Библиографическое описание:

Краснова С. А. Модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 23-26.



Современное образование строится на основе практико-ориентированного подхода. Структура и содержание подготовки медицинских кадров являются отражением интеграционных медико-педагогических процессов, обеспечивающих развитие института медико-педагогического образования, выраженных в идеях гуманизации, непрерывности обучения, опережающего образования, в компетентностном подходе к обучению [1].

Сегодня невозможно освоить медицинскую специальность раз и навсегда, так как сокращается жизненный цикл знаний и умений в результате быстро развивающихся технологий, таким образом возрастает потребность в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Рассматривая основные направления реформирования здравоохранения в современных условиях развития медицинской науки и практики, возникла необходимость повышения уровня подготовки медицинских сестер путем внедрения новых технологий. Системе здравоохранения нужна медицинская сестра не только в качестве исполнителя профессиональных обязанностей, но и имеющая творческий подход, учитывающая психологические особенности больного и персонала, с высокой способностью к самосовершенствованию и саморазвитию [2].

В современных условиях эффективность труда медицинского работника во многом зависит от его профессионального совершенства и требует от современной медицинской сестры постоянного пополнения своих теоретических знаний и развития практических навыков.

Практико-ориентированное обучение отличает постоянная нацеленность на конечный результат. В век бурно развивающихся медицинских технологий, невозможно сформировать набор компетенций на всю жизнь. Еще важнее научить специалиста формировать компетенции самостоятельно.

Общая логика практико-ориентированного обучения, основанного на компетенциях, должна отвечать на три вопроса:

  1. Что будет уметь делать специалист после окончания обучения? (набор компетенций).
  2. Что должен освоить слушатель, чтобы быть профессионально компетентным? (содержание и руководство по обучению).
  3. Как узнать, что специалист сможет качественно выполнять свои функции в своей профессиональной деятельности? (оценка результатов формирования компетенций).

По определению ЮНЕСКО, под практико-ориентированным обучением, основанном на компетенциях, понимается «обучение, основанное на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной профессиональной (трудовой) деятельности» [3].

Сегодня практикой востребованы результаты обучения практической готовности слушателя курсов к деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни. От медицинской сестры в профессиональной деятельности руководитель в лице главной медицинской сестры ожидает:

— готовности к непрерывному самообразованию и модернизации («осовременивания») в профессии;

— умений и навыков общения с пациентами, коллегами, навыков работы в команде;

— способности к работе с различными источниками информации (ее поиск, обработка, хранение, воспроизведение и т. д.);

— умений действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях;

— готовности к эффективному поведению в конкурентной среде в условиях стрессогенных факторов и т. д.

Целью применения практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала на базе Тольяттинского медицинского колледжа является повышение эффективности подготовки среднего медицинского персонала, а также формирование и развитие на определенном уровне профессионально значимых компетенций. Учитывая влияние внешних социально-экономических, политических факторов, а также внутренних факторов организационно-управленческой среды образовательного учреждения была разработана технология практико-ориентированного обучения, включающая в себя целевой, экспериментально-обучающий, конструктивно-поисковый и рефлексивно-аналитический блоки.

В целевом блоке слушателям предлагается оживить свои знания о теоретических и практических основах сестринского дела, социально-культурных основ сестринского дела, технологии выполнения медицинских манипуляций, о морально-этических нормах с помощью учебной литературы. Результаты освоения сопоставляются с критериями оценки.

Экспериментально-обучающий блок предлагаются практические кейсов для разрешения различных профессиональных ситуаций (по каждой компетенции предлагается кейс-упражнение).

В конструктивно-поисковом блоке слушатели должны сформулировать вытекающие из предшествующей работы выводы по социально-культурным основам сестринского дела, морально-этических нормах общения с пациентом. Главное в том, чтобы они были обоснованы ходом и результатами проведенной работы.

В рефлексивно-аналитическом блоке происходит обсуждение по теме, составление устного отчета о полученных знаниях, возникающих трудностях, анализ эффективных рекомендаций.

Критериями оценки качества выполнения задания являются:

уровень оперирования теоретическими знаниями;

— обоснованность гипотез результатами наблюдения;

— логичность, доказательность рассуждений;

— раскрытие своеобразия, индивидуальности личности;

— содержательность педагогических рекомендаций.

Разработанные задания направлены на повышение профессиональной компетентности среднего медицинского персонала.

Диагностика профессионально значимых компетенций среднего медицинского персонала проходила с использованием различных опросников и методик: методика «Интеллектуальная лабильность», методика исследования «Коммуникативных и организаторских способностей» (КОС-2), определение уровня конфликтоустойчивости, тест «Логичность умозаключений», диагностика «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала», диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, «Анализ рефлексивной культуры среднего медицинского персонала и «Оценка удовлетворенности трудом».

