О том, что в России существовало крепостное право, известно всем. Но мало кто догадывается, что оно представляло на самом деле. Эта тема всегда была окружена неким грифом “секретности”, продолжающимся до сих пор. В результате в исторической памяти общества формируются неверные представления эпохе, не имеющие ничего общего с действительностью.
На момент ревизии (переписи) населения 1857- 1859 года, в России проживало 23 с лишним миллионов человек, что составляло примерно треть населения империи. [4, С. 21] Участь крестьян была плачевна: они ссылались в Сибирь, продавались с разлучением семей, их проигрывали в карты и даже убивали под кнутами и розгами помещичьих наказаний. Это продолжалось не только до самой даты «освобождения» 19 февраля 1861 года, но в некоторых случаях еще в течение нескольких лет после нее. А многие юридические и бытовые пережитки крепостничества оставались в силе почти до последних дней существования империи.
Крепостное право, по сути, являлось социальным произволом. Оно было выгодно большей части дворянства. Историк и писатель Б. Керженцев напрямую называет крепостничество «преступной взяткой, которой правительство покупало дворянскую поддержку и лояльность» [1, С. 248]
Такое явление, как крепостничество существенно тормозило экономическое развитие страны. Еще Александр Первый предпринимал попытки отмены крепостного права, но они не увенчались успехом, освобождены были лишь отдельные губернии. Николай Первый также понимал необходимость ослабления гнета, но официально отменить крепостничество удалось лишь его сыну Александру. Фактически же, крестьяне еще долго оставались зависимыми. Труд подневольных рабочих мало отличался от рабства.
Сформировавшийся искаженный взгляд на крепостную эпоху преодолеть трудно. Чтобы развеять накопившиеся за прошедшее время недобросовестные утверждения и домыслы, растиражированные во множестве изданий, потребуется еще немало усилий. [3, С. 3] Поэтому особо важно восстановить мнения современников и очевидцев эпохи, не просто живших при крепостном праве, но познавших его на собственном опыте — помещиков и их крепостных людей. Их свидетельствам уделено основное внимание на страницах предлагаемой вниманию читателя книги. Они, а также объективные данные других источников открывают историю с иной стороны.
Книга «Ярем барщины старинной…» представляет собой сборник архивных материалов по истории крепостного права в Нижегородском крае, подготовленных к изданию преподавателями Арзамасского государственного педагогического института под руководством кандидата филологических наук, доцента Ю. А. Курдина и под научной редакцией доктора исторических наук, профессора Е. П. Титкова.
Рассказ о крепостной системе имеет в этом сборнике некоторые, так сказать, географические рамки: в состав книги привлечены материалы, связанные с только Нижегородским Поволжьем, что вполне понятно, учитывая местоположение института. Зато авторский коллектив постарался дать читателям максимально полное представление о крепостничестве в своем историческом регионе — в сборнике опубликованы не только архивные материалы и документы, но также исследования, мемуары, произведения художественной литературы и народного фольклора. [2, С. 485]
Книга отчасти связана с именем Александра Сергеевича Пушкина. Название сборника словно отсылает нас ко второй главе «Евгения Онегина»: «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил…» Эпиграфом к книге является отрывок из стихотворения Пушкина «Деревня». Поэт до глубины души возмущен положением крестьян в России Его пламенное желание — увидеть «народ неугнетённый» и взошедшую над его страной «прекрасную зарю свободы просвещённой».
Структура сборника позволяет разносторонне взглянуть на явление крепостного права, в частности в Нижегородской губернии.
Первый раздел представляет собой собрание уникальных архивных материалов, опубликованных исследователем — краеведом В. И. Снежневским. Описи, заключения судебных дел и другие документы свидетельствуют о тяжелом положении крепостных крестьян в Нижегородской губернии. Нередко помещики допускали злоупотребления в отношении казенных крестьян, с землями которых соседствовали их владения. В этой связи характерно дело 1803 года за № 167–2506 «О спорном села Выездной слободы с селы Волчихою, Майданом и деревнею Вторусскую — хлеб», начатом против помещика г. Салтыкова. Помещик самовольно захватил крестьянские угодья и засеял их своим хлебом. По делу начался суд. Как видно из дела, тяжба приняла длительный характер и, как сообщается в документах, «решения по данному делу нет». Положение крепостных крестьян было отягощено не только притеснениями со стороны помещиков, но и невозможностью в большинстве случаев защитить себя в суде. В 1803 году за № 170–2540 было заведено дело. Крестьяне обратились с прошением о пресечении злоупотреблений в суд. Однако помещику удалось повернуть дело так, что виновными в итоге оказались сами крестьяне. Об этом выразительно свидетельствует итоговое решение по указанному делу» «За утруждение вышняго начальства несправедливой просьбой» крестьяне «в страхе другим» были наказаны батожьем». [5, С. 13–14]. События, описанные в первом разделе книги, наглядно иллюстрируют произвол помещиков, их злоупотребления в отношении крестьян, несправедливую позицию русского правосудия того времени.
