Применение изречений Навои в развитии письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (37) февраль 2012 г.

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Парпиев, О. О. Применение изречений Навои в развитии письменной речи / О. О. Парпиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 292-293. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4257/ (дата обращения: 19.11.2024).

Использование изречений Навои имеет огромное образовательное и воспитательное значение в повышении навыков письменной речи учащихся это:

  1. Способствует глубоко и полноценно понять произведения Навои;

  2. Облегчает представление практического значения, жизненного содержания изречений Навои;

  3. Выполняет функцию важного источника при усовершенствовании общих речевых навыков и умений учащихся.

Здесь мы будем говорить только о методах использование изречений Навои.

Известно, что изречения Навои можно встретить и в отдельных произведениях («Махбуб ул-кулуб», «Арбаъин»), и в составе других произведений (газель, рубаи, поэма «Хамса»)

В начальном периоде учитель сам может читать или писать на доске, а также может применять наглядные пособия, технические (пособия) средства, компьютерную технологию. А после найти их в процессе работы, полноценно использовать их по желанию и инициативе учащихся.

На уроках родного языка для выбора девиза уроках учащимся даётся изречения Навои. В младших классах может использоваться повествовательное изложение.

Крестьянин, посеявший овес, не может собрать пшеницу

Благовоспитанные люди достигают плода счастья.

Неуместное старание хуже безделья.

Если народ тебя не защищает -

Ищи причину в себе

Что надо говори, а что не надо – промолчи

Вода льдом, еда с солью, человек словом прекрасен.

При выборе эпиграфа к письменной, творческой, домашней и классной работам применения изречений Навои уместны. Конечно, при этом надо исходить из темы творческих работ.

Пир Навои, сколько пирующих людей

Но в единстве совесть и нрав милей

Что за птица из благородства крыло

Не низок уважение к отчизне было

Не мало вне земли ищущих цветов

Много цветов на земле и цветущих краев.

Мы на практике применили задание «Комментарий изречений Навоий». Для этого выбирается один из изречений Навои, связанное с темой даётся комментарий изречений. При этом даётся возможность свободному мышлению на основе своего мировоззрения и представления. Объём письменной работы может состояться из маленького текста ( в объёме 3-4 предложений), до пол страницы и одной полной страницы. При этом указывается и на ограничении времени (например, 5,10,15 минут). Только после составления текста даётся грамматическое задание (например, объясните значение производных и непроизводных существительных в тексте, распространите предложение однородными членами; определите чем выражено дополнение)

Игра «Восстановим изречения Навои» не только развивает устную и письменную речь учащихся, но и способствует творческому мышлению». Для это берётся изречение Навои и места слов меняются. Учащимся даётся задание восстановить фразу. Обратим внимание на строку из «Фархада и Ширин»

Трав сто тысяч гибнут в цветущих садах, но

Красивый стан мишь стоит сто лет свободно.

Учащимся даётся это в следующих формах:

  1. Вариант лёгкий. При этом в фразе меняется места 1 и 2 слов. В качестве помощи учащимся на местах остаются рифмующие слова:

Тысяч сто трав гибнут в цветущих садах, но

Стоит лишь красивый стан сто лет свободно.

2) Средне-сложный вариант. При этом желательно оставить рифмующие слова на месте. Только количество меняемых слов увеличивается:

Сто тысяч трав гибнут цветущи в садах, но

Лишь красивый стан стоит сто лет свободно.

  1. Сложный вариант. При этом меняется места не только рифмующих слов, но и фраз. Но такие задания выполняются только после специальной подготовке, сформулированных навыков и умений учащихся.

Такие занятия можно считать умственной гимнастикой. Они приближают учащихся к творчеству Навои, что развивает самостоятельный и творческий интеллект, наряду с этим выполняет функцию источника устную и письменную речь.

Страница неписаная правды есть

Всяк люд должен эту страницу учесть.

Будь далёк от делов «Брать чтобы дать».

Не лучше ли не брать дабы отдать.


Литература:
  1. Алишер Навоий. «Махбуб ул-кулуб». – Ташкент:1983.

  2. Алишер Навоий. Сборник. 20 томов. Ташкент: 1998.

  3. Алишер Навоий. «Фархад и Ширин». Ташкент: 1989.

3


Основные термины (генерируются автоматически): изречение Навои, красивый стан, использование изречений Навои, комментарий изречений, письменная речь учащихся, слово, умение учащихся.


Задать вопрос