Подготовка студентов медицинских вузов как приоритетная проблема здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ажиниязова, Г. К. Подготовка студентов медицинских вузов как приоритетная проблема здравоохранения / Г. К. Ажиниязова, З. Б. Еримбетова, Г. А. Пахратдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83225/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассматривается важность правового обучения и подготовки специалистов-медиков медицинских высших учебных заведений, а также предоставление студентам сведения по основам законодательства в области охраны здоровья в рамках действующих учебных программ.

Ключевые слова: медицинский работник, психическая неприкосновенность, пациент, врач, медицинская помощь.

В современных социально-экономических и правовых условиях функционирования системы здравоохранения, в отличие от той, которую использовали ранее, где все вопросы правового регулирования брало на себя государство, задача правовой информированности и защиты медработников в значительной мере возложена на самих медработников.

Итак, существенно возрастают требования к уровню юридической подготовки. Отношения, складывающиеся при предоставлении медицинских услуг между лечебной организацией (частным врачом) и пациентом, особенно значимыми в правовом аспекте, поскольку непосредственными объектами медицинского вмешательства такие конституционно закрепленные права человека, как жизнь, здоровье, личная физическая и психическая неприкосновенность.

На первый план выходят вопросы биоэтики, включающих в повседневной медицинской практике получения информированного согласия пациентов на выполнение рекомендованных медицинских манипуляций.

Анализ практической деятельности медицинских работников показывает, что знания врачом своих прав и обязанностей, прав пациента, юридических основ отношений «врач-пациент», оснований юридической ответственности за профессиональные и должностные правонарушения способствует обеспечению соблюдения прав и законных интересов граждан в области охраны здоровья.

Следовательно, повышается качество оказания медицинской помощи, уменьшается количество конфликтов между медицинскими работниками и пациентами, врач оказывается защищенным от уголовного или гражданского преследования.

Анализ должностных обязанностей работников здравоохранения и их практической деятельности свидетельствует, что медицинский работник должен обладать определенными правовыми знаниями, уметь применять их в профессиональной деятельности.

Правовое обучение должно стать обязательной составляющей подготовки врача. Без знания правовых норм, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, современный врач не может на должном уровне выполнять свои служебные обязанности.

Поэтому вопрос о формировании правовой компетенции у студентов, обучающихся в медицинском университете следует считать приоритетным в системе профессиональной подготовки будущих специалистов сферы здравоохранения.

Правовую компетенцию студента-медика определяем как интегральную свойство личности, основанную на правовых ценностях, показывает ее способность и готовность применять систему правовых знаний и умений в течение профессиональной медицинской деятельности.

Согласно типовой программе, целью предмета медицинского права является усвоение студентами знаний в области основ законодательства по охране здоровья, а также биоэтики, правовых обязанностей медицинских работников, прав и обязанностей пациентов, норм гражданского, административного, уголовного права, касающиеся деятельности лечебных учреждений, особенностей расследований в случаях профессиональных правонарушений медицинских работников.

В течение периода получения образования студент должен научиться:

— разбираться в требованиях законодательства, связанные с медицинской деятельностью;

— анализировать медицинские документы;

— дифференцировать дефекты оказания медицинской помощи;

— участвовать в служебном расследовании конфликтных ситуаций, которые связаны с оказанием медицинской помощи;

— как специалист или эксперт участвовать в выполнении экспертиз трупов, живых лиц, а также комиссионных экспертиз, в случаях профессиональных правонарушений медицинских работников.

Введение нового раздела учебной программы во многих медицинских университетах вызвало необходимость совершенствования организации учебного процесса, обеспечивает возможность последовательного усвоения правовых знаний, формирование мотивации правового поведения и становления положительного правового опыта в учебной, профессиональной и научной деятельности будущих медиков.

Задача этой части учебной программы:

— усвоение основ правовых умений и навыков правомерного поведения медика и пациента; способность правильно ориентироваться в потоке правовой информации, быть в курсе новейших изменений и дополнений в своей правовой отрасли;

— формирование системы правовых знаний, умений и навыков, способствующих успешной профессиональной деятельности будущих медиков; воспитание уважения к праву, признание его как ценности;

— формирование компонентов правовой компетенции, а также способности применять знания в практической деятельности.

Связующим звеном между задачами и результатом формирования правовой компетенции студентов медицинского университета смысл предложенной темы в составе учебного материала.

Специалисты разработали методику проведения практических занятий, сформировали теоретический материал, правовой словарь, подобрали практические задачи, создали массив контрольных тестов, направленных на усвоение и закрепление правил поиска законов и нормативных документов по области медицинского права.

Результатом применения предложенного первого этапа внедрения информационно-правовых знаний в систему обучения студентов медицинских высших учебных заведений через изучение прикладных информационных программ юридического содержания стало овладение студентами первичных навыков поиска и выбора нормативных правовых документов и способности грамотно ориентироваться в выбранном материале.

Выводы . Обосновали актуальность введения информационно-правовой подготовки для студентов медицинских вузов и в течение последипломного обучения медицинских работников.

Предложили методику первичной информационно-правовой подготовки студентов медицинского факультетов в рамках действующих учебных планов, то есть введение изучения медицинского права на практических занятиях с использованием государственных юридических информационно-поисковых систем.

Литература:

1. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. — М., 2006. — С. 34.

  1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология в школе. — М., 2005. — С. 38.
  2. Лисицин Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. — М., 1982. 40 с.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, знание, практическая деятельность, медицинский работник, медицинский университет, правовая компетенция, правовое обучение, профессиональная медицинская деятельность, психическая неприкосновенность, учебная программа.


Ключевые слова

врач, пациент, медицинская помощь, медицинский работник, психическая неприкосновенность

Похожие статьи

Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы...

Применительно к правовой компетенции медицинского работника этот компонент включает такие правовые знания, как

профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, умение, медицинский работник среднего звена, медицинская сестра, знание...

Критериально-уровневая характеристика правовой компетенции...

Критериально-уровневая характеристика правовой компетенции студентов медицинского института.

правовая компетентность, правовая компетентность студентов колледжа культуры, правовое образование, профессиональная деятельность, знание, дальнейшая...

Структурно-содержательная модель формирования правовой...

Анализ практической деятельности медицинских работников показывает, что знание

Это позволяет сделать вывод, что существующая профессиональная подготовка будущих

Для описания процесса формирования правовой компетенции студентов медицинского...

Современные методы формирования правовой компетенции...

Особенности процесса формирования правовой компетентности... Происходит подготовка к профессиональной деятельности

активный метод обучения, метод обучения, учебный процесс, метод проектов, умение, круглый стол, профессиональная деятельность, знание...

Правовую компетенцию студента медицинского института мы...

медицинская помощь, правовое регулирование, юрист, вуз, знание, кафедра, Кисловодский институт экономики, медицинская деятельность, отрасль, система здравоохранения.

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских...

 Выявление сущности профессиональной компетенции как критерия профессиональной подготовки медицинских работников

медицинский работник, учебно-производственная практика, профессиональная компетенция, будущий медицинский работник...

Модель практико-ориентированного обучения в системе...

профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, компетенция, современный специалист, система знаний

Определяющим моментом по формированию профессиональной компетентности будущих медицинских работников среднего звена...

Актуальные проблемы развития правовой компетентности...

Формирование правовой компетентности требует разработки и применения соответствующей технологии обучения.

профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, умение, медицинский работник среднего звена, медицинская сестра, знание...

Психолого-педагогические условия оптимизации формирования...

Психолого-педагогические условия оптимизации формирования профессиональных навыков медицинских специалистов.

профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, медицинский работник среднего звена, медицинский колледж...

Похожие статьи

Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы...

Применительно к правовой компетенции медицинского работника этот компонент включает такие правовые знания, как

профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, умение, медицинский работник среднего звена, медицинская сестра, знание...

Критериально-уровневая характеристика правовой компетенции...

Критериально-уровневая характеристика правовой компетенции студентов медицинского института.

правовая компетентность, правовая компетентность студентов колледжа культуры, правовое образование, профессиональная деятельность, знание, дальнейшая...

Структурно-содержательная модель формирования правовой...

Анализ практической деятельности медицинских работников показывает, что знание

Это позволяет сделать вывод, что существующая профессиональная подготовка будущих

Для описания процесса формирования правовой компетенции студентов медицинского...

Современные методы формирования правовой компетенции...

Особенности процесса формирования правовой компетентности... Происходит подготовка к профессиональной деятельности

активный метод обучения, метод обучения, учебный процесс, метод проектов, умение, круглый стол, профессиональная деятельность, знание...

Правовую компетенцию студента медицинского института мы...

медицинская помощь, правовое регулирование, юрист, вуз, знание, кафедра, Кисловодский институт экономики, медицинская деятельность, отрасль, система здравоохранения.

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских...

 Выявление сущности профессиональной компетенции как критерия профессиональной подготовки медицинских работников

медицинский работник, учебно-производственная практика, профессиональная компетенция, будущий медицинский работник...

Модель практико-ориентированного обучения в системе...

профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, компетенция, современный специалист, система знаний

Определяющим моментом по формированию профессиональной компетентности будущих медицинских работников среднего звена...

Актуальные проблемы развития правовой компетентности...

Формирование правовой компетентности требует разработки и применения соответствующей технологии обучения.

профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, умение, медицинский работник среднего звена, медицинская сестра, знание...

Психолого-педагогические условия оптимизации формирования...

Психолого-педагогические условия оптимизации формирования профессиональных навыков медицинских специалистов.

профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, медицинский работник среднего звена, медицинский колледж...

Задать вопрос