В статье автор пытается проследить появление и эволюцию этикета в России, начиная с древнейших времен.
Ключевые слова : этикет, Российская империя, Домострой, женщины.
Классические системы этикета сформировались в западном мире, а его родоначальником можно считать французского короля Людовика XIV, благодаря его пристрастиям к европейской моде, вкусу, весь Новый свет равнялся на Францию. Французский король был первым, кто начал проводить дворцовые церемонии по специально-подготовленному сценарию. На своих приемах король стал впервые раздавать этикетки — свод правил, которые должны были выполнять придворные гости. Но шаблонные правила поведения были чужды в скором времени для придворных дам и кавалеров, по их мнению, они лишались своей индивидуальности, и с течением времени был за основу взят английский этикет, который основывался на скромности, честности и умеренности — считается, что он лежит основе современного этикета в мире [6].
Что же касается отечественных правил поведения в обществе, речевых норм общения, стоит сказать, что культура этикета в России, которая не пережила влияние средневековья, распространилась достаточно позже, но в тоже время первоначальные формы регламентации нашли свое место в обычаях и нормах, заложенных еще в Древней Руси [1].
Еще до появления письменности и славянской азбуки на Руси, нравственные постулаты, нормы, элементарные житейские правила, находили свое отражение в народном фольклоре — пословицах и поговорках.
Первым документированным сборником, в который были включены правила хороших манер и нравственности, стало «Поучение Владимира Мономаха» — памятник XII столетия. В этом своде содержались статьи, которые затрагивали разные сферы жизни человека, они были схожи между собой и рассматривали правила поведения, как необходимо себя вести, чтобы заслужить хорошую репутацию, быть мудрым, умным человеком [3].
В Древней Руси было несколько категорий либо же направлений этикета. И первым из них были «Нормы поведения для юных особ». Юным девушкам правила этикета предписывали иметь чистую, непорочную душу, необходимо было вести кроткую беседу, принимать пищу без лишних звуков, слушать старших и мудрых, при стариках молчать, уважать ровесников и младших, много не смеяться, в беседе не привирать, глаза не поднимать — смотреть в пол, не быть злой [4].
Существовал также и гостевой этикет, согласно которому все общение между гостем и хозяином двора основывалось на социальном положении гостей: чем выше был социальный статус, тем учтивее был хозяин дома. В любом случае встретить гостя добрым словом, накормить, напоить предписывалось каждому, уже не взирая, на статус и положение.
Рассматривая деловой этикет, стоит сказать, он был обусловлен несколькими обязательными нормами: соблюдение субординации и доверительные взаимоотношения [8].
Что же касается семейных отношений, то здесь также были свои правила поведения, и сводились они к главенству мужчины и бесправию женщины. Ярким примером кодекса поведения, охватывающего практически все нормы стороны жизни дворян, помещиков является Домострой, в котором были наставления по ведению семейного хозяйства, приготовлению пищи, воспитанию, различным свадебным, погребальным ритуалам и много другое [7].
Отличительными особенностями этикета в XVI и XVII вв. было то, что светские нормы, которые формировались и переплетались в то время с религиозными воззрениями и в больше мере этот симбиоз был виден в отношении социума к женщине. Связано это было с тем, что в обществе слыли легенды о «нечистой дьявольской» сущности женщины, которая считалась опасной, и мерилом этой опасности был возраст представительниц слабого пола — чем девушка моложе, тем больше она опаснее и заслуживает проклятья. Поэтому, исходя из всех мер предосторожности к молодой и красивой жене, очень частым явлением было держат ее взаперти в тереме от посторонних глаз. Такие меры предосторожности, конечно же, имели и свои последствия — стоило было девушке обмолвиться с мужчиной, не состоящим с ней в родстве, так сразу можно было говорить, что девушка потеряла доброе имя [2].
Несмотря на некоторую абсурдность в отношении к женщинам представительницы русской знати стремились к наивысшим формам культурой жизни. Прежде всего, это проявлялось в заботе о своей красоте, интересу к одежде и дорогим украшениям [5].
К. Валишевкий отмечал, что общей чертой неписанного правила этикета в этот период, была роскошь и обилие одежд — это черные шелковые сети в волосах, батистовые платки с жемчугом, меховые шапки из золотой парчи, усеянные дорогими камнями.
Результаты коллективного опыта — основы этикета, нашедшие свое отражение в фольклоре и памятниках литературы Древней Руси, сменились на Петровскую модернизацию и европеизацию. Светский этикет, сквозь тернии, ворвался в размеренную дворянскую жизнь. Реформы Петра I коснулись не только правил, норм поведения в обществе, но и внешние изменения произошли: молодые дворянки теперь должны были носить платья, отшитые в соответствии с европейской модой — открытые плечи, руки, декольте. По отношению к юным особам молодые дворяне также должны были быть обходительны — им предписывалось провожать юную дворянку к столу и помогать сесть за стул.
В эпоху правления Петра I также составлялись правила поведения в обществе и таким сводом для юных дворян стало «Юности честное зерцало» [9]. В нем были советы, которые гласили, что дворянкам, выходя в свет, нужно было выглядеть опрятно, надобно ухаживать за ногтями, ей необходимо было заниматься обучением, пальцем ни на что не указывать, прилюдно не чихать, не кашлять, при необходимости удаляться в уединенное место.
Петровские реформы сказались и на быте дворянства, отличающегося теперь от предыдущих поколений.
Новые светские правила благовоспитанности в XVIII-XIX в. внедрялись в большей степени в высших слоях Петербурга и Москвы, в других слоях общества, состоящих из мелких дворян либо же разночинцев, те же самые этикетные правила носили вторичный более адаптированный характер, а то и вовсе носило подражательный характер столицы.
Император Николай I слыл любителем национальных мотивов и вплоть до середины XIX века императорский двор оказывал ключевое влияние на этикетные правила общества всех слоев. Но в тоже время быт представителей «недворян» был затронут мало, а в связи с последующей отменой крепостного права, ростом промышленности, реформами Александра II и вовсе усилило влияние незнатных людей и людей недворянского происхождения.
Таким образом, можно прийти к выводу, что этикет имеет многовековую историю. Древнерусский этикет оформился и сложился из русских традиций, языческих и религиозных представлений. Вместе с канонами, системой религиозного опыта, наше древнее государство заимствовало и первые нормы этикета из Византийской империи в XI в. Уже к XII веку складываются и появляются первые сборники манер и правил поведения. Наивысшего расцвета и оформления достигает этикет во времена правления Петра I и Екатерины II, но на этом его эволюция не прекращается вплоть до XXI века включительно.
Обращение к истории этикета позволяет понять, что он нес в себе не только то, что отличало русскую культуру от доэтикетных форм культуры России, но и то, что объединяло, связывало их. И в этой связи российский этикет выступает как историческая форма, ступень в прогрессивном движении общества к общечеловеческой культуре.
Литература:
1. Байбурин А.К. У истоков этикета. Этнографические очерки. – М: Ленанд., 2019.
2. Барашев, М.А. Светское и религиозное образование в русской усадьбе конца XVIII века – начала XIX века. – Владимир: Редат. издат. Комплекс ВлГУ, 2003.
3. Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. – СПб.: Наука, 1997.
4. Бокова, В.М. История жизни благородной женщины. – М.: Литературное обозрение, 1996.
5. Все об этикете: Этикет от А до Я / Сост. И.Н. Кузнецов. – М., 2006.
6. Гоппе Э. Правила светского этикета для дам. – СПб.: Тип. Имп. Санкт-Петербургских Театров, 1873.
7. Домострой / под ред. Л.А. Дмитриев. – СПб: Наука., 1994.
8. Кучмаева И.К. Культура общения: этикет и стиль. – М.: ГАСК, 2002.
9. Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению / собранное от разных авторов; напечатася повелением Царского Величества. – М.: Художественная литература, 1976.