредством которой на этапе репетиции осуществляется съёмка частей сюжета Буктрейлера. Активная роль принадлежит детям.

Следующий этап, четвертый , направлен на выбор средств для создания Буктрейлера и практическая реализация — процесс создания Буктрейлера с помощью программных средств. Здесь можно использовать любой видеоредактор, который станет инструментом для создания видеоролика.

На пятом этапе происходит демонстрация Буктрейлера. В работе со дошкольниками реализация данного этапа должна стать отправной точкой для продвижения творческого продукта.

Формы работы по демонстрации Буктрейлера могут быть достаточно разнообразны, главное учитывать условие, посредством которого дети смогут выбрать из предложенных педагогом вариант, каким образом будет проходить «секретная» презентация новой сказки.

После просмотра Буктрейлера дети проявляют интерес как к самому видео («А что это за видео?», «Как зовут эту девочку?», «Кто снимал видео?»), так и к книге («Что это за книга?», «Эта девочка принесет нам эту книгу?»). На этом этапе педагогу необходимо в доступной для детей форме объяснить им, что такое Буктрейлер (к примеру, можно провести аналогию с трейлером фильма), а также важно дать понять детям, что создавать Буктрейлер могут все желающие.

После просмотра Буктрейлеров педагоги читают эти книги с детьми, создают различные продукты (использовалась лепка героев, рисование детьми полюбившихся из книги сюжетов, создание книг и др. виды творчества).

Практический совет на этапе просмотра Буктрейлера: важно обратить внимание на эмоциональное состояние зрителей, на уровень интереса, который должен проявиться в процессе просмотра. Необходимо проанализировать, правильно ли воспринимается идея ролика, какое воздействие он оказывает на зрителей. То есть, после демонстрации ролика детям необходимо задать вопросы, ответы на которые помогут педагогу ясно понять, появился ли интерес у детей к этой книге или нет: назовите название книги и ее автора; кто является главными героями книги; как вы думаете, о чем эта книга; как вы считаете, что могло произойти потом? (вопросы варьируются в зависимости от сюжета Буктрейлера) вам интересно было бы узнать, что случилось дальше?

Но вместе с тем следует выделить и риски при работе с Буктрейлером:

 неготовность детей к просмотру видеоролика (эмоциональная/физическая усталость детей, выбор некомфортного для детей времени для демонстрации Буктрейлера), возможное решение — перед демонстрацией Буктрейлера проанализировать условия и обстановку, в которых будет происходить просмотр, обратить внимание на эмоциональное состояние детей;

 содержание Буктрейлера низкого качества (например, слишком долгий по времени/ однообразный сюжет/ плохо смонтированный ролик и т. д.), возможное решение — ознакомиться с различными Бктрейлерами и выбрать тот, который отвечает всем необходимым требованиям, а именно соответствие содержания книги и видеоролика возрасту детей, Буктрейлер оптимальной длительности, высокое качество видео (HD), эмоциональность героев в ролике, совмещение нескольких используемых средств монтажа: музыкальное сопровождение, яркие зрительные образы, анимация, быстрота смены картинки, динамика сюжета;

 возникновение ситуации, в которой некоторые дети будут уже знакомы с представленной в ролике книгой, возможное решение — спросить у этих детей, понравилась ли им книга, где и с кем они ее читали, когда впервые с ней познакомились, могут ли они посоветовать другим детям ее прочитать и почему.

Возможные трудности при работе с Буктрейлером:

 низкая активность самого воспитателя и его недостаточное педагогическое мастерство (важно отметить, что высокие результаты возможны только в случае постоянного поощрения воспитателем каждого проявления интереса к книгам детей и родителей), возможное решение: проведение индивидуальных и групповых консультаций, практико-ориентированных семинаров/мастер-классов для педагогов.

 недостаточное включение родителей в процесс (причинами может быть то, что родители не до конца убеждены в эффективности работы технологии медиапроектирования или общее отсутствие доверия к воспитателям), возможные решения: установить доверительные отношения с родителями посредством различных форм общения, либо переход к следующему шагу (создание собственного Буктрейлера педагога с детьми).

Таким образом, Буктрейлер как новая форма работы с дошкольниками, является достаточно эффективной по созданию мотивации и условий для привлечения интереса детей к книге, тем самым способствует гармоничному развитию личности ребенка в практической творческой деятельности.

И в заключение хочется отметить, что дети будут читать, если их заинтересовать, они будут творить, изобретать, если им показать, как это делать, заразить их идеей. Буктрейлер — это замечательный метод выражения признательности книге и автору, который доступен почти любому читателю, у кого есть компьютер, фотоаппарат или видеокамера и немного свободного времени. Но в дошкольном возрасте это воспитатели и родители!

