Особенности изучения темы «Политическая жизнь России после Манифеста 19 февраля 1861 года» в 8 классе средней школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 02.03.2016

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Толстых, И. О. Особенности изучения темы «Политическая жизнь России после Манифеста 19 февраля 1861 года» в 8 классе средней школы / И. О. Толстых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4.1 (108.1). — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26386/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена сопоставлению учебников по истории России разных авторов в разрезе темы «Политическая жизнь России после Манифеста 19 февраля 1861 года». Автор статьи показывает наличие существенных расхождений в форме подачи материала, методической организации пособий и отсутствие содержательных несовпадений. Автор приходит к выводу, что рассмотренные учебники совпадают по принципиальным моментам во взглядах на характер влияния крестьянской реформы 1861 года на политическую жизнь России второй половины XIX века.

Ключевые слова: крепостное право, Манифест 1861, Александр II, социальная борьба, методика обучения истории, сопоставление учебников истории.

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали ее значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно внутренняя политика была направлена на сохранение самодержавия и господствующего положения дворян.

Нами были проанализированы учебники П.Н.Зырянова и Н.Н.Лазуковой, содержательно и методