Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Создание и использование буктрейлера на уроках литературного чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 1133 раза

Библиографическое описание:

Бабкина, М. В. Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Создание и использование буктрейлера на уроках литературного чтения / М. В. Бабкина, Е. А. Баранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26972/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье характеризуется технология обучения «буктрейлер», ее возможности для формирования всех групп универсальных учебных действий.

Ключевые слова: буктрейлер, формирование универсальных учебных действий.

Современному обществу нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, человек, готовый и к самостоятельным действиям, и к принятию решений. Поэтому более востребованными становятся не конкретные знания человека, а его умение учиться.

Поэтому учитель должен спроектировать учебный процесс так, что ученик будет открывать новые знания сам. На решение данной задачи направлено формирование у детей универсальных учебных действий.

В процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, что, безусловно, способствует общему и нравственному развитию личности.

В составе основных видов УУД выделяют 4 блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование регулятивных универсальных учебных действий учащихся и при изучении раздела учебника, и при выполнении отдельных заданий.

Регулятивные УУД формируются, когда учитель учит конкретным действиям: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи и пр. Они формируются и отрабатываются поэтапно.

В 1 классе ученикиосуществляют действие по образцу и заданному правилу, принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий.

Во 2 классе ученики принимают алгоритм выполнения учебной задачи, участвуют в обсуждении плана выполнения заданий.

В 3 классе ученикипринимают учебную задачу, отбирают способы ее решения.

В 4 классе ученики осознают этапы организации учебной работы, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют её реализацию и способы выполнения.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Формирование общеучебных действий на уроках литературного чтения — это оценка смысла всего текста по его названию; поиск нужных частей текста, нужных строчек, нужных слов; поиск начала урока по условным обозначениям.

Формирование логических учебных действий — это сравнение и анализ произведений с целью выделения в них существенных признаков; анализ названий и текстов с целью выявления их жанровой принадлежности; установление причинно-следственных связей.

Формирование умения постановки и решения проблемы — это создание на уроке особой проблемной ситуации при помощи серии вопросов.

Формирование Коммуникативных учебных действий:

—планирование учебного сотрудничества;

—постановка вопросов;

—разрешение конфликтов;

—управление поведением партнёра;

—умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

В последние годы в школе происходят глобальные изменения, связанные с введением в образовательный процесс новых ФГОС. Педагогам приходится обновлять систему преподавания, используя такие формы работы, которые позволяют развивать у обучающихся метапредметные умения и навыки. Одним из таких видов работы может быть создание видеороликов. Их использование на уроках литературного чтения позволяет организовать работу над формированием всех универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Каковы же варианты заданий, в результате выполнения, которых создается видеоролик? Это может быть составление видеоряда к стихотворению (картинки и чтение учеником стихотворных строк); составление видеоряда на темы «Литературный герой на картинах известных художников», «Прототипы литературных персонажей произведения», «Биография писателя»; запись исполнения собственных стихов, частушек, песен, экспромт-постановок басен, сказок, былин. Одним из занимательных для обучающихся вариантов задания является составление буктрейлера — небольшого видеоролика, снятого по книге для пробуждения интереса к прочтению этого произведения.

В основу буктрейлера может быть положено любое произведение: книги — юбиляры, книги определенного жанра (фантастика, приключения, детективы), изучаемые на уроках внеклассного чтения, книги, написанные одним автором и т. д. Пожалуй, самая сложная часть работы — это написание сюжета видеоролика. Для этого надо выделить в книге моменты (интригующие, захватывающие, самые интересные), которые могут быть положены в сюжет.

Подобрать название, соответствующее теме ролика, написать реплики для героев, если вы снимаете видео, или комментарии, которые будут предварять ваши картинки. При составлении буктрейлера надо помнить, чтобы удержать внимание смотрящего, ролик не должен превышать 3 минут. После выполнения творческого задания работы обучающихся оцениваются. В данном случае можно использовать вариант критериального оценивания. Критерии разрабатываются учителем и выдаются ученикам перед началом работы для того, чтобы они могли в процессе создания буктрейлера контролировать себя. В листе самооценки обучающиеся заполняют графы «Индикаторы»: если все делали самостоятельно, не получили никаких замечаний за свою работу, то они получают 2 балла, если не всегда все получалось выполнять качественно — 1балл, если вообще работа не сделана или не выполнялись отдельные критерии — 0 баллов. Затем считают набранные баллы и выставляют себе оценку за это задание. (Соотношение набранных баллов и оценки учитель обговаривает с учениками заранее.) Простроив работу по вышеописанной системе, можно получить отличный результат. Как показывает рефлексия, проведенная после обсуждения очередных буктрейлеров по книгам, данным для внеклассного чтения, 40 % учеников заинтересовались произведением, 20 % — пересмотрели свой взгляд на проблематику, а 30 % –понравился сам процесс.

Основные термины (генерируются автоматически): действие, учебная задача, формирование, внеклассное чтение, книга, литературное чтение, работа, решение проблемы, составление видеоряда, ученик.


Похожие статьи

Методические приемы для формирования УУД на уроках литературного чтения

В статье описывается авторский опыт по формированию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. Приводятся примеры организации учебно-игровой деятельности обучающихся, направленно...

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий в предметной области «Математика»

В статье описывается опыт работы тьюторской площадки по обучению студентов факультета начального образования формированию универсальных учебных действий. Предлагается работа с технологической картой в качестве инструментария обучения студентов.

Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий

В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

В статье рассматривается, как использование игровых технологий в современном образовательном процессе помогает формированию универсальных учебных действий.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности

Статья посвящена актуальной проблеме организации процесса проектной деятельности, направленного на формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Методы и средства формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, охарактеризованы основные методы и средства, способствующие их формированию и развитию в образовательном процессе современной ...

Проблема формирования навыка смыслового чтения как метапредметного результата при работе с текстом у обучающихся начальной школы

В статье рассматривается важность формирования метапредметных результатов, а именно развитие навыка осмысленного чтения в период обучения в начальной школе.

Формирование метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках эстетического цикла

В статье представлен опыт работы учителей музыки, технологии и изобразительного искусства по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД в начальной школе.

Инфографика на уроках всемирной истории как инструмент развития навыка ориентации во времени и пространстве

В статье рассматривается использование инфографики как инструмента развития навыка ориентации во времени и пространстве, на уроках всемирной истории. Проанализированы актуальность, возможности и перспективы применения инфографики. Предложены примеры ...

Похожие статьи

Методические приемы для формирования УУД на уроках литературного чтения

В статье описывается авторский опыт по формированию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. Приводятся примеры организации учебно-игровой деятельности обучающихся, направленно...

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий в предметной области «Математика»

В статье описывается опыт работы тьюторской площадки по обучению студентов факультета начального образования формированию универсальных учебных действий. Предлагается работа с технологической картой в качестве инструментария обучения студентов.

Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий

В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

В статье рассматривается, как использование игровых технологий в современном образовательном процессе помогает формированию универсальных учебных действий.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности

Статья посвящена актуальной проблеме организации процесса проектной деятельности, направленного на формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Методы и средства формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, охарактеризованы основные методы и средства, способствующие их формированию и развитию в образовательном процессе современной ...

Проблема формирования навыка смыслового чтения как метапредметного результата при работе с текстом у обучающихся начальной школы

В статье рассматривается важность формирования метапредметных результатов, а именно развитие навыка осмысленного чтения в период обучения в начальной школе.

Формирование метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках эстетического цикла

В статье представлен опыт работы учителей музыки, технологии и изобразительного искусства по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД в начальной школе.

Инфографика на уроках всемирной истории как инструмент развития навыка ориентации во времени и пространстве

В статье рассматривается использование инфографики как инструмента развития навыка ориентации во времени и пространстве, на уроках всемирной истории. Проанализированы актуальность, возможности и перспективы применения инфографики. Предложены примеры ...

Задать вопрос