Литература:

  1. Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие / Сост. О. В. Рыкова — Вологда: ВОУНБ, 2018. — 23 с.
  2. Буктрейлер как способ продвижения книги: методическое пособие / Нац. бка, Рес. Бурятия, Отдел метод. обеспечения муниц. библиотек. — Улан-Удэ, 2017 –16 с.
  3. Гриценко, З. А. Истоки и причины нечтения // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 4. — С. 33–41.
  4. Ефимова, Л. А. Развитие интереса и любви к книге // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2016. — № 3. — С. 82–88.
  5. Смирнова О. Е. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — Спб.: Питер, 2019–304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): книга, ребенок, этап, возможное решение, творческий продукт, создание, дошкольник, дошкольный возраст, театрализованная деятельность, форма работы.


Ключевые слова

сензитивный период, буктрейлер, цифровизация, мир цифровых технологий

Похожие статьи

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Современное детство в руках цифровой эпохи: теория, исследование в Арктическом регионе, пути профилактики

В статье говорится о прогрессирующей тенденции к гаджет-зависимости среди детей. Представлен механизм ее формирования и клинические признаки, разъяснены причины сохранения психического и физического здоровья ребенка от избытка гаджетов. Приводятся ар...

Осведомлённость школьников о возможности использования нейросетей в образовательных целях

Данная статья представляет собой исследование уровня знаний и интереса школьников к нейросетевым технологиям. В ходе анкетирования были рассмотрены вопросы, связанные с знакомством и опытом использования нейросетей, а также осведомленностью о конкрет...

Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Клиповое мышление как фактор, влияющий на речевую коммуникацию студента на уроках литературы

В статье рассмотрен феномен клипового мышления в контексте процесса обучения. Выявлены предпосылки и условия, способствующие возникновению подобного явления. В статье рассмотрены негативные особенности феномена. Определена необходимость корректировки...

Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы

Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...

Медиапроект как бизнес цифровой эпохи

Рассмотрены варианты использования различных медиа для продвижения проекта, а также заработка на предлагаемом контенте и увеличения его популярности. Представлены пути развития и финансирования медиапроекта на примере работы телекомпании. Отмечены сп...

Геймификация в бизнесе: как повысить мотивацию и эффективность сотрудников

Статья рассматривает актуальную тему в сфере управления бизнесом — геймификацию. Геймификация представляет собой использование элементов игр в негейминговых контекстах для стимулирования мотивации и повышения эффективности сотрудников. В статье анали...

Креативность и условия для её развития у дошкольников в семье

Статья посвящена наиболее востребованному в современном обществе понятию «креативность». На основании исследований ученых данного понятия, дается общее определение креативности. Представлены основные критерии, которые необходимы для развития креативн...

Похожие статьи

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Современное детство в руках цифровой эпохи: теория, исследование в Арктическом регионе, пути профилактики

В статье говорится о прогрессирующей тенденции к гаджет-зависимости среди детей. Представлен механизм ее формирования и клинические признаки, разъяснены причины сохранения психического и физического здоровья ребенка от избытка гаджетов. Приводятся ар...

Осведомлённость школьников о возможности использования нейросетей в образовательных целях

Данная статья представляет собой исследование уровня знаний и интереса школьников к нейросетевым технологиям. В ходе анкетирования были рассмотрены вопросы, связанные с знакомством и опытом использования нейросетей, а также осведомленностью о конкрет...

Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Клиповое мышление как фактор, влияющий на речевую коммуникацию студента на уроках литературы

В статье рассмотрен феномен клипового мышления в контексте процесса обучения. Выявлены предпосылки и условия, способствующие возникновению подобного явления. В статье рассмотрены негативные особенности феномена. Определена необходимость корректировки...

Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы

Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...

Медиапроект как бизнес цифровой эпохи

Рассмотрены варианты использования различных медиа для продвижения проекта, а также заработка на предлагаемом контенте и увеличения его популярности. Представлены пути развития и финансирования медиапроекта на примере работы телекомпании. Отмечены сп...

Геймификация в бизнесе: как повысить мотивацию и эффективность сотрудников

Статья рассматривает актуальную тему в сфере управления бизнесом — геймификацию. Геймификация представляет собой использование элементов игр в негейминговых контекстах для стимулирования мотивации и повышения эффективности сотрудников. В статье анали...

Креативность и условия для её развития у дошкольников в семье

Статья посвящена наиболее востребованному в современном обществе понятию «креативность». На основании исследований ученых данного понятия, дается общее определение креативности. Представлены основные критерии, которые необходимы для развития креативн...

Задать вопрос