С учетом представленных блоков компетенций методики были использованы следующим образом:

Компетенция 1 «Теоретико-методологическая»: тест «Логичность умозаключений», диагностика «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала», тестирование на знание теоретических и практических основ сестринского дела.

Компетенция 2 «Социально-коммуникативная»: методика исследования «Коммуникативных и организаторских способностей» (КОС-2), «Анализ рефлексивной культуры среднего медицинского персонала и «Оценка удовлетворенности трудом», тестирование на знание социокультурных основ сестринского дела.

Компетенция 3 «Профессионально-технологическая»: методика «Интеллектуальная лабильность», экспертная оценка соблюдения технологии выполнения алгоритма медицинских (сестринских) манипуляций, тестирование на знание выполнения технологии сестринских манипуляций.

Компетенция 4 «Этико-культурная»: диагностика «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала», диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, определение уровня конфликтоустойчивости, тестирование на знание морально-этических норм сестринского дела.

Для выявления уровня сформированности компетенций вначале определимся с понятием уровня. Как определяется в литературе «уровень» отражает диалектический характер развития, позволяющий познать предмет во всем многообразии его свойств, связей, отношений, и употребляется для отображения последовательности связей и отношений, где многие из последующих представляют собой менее крупные ступени повышения организации по сравнению с одной или несколькими предыдущими ступенями [4].

Результатом применения практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала являются сформированные на определенном уровне профессионально значимые компетенции среднего медицинского персонала.

С целью дальнейшего совершенствования и развития профессионально значимых компетенций в модель обучения был включен блок кейсов, который предполагается использовать в дальнейшем для самоподготовки медицинской сестры на рабочем месте с целью развития профессиональной компетентности среднего медицинского персонала.

Кейс — это метод, который наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес наукам, как за рубежом, так и в последнее время в России. Кейс также может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Он относится к методам интерактивного обучения и хорошо воспринимается слушателями курсов повышения квалификации.

Кейс — это описание реальной ситуации, это событие, реально произошедшее в сестринской практике и описанное нами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории. Кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, столь необходимые сегодня среднему медицинскому персоналу. Обучение на основе кейс-метода строится на всестороннем анализе различных профессиональных ситуаций, обсуждается вовремя открытых дискуссий и способствует выработке навыков принятия решений. Источником кейсов является практическая деятельность медицинской сестры (практический кейс). Назначение таких кейсов сводится к тренингу обучаемых, который описан в следующем разделе второй главы. Кейс метод сочетается с другими методами интерактивного обучения такими как «проблемный метод», метод «мозговой атаки», с игровыми методами, с моделированием и т. д.

Кейс включает в себя: во-первых, ситуацию (т. е. случай или проблему). Во-вторых, контекст ситуации (место, особенности действий или участников ситуации). В-третьих, может содержать комментарии ситуации, представленные автором кейса, задания или вопросы для проработки кейса, и в случае необходимости и приложения.

Таким образом, формируется система непрерывного профессионального развития медицинского работника с учетом требований конкретного лечебно-профилактического учреждения к уровню профессиональной компетентности среднего медицинского персонала.

Модель повышения квалификации с использованием технологии практико-ориентированного обучения среднего медицинского персонала представлена на рисунке 1.

Теоретический анализ основных подходов к проблеме формирования профессиональных (профессионально значимых) компетенций в рамках модернизации медицинского образования послужил методологическим обоснованием при разработке нами модели практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала и внедрения данной модели в практику подготовки специалистов этого профиля. Предлагаемая нами модель направлена на повышение уровня подготовки профессионально грамотного и конкурентоспособного медицинского работника среднего звена.

Литература:

  1. Резер Т. М. Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании. Автореферат докторской диссертации по педагогике 13.00.08 — теория и методика профессионального образования.
  2. Павлов Ю. И., Холопов А. А. Теория сестринского дела // Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультетов ВСО/ Челябинск. – 2006.
  3. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. http://www.eidos.ru/jour№ al/2007/0115–2.htm
  4. Банько Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетенции как компонента профессиональной подготовки менеджеров / Монография // Волгоград: РПК «Политехник». — 2004. С. 23.

Рис.1. Модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала


Основные термины (генерируются автоматически): среднего медицинского персонала, квалификации среднего медицинского, повышения квалификации, сестринского дела, повышения квалификации среднего, системе повышения квалификации, медицинской сестры, основ сестринского дела, значимых компетенций, культуры среднего медицинского, компетентности среднего медицинского, «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций, ценностно-потребностных ориентаций персонала», медицинского работника, диагностика «Рейтинг ценностно-потребностных, компетенций среднего медицинского, профессиональной компетентности среднего, рефлексивной культуры среднего, набор компетенций, обучения среднего медицинского.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос