В статье рассматривается, каким образом происходила подготовка к свадьбе в дворянских семьях.
Ключевые слова: семья, брак, дворяне
Цель создания семьи заключалась в продлении рода и в преобразовании семейно-возрастного положения членов двух родов. Знакомство молодых парней и девушек, достигших брачного возраста, которые к этому времени объединялись в группы, происходило во время храмовых праздников, свадеб, ярмарок, совместных артельных работ, в хороводах, на посиделках [1].
В первой половине XIX века запрещалось вступать в брак:
1) опекуну с находящейся под его опекунством девушкой до ее двадцатипятилетнего возраста;
2) мужчине с дочерью разведенной жены, которая родила ее от другого мужчины;
3) вдове во время соблюдаемого траура по умершему супругу;
4) слугам со вдовами/вдовцами;
5) людям, находившимся в родстве, например брату с сестрой [2].
Для каждой дворянской семьи подыскать невесту или жениха было достаточно непросто. Существовала особая длительная процедура, в которой участвовали не только члены семьи, но и сваха. Сваха в XIX–XX веках была очень востребована, поскольку ее задачей было добыть всю доступную информацию о женихе для родителей девушки и о девушке, о ее приданом для жениха. Однако бывали случаи, когда сваха за некоторую сумму могла немного приукрасить положение жениха, дабы родители невесты не отвергли его.
Традиционное сватовство выражалось в беседе с родителями невесты. Отвечал на вопросы отец невесты, и обращаться можно было только к нему [3]. Если же в семье муж считался с мнением жены, то в беседе жених общался с тем, чей статус выше. Если родителей девушки устраивал претендент в роли зятя, то после беседы в гостиную приглашалась сама невеста, у которой публично спрашивали, готова ли она выйти замуж. Нельзя было заранее общаться с невестой, так как это считалась неприличным. Начиная с 1770-х годов мужчина мог побеседовать с девушкой на балу или на каком-либо светском мероприятии. На помолвку жених приезжал со своими родственниками, от лица которых делалось официальное предложение. Первым делом необходимо было убедиться в том, что сама девушка и ее родственники действительно хотят породниться с женихом.
В XIX веке брак играл весьма значимую роль. Большинство девушек хотели выйти замуж, поскольку от выбранного «кандидата» зависело социальное и статусное положение девушки в обществе. Чем «партия» более статусна и уважаема, тем выше «женская карьера» девушки. Еще с детства девушек готовили к замужеству, обучали соответствовать подходящей партии. Можно сказать, что сам семейный уклад зарождал и укреплял в умах девушек это желание. Из двух основных возможных способов существования дворянки в обществе — выйти замуж или остаться девицей (в миру или в монастыре) — общественное мнение неизменно отдавало предпочтение первому [4]. В дворянском обществе девушки считались невестами уже после 17–18 лет, а мужчины сначала должны были достигнуть каких-либо карьерных высот по службе, укрепиться на своем посту, занять стабильное финансовое положение. Только после этого мужчина мог задуматься о женитьбе для внутреннего спокойствия и создания потомства. Если дворянин недостаточно удовлетворял ожиданиям родителей невесты, то ему могли отказать в сватовстве. Если невеста была против брака или если родители передумали касательно этой партии, то отказ делался в уклончивых выражениях: кандидату говорили о том, что дочь еще молода и не думает о браке или что она планирует поехать во Францию для обучения.
Если обе стороны пришли к согласию, то семьи переходили к непосредственной подготовке к бракосочетанию молодых. Изначально извещали о грядущей свадьбе всех близких и родственников; по нормам этикета на это извещение было принято реагировать радостными поздравлениями, несмотря на личные разногласия или же обнаруженную компрометирующую информацию на одну из сторон.
Мужчине необходимо было нанести визиты близким, благодетелям и родственникам невесты. При посещении дома невесты жених был обязан раздавать деньги слугам семьи своей суженой, а затем обсыпать подарками уже саму невесту. Венчание происходило через два месяца после сватовства. Жених и невеста обручались, «помолясь Богу, при чтении святых молитв и с благословения священника» [5].
Как видно из вышесказанного, предсвадебный период был достаточно долгим. Процесс подготовки к свадьбе формировался в течение многих столетий и оставил свой отпечаток не только в русской традиции, но и в европейской. Правила поведения при помолвке, венчании и во время свадебного торжества строго регулировались и соблюдались всеми дворянскими семьями. Предписанные манеры, этикет и правила легли в основу жизни дворянского сословия, благодаря чему улучшались взаимоотношения между родами, сохранялся уровень культуры, поддерживались традиции.
Литература:
- Загоровский А. И. Курс семейного права / А. И. Загоровский. — Одесса : Экономическая тип., 1909. — 564 с.
- Волькенштейн М. Ф. О союзе брачном. Сборник законов с разъяснениями / М. Ф. Волькенштейн. — СПб. : тип. А. И. Тарвид, 1902. — 148 с.
- Быховский В. В. Брак, раздельное жительство супругов и развод / В. В. Быховский.— М. : Правоведение, 1912. — 254 с.
- Веременко В. А. Дворянские семьи второй половины XIX — начала XX в. в поисках «монаршей милости» (по материалам Канцелярии его императорского величества по принятию прошений) // Вестник молодых ученых (Серия исторические науки) — СПб., 2004. — № 2. — С. 32–43.
- Лаврентьева Е. В. Светский этикет пушкинской поры. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1999. — 637 с.