Автор в статье дает определение сенсомоторному развитию, обосновывает необходимость формирования сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Выделяет и рассматривает направления коррекционной работы над сенсомоторной сферой у детей с нарушениями в развитии, кроме того, описывает связь сенсомоторной сферы и высших психических функций.
Ключевые слова: ощущение, восприятие, сенсомоторное развитие, двигательные нарушения, множественные нарушения, зрительное, тактильное, вестибулярное, проприоцептивное восприятие.
В настоящее время в педагогике и психологии наиболее актуально стоит проблема поиска новых и наиболее эффективных способов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы наблюдаем тенденцию, что детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья становится больше. Причин этому множество: плохая экология, наследственность, вирусы, питание, становится очень трудно установить истинную причину аномального онтогенеза. Поэтому проблематичным является не только поиск предпосылок аномального развития, но и остро стоит проблема обучения и воспитания этой категории детей.
Попробуем взглянуть на данную проблематику с точки зрения сенсомоторного развития ребенка.
Сенсомоторное развитие фундаментальной основой физического и интеллектуального развития ребенка, на основе которой формируется его представление о себе, об окружающем, так же формируется способность к ориентации в пространстве. В дальнейшем, важнейшая роль моторного сенсорного компонентов развития ребенка создает фундамент для успешного обучения и развития. Сенсомоторное развитие является базовой основой для формирования и развития высших психических функций и включено в планомерный процесс развития и воспитания дошкольников. В силу этого исследование сенсомоторного развития может расширить и углубить информацию об особенностях аномального онтогенеза у детей с тяжелыми и множественными нарушениями.
В большинстве работ, посвященных вопросу сенсомоторного развития у детей с нарушениями, рассматриваются традиционные методики обучения и воспитания: формирование сенсорных эталонов, занятия по изучению частей тела, их описания и преломления на собственное. Очень часто в практической деятельности вообще происходит разделение развития сенсорики и моторики. Кроме того, данные работы если и интегрируют сенсорный и моторный подходы, то используют его в работе с детьми с аутизмом, ЗПР, нарушениями речи. Однако для детей со множественными нарушениями данных практический рекомендаций крайне мало либо вообще нет.
Как уже отмечалось, сенсомоторное развитие представляет базовую составляющую психики ребенка. Если страдает базовая основа, то это закономерно приводит к проблемам развития психики и личности в целом, что создает серьезные трудности ребенку и его социальному окружению. Осмысление и понимание ребенком со множественным нарушением устройства своего тела чрезвычайно важно для полноценного психического развития.
Сенсомоторный компонент входит в структуру представления о себе. Осознание себя, своей личности, является важным аспектом социализации. В свою очередь ключом к социализации ребенка является его коммуникация. Кроме того, сенсомоторная сфера является базовой для формирования высших психических функций человека. У ребенка со множественными нарушениями данная база либо крайне искажена, либо крайне не развита, что приводит нас к вопросу о разработке отдельных методов диагностики и коррекции сенсомоторной сферы ребенка со множественными нарушениями.
Поэтому одной из главных задач в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями, является коррекция сенсомоторного развития, которое является фундаментом не только, для развития и дальнейшего совершенствования высших психических функций, но и является главным условием для формирования навыков жизнеобеспечения, а также реализации различных форм деятельности. Важными направлениями в коррекционной работе над сенсомоторной сферой у детей со сложными нарушениями являются:
– Развитие зрительного восприятия;
– Развитие слухового восприятия;
– Развитие тактильного восприятия;
– Развитие вестибулярного восприятия;
– Развитие проприоцептивного восприятия.
Коррекционная работа над зрительным восприятием включает в себя развитие и совершенствование мышц-глазодвигателей, прослеживание за объектом, расширение поля зрения, фиксации взгляда на объекте.
Коррекция слухового восприятия базируется на развитии восприятия неречевых и речевых звуков.
Формирование вестибулярного восприятия включает в себя развитие чувства собственного тела в пространстве, а также движения в вертикальных, горизонтальных плоскостях и возвратно-поступательные движения.
Тактильная система играет главную роль в восприятии свойств предмета и объекта, поэтому тактильная стимуляция встречается абсолютно в каждом этапе коррекционного сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями и включает в себя определение таких свойств, как текстура и температура.
Работа над проприоцептивным восприятием прежде всего направлена на развитие и совершенствование чувства силы, необходимой для совершения того или иного действия.
Кроме практической направленности изучения сенсомоторного развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями, так же значим и теоретический аспект работы. В настоящее время в психологии развивается такое направление, как психология телесности [Тхостов А. Ш., 2002]. Представление о схеме тела в сознании является одним из важнейших компонентов телесности человека; искаженные представления о собственном теле могут являться причиной нарушений психосоматического развития.
Таким образом, исследование и коррекция сенсомоторного развития детей со множественными нарушениями помогает овладеть ребенку не только социально-бытовыми навыками, но и стать основой для формирования высших психических функций.
Литература:
- Айрис, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем / Э. Дж. Айрис; пер. с англ. Юлии Даре. — 5 е изд. — М. Тервинф, 2020–272 с.
- Банди Анита. Сенсорная интеграция: теория и практика / Анита Банди, Шели Лейн, Элизабет Мюррей; пер. с англ. и науч. ред. Д. В. Ермолаева. — 2-е изд. — М.: Тервинф, 2020, — 768 с.
- Горячева Т. Г. Никитина Ю. В. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод семнсомоторной коррекции: Учебно-методическое пособие. — М.: Генезис, 2019–168 с.
- Ньокиктьен, Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с англ. Д. В. Еромолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под. ред. Н. Н. Заваденко. — 2-е изд. — М. Теревинф, 2019. — 336 с.