Во втором разделе также можно найти работы Снежневского. Это его статьи по истории крестьянского быта, подкрепленные архивными материалами. Автор рассматривает такое явление, как побег крестьян от помещиков, раскрывает причины и закономерности этого действия. Жалобы крепостных на помещиков считались, по-прежнему противозаконными и преследовались правительством. Но это не могло остановить крестьян, находившихся иногда в безвыходном положении, и они доходили, несмотря на разные препятствия, с челобитными на господ до государя. Например, в «Описи делам Арзамасского уездного суда» имеются дела крестьян, бежавших от помещиков Баженовых. Во всех случаях причина побега неизменна,- крепостной гнет. Положение крестьян было удручающим, особенно тех, кто состоял на барщине. Нередко помещичьи крестьяне, уходя на заработки, уже не возвращались к своим господам. Некоторым удавалось подделать паспорт. Большинство крестьян бежали в промышленные селения и города. Принимая беглых, другие крестьяне не везде относились к ним дружелюбно, зачастую преследовали только свои личные и общественные интересы. Так крестьяне вятского наместничества приняли в свое общество крестьянина, бежавшего от помещика Головина, но через 5 недель сдали его в рекруты. Такая же участь постигла крестьянина Новикова, крепостного арзамасского помещика Бехметева. 17 лет он со своей семьей жил в селе Рыбном, по допущению местных жителей. Но однажды крестьяне не захотели соседствовать с семьей Новиковых, и представили их в земской суд. [5, С. 122].
Еще во втором разделе представлен материал о брачном обыске во времена крепостничества, по трудам А. Ф. Можаровского. Позволение барина было необходимым условием, для вступления в брак крестьянина. Взаимное согласие жениха и невесты, разрешение духовенства не учитывались. Помещики руководствовались исключительно своими экономическими соображениями. Здесь также наблюдается помещичий гнет, вторжение господ во все сферы жизни холопов, в том числе и личную. [5, С. 248].
В третьем разделе представлены мемуары-воспоминания современников крепостничества. Крестьянин Выездновской слободы Н. И. Шипов рассказывает историю своей непростой жизни, и призывает читателя переносить жизненные невзгоды благодушно и хладнокровно. [5, с. 253]. Семья Шиповых была из зажиточных крестьян. Глава семейства пользовался почетом и уважением. Но, несмотря на это, помещики использовали семейство лишь ради собственной выгоды. Чтобы вовремя платить постоянно повышающийся по барской прихоти оброк, Шипов вынужден убегать из родной слободы на заработки.
М. Е. Николаев посвящает «простую незамысловатую историю своей жизни» детям. Его положение было сравнительно проще, крестьян не отягощали ни оброками, ни барщиной. Господа предложили Николаевым купить у них «лесу по очень дешевой цене, чтобы построить себе хорошие дома». Это было весьма выгодно для крестьян. [5, С. 311].
Б. А. Ребиндер представляет нашему вниманию воспоминания про имение Карамзиных. За основу материала положены мемуары родной сестры бабушки автора, Н. В. Оболенской, которая приходилась женой А. Н. Карамзину. Сын известного историографа — Александр Николаевич Карамзин принял во владение несколько сел в Ардатовском и Арзамасском уездах Нижегородчины. Его деятельность была весьма продуктивна: он построил большую школу для всех детей школьного возраста; больницы появились при каждом селе; несколько крестьянок были направлены в Нижний Новгород для обучения акушерскому делу.
Также в третьем разделе представлен фрагмент из работы В. Е. Раева «Воспоминания из моей жизни». Здесь описывается трагедия, произошедшая в арзамасской школе живописи, сюжет которой прослеживается в следующем разделе книги. Мемуары- воспоминания данного раздела- яркие свидетельства крестьянского быта 18- 19 веков.
Четвертый раздел сборника носит название «Нравы и обычаи нижегородского барства». В него вошли работы П. И. Мельникова- Печерского («Старые годы») и П. В. Еремеева («Крик свободы»). Первое произведение написано в середине 19 века. Эта повесть основана на подлинных событиях и имеет действительных прототипов. Прообразом князей Заборовских послужили князья Грузинские.
Повесть Еремеева окунает в события времен арзамасской художественной школы и позволяет реконструировать живые образы из прошлого. Помещики отдавали талантливых крепостных в ступинскую школу, для обучения живописи. В повести «Крик свободы» описывается трагичная история крепостного Мясникова. Он был талантливым художником, и Общество поощрения художеств обещало выкупить его на волю. Барин обещал дать свободу, но неожиданно отказал. Мясников не смирился со своей участью и застрелился.
Увлекательным для чтения является пятый раздел книги- «Из кладовой народной памяти: рассказы-воспоминания старожилов». Название говорит само за себя: в разделе представлены реальные истории, хранившиеся в людской памяти. Перед глазами читателя загубленные судьбы безжалостно эксплуатируемых крестьян. Мальчик Петя не уследил за гусенком, за что барин Данилевский захлестал его до потери сознания и потом бросил в пруд. Сестра мальчика проклинала помещика, за что поплатилась она и родители семейства. Не менее трагична судьба крепостных барина Баташова. Хитрый помещик заставлял их изготовлять фальшивые деньги. Но императрица узнала о тайных делах фальшивомонетчика и послала своих людей с проверкой. Баташов загнал всех рабочих в подземный ход и замуровал их заживо. Строгая барыня села Панкратова часто устраивала своим крестьянам порки, не пускала их на обед. Александр Николаевич Карамзин, о котором уже упоминалось в книге, сыскал также дурную славу в памяти народной. Помещик насильно переселял целые семьи крестьян в другие села. Сквозь годы пред нами встают живые примеры бесчинства дворян, угнетенные крестьяне, человеческая несправедливость.
В оформлении книги использованы оригинальные фотографии второй половины 19 века, на которых изображен крестьянский быт. В приложении представлены репродукции картин. Так же здесь представлена методическая справка ключевых понятий и терминов использованных в книге, краткая биография личностей, упомянутых в произведении.
Бесспорно, книга «Ярем барщины старинной…» — кладезь информации об общественной жизни 19 века. Сложно представить более информативный источник о крепостном праве в Нижегородском Поволжье. Написанаона живым языком, который увлекает в повествование, поэтому современному читателю читать ее будет комфортно и интересно. Редко можно обнаружить книгу, столь занятно повествующую о тернистом пути русского народа к свободе.
Что известно о крепостничестве? Зачастую, мы привыкли ограничиваться лишь общими сведениями, не углубляясь в тему. В школьной программе крепостное право освещается не так подробно, чтобы продемонстрировать реальную картину той эпохи. Информацию о том, как жили крестьяне, упускают. Многие даже не догадываются, что реальное освобождение крестьян произошло гораздо позднее подписания манифеста 1861 года. Данный сборник поможет восстановить недостаток информации и позволит дать собственную оценку крепостничеству в России. Рассказы из сборника являются историческим свидетельством той эпохи. Произведения, вошедшие в книгу, позволяют узнать много нового о жизни простых крестьян, в частности в Нижегородском Поволжье.
Книга будет полезна всем людям, кто интересуется историей, позволит взглянуть на явление крепостного права с другой стороны. В любом случае, прочтение этого произведения даст повод для глубоких размышлений об истории России и ее судьбе.
Литература:
- Керженцев Б. Ю. Окаянное время: Россияв XVII-XVIII веках — М.: Вече,2013 г.- 301 с.
- Перевезенцев С. В. О вреде и пользе (рецензия на сборник «Ярем барщины старинной» // Арзамасская сторона: альманах. Выпуск 6/ АГПИ.- Арзамас: АГПИ, 2012.-с.483–486
- Тарасов Б. Ю. Россия крепостная: история народного рабства.- М.: Вече, 2011 г. — 315 с.
- Федоров В. А. Падение крепостного права в России: Документы и материалы. Вып. 1: Социально-экономические предпосылки и подготовка крестьянской реформы. М., 1966.
- Ярем барщины старинной… Крепостничество Нижегородского Поволжья в документах, исследованиях, мемуарах, художественной литературе и фольклоре: сборник/ Авт. проекта Ю. А. Курдин; сост., вступ. ст., примеч. Ю. А. Курдин, О. Е. Андреев, А. А. Исаков; науч. ред. Е. П. Титков; АГПИ.- Арзамас: АГПИ, 2011.- 614с.