Период конца XVIII — начала XX вв. — время доминирования дворянского сословия во всех сферах общественной жизни. Социальный статус помещиков был закреплён законодательно, так согласно «Жалованной грамоте дворянства»: «Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели, начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное» [3, с. 26]. Официальные документы конца XVIII — начала XIX вв. непременно соотносят такие понятия как «дворянин» и «благородство» [2, л. 10].
Особое положение этого сословия в социальной стратификации российского общества предопределило и нравственно-психологические воззрения его членов. Одной из ярких черт дворянского менталитета в указанный период стало создание особого «нравственного кодекса поведения», который вошёл в историю под понятием «дворянской чести». По мнению В. А. Шаповалова: «Сословная мораль придавала дворянству то чувство корпоративности, которое не давало внутрисословным перегородкам стать непреодолимыми, а за рамками сословной корпорации в повседневной жизни воспринимать дворянина как представителя особой, высшей касты». [8, с. 427].
С другой стороны, представления о чести как о нравственном ориентире поведения существенно расходились среди самих представителей дворянства: по мере движения от верхних страт к низшим эта нравственно-этическая категория существенно девальвировалась [8, с. 428]. Поэтому говорить о следовании в полной мере принципам дворянской чести правомерно к представителям высшего и в некоторой степени среднего дворянства [1, с. 5–6].
Следующей трудностью при определении особенностей восприятия этой нравственно-этической категории в кругу благородных является отсутствие официальных руководств и справочников, регламентирующих данное понятие, так как честь — неформальное явление. Поэтому для выявления значения этого слова обратимся к словарям XIX века, а также справочным руководствам поведения чиновников и офицеров — той среды, которую, как правило, составляли дворяне на протяжении большей указанного периода.
В одном из первых отечественных толковых словарей, шеститомном «Словаре Академии Российской», выпущенном в 1789–1794 гг., даётся следующее разъяснение слову «честь»: «Почтение, уважение; внутреннее убеждение о преимущественном достоинстве чем либо» и «Слава, достопочтенное имя, приобретаемое преимущественными качествами, отменными деяниями, и другими отличностями» [7, с. 726]. Более того, авторы словаря отмечают качества человека, к которому относится «честь»: «добросовестный, праводушный, который благополучием других занимается и содействует оному. Почтенный, достойный, заслуживающий уважение, благонравный» [7, с. 726].
Несмотря на это, достаточно обобщённые и законченные трактовки понятия честь появляются только к концу XIX века, когда появляются многочисленные руководства поведения дворян в офицерской среде. Так, согласно исследованию П. А. Швейковского: «честью называется то внутреннее чувство собственного человеческого достоинства, которое, с одной стороны, побуждает нас направлять свою жизнь и деятельность согласно с требованиями разума, с внушениями совести, с предписаниями закона христианского и с установившимися в обществе правилами нравственной порядочности, а с другой — вызывает в нас желание, чтобы и другие считали нас за людей, достойных уважения». [9, с. 16–17].
Продолжая свою мысль, исследователь разделил понятие чести на две составляющие, первой стало чувство собственного достоинства человека, а второй — отношение других людей к личности, мнение общества. Что касается чувства собственного достоинства, то оно «представляет собой собственный, внутренний стимул к чести, нравственной и добропорядочной жизни» [9, с. 17]. Если говорить точнее, то это оценка человека в собственных глазах, от которой зависят его представления и тех или иных действиях и поступках, его поведение при определённых жизненных ситуациях. Эта сторона чести является сугубо внутренней и недоступна для нападения, т. е., оскорбления, ведь честный человек останется честным, несмотря ни на какие внешние воздействия.
Выразительный пример в этом отношении являл собой адмирал Николай Семёнович Мордвинов. Адмирал славился смелостью и независимостью суждений и поступков; он был единственным из членов следственной комиссии по делу декабристов, выступившим против смертного приговора. Мордвинов не раз попадал в опалу, но никогда не отказывался от предложения занять тот или иной государственный пост. Он говорил, что «каждый честный человек не должен уклоняться от обязанности, которую на него возлагает Верховная власть или выбор граждан». [5, с. 33].
Другое дело, если речь идёт о внешнем восприятии ощущения чести, По мысли П. А. Швейковского: «Существо чести требует и наружной оценки, почёта со стороны других, как необходимого дополнения» [9, с. 17]. Это означает стремление дворянина требовать от других почтительного и добропорядочного обращения с ним, отсутствия пренебрежения. Поведение кого-либо, не соответствующее этим представлениям, может быть названо оскорблением и повлечь за собой серьёзные последствия вплоть до судебного разбирательства, либо дуэли. В этой связи заслуживает внимание один из эпизодов в биографии А. С. Пушкина [6, с. 93]. Граф Ф. И. Толстой-Американец распустил слух, будто бы поэта высекли в Тайной Канцелярии. Разгневанный Пушкин сразу же вызвал графа на дуэль, так как в представлении благородного такая клевета была тягчайшим и незаслуженным оскорблением.
И, наконец, помимо индивидуальной, личной чести каждого дворянина, существовало представление и коллективной, корпоративной чести дворянства как сословия, которая имела свои особые специфические нормы, обычаи и правила, обязательные для всех его членов [9, с. 18]. Особенность этого вида чести заключалась в том, что совершение поступков становится бесчестным и оскорбительным только в том случае, если они совершаются представителями дворянства. То есть, те деяния, которые были совершены не дворянами, могут быть простительны и не нести никакого осуждения. С другой стороны, аналогичные действия, совершённые дворянином, роняли его в глазах всего дворянского общества.
Так, талантливый художник Ф. П. Толстой, выходец из знатнейшей дворянской фамилии описывал отношение своих родственников к своей профессии: «Родные, особенно люди зрелого возраста, были вооружены против меня за то, что я избрал для моего служения отечеству неблагородную дорогу художника, в чём меня вообще многие из числа знатных фамилий обвиняли, утверждая, что этим поступком безчещу мою фамилию. Таковы были суждения высшего круга» [4, с. 125].
Таким образом, понятие чести в кругу благородных было неотъемлемой составляющей дворянского менталитета. Эта нравственно-философская категория базировалась на трёх основных составляющих: чести личной, чести внешней и чести корпоративной. Вместе эти три части составляли единую картину мира дворянина, начиная с Екатерининской поры и особенно развиваясь в пушкинские годы и заканчивая концом XIX века — временем окончательного выкристаллизовывания законченных представлений, отражённых на страницах официальных справочников и руководств.
Литература:
- Бокова В. Отроку благочестие блюсти…Как наставляли дворянских детей / Вера Бокова. — М.: Ломоносовъ, 2014. — 248 с.
- Государственный Архив Курской Области, Ф. 33. Курское губернское правление, Оп. 2., Д. 1344, Л. 10.
- Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства. 1987. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. Отв. ред. Е. И. Индова. М., Юридическая литература, С. 23–53.
- Записки графа Ф. П. Толстого // Русская старина, Том 7, Типография В. С. Балашева, СПб, 1873, С. 123–145.
- Муравьёва О. С. Как воспитывали русского дворянина. М.: LINKA-PRESS, 1995. — 271 с.
- Парчевский Г. Ф. Карты и картёжники: Панорама столичной жизни. — СПб.: Издательство «Пушкинского фонда», 1998. — 256 с.
- Словарь Академии Российской. В 6 частях, Часть VI (Отъ Т. до конца), СПб, 1794, С. 726.
- Шаповалов В. А. Поместное дворянство Европейской России в 50–90-е гг. ХIХ века (по материалам центрально-черноземных губерний). Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. — 544 с.
- Швейковский П. А. Суд общества офицеров и дуэль в войсках российской армии. СПб, В. Березовский, 1898. — 187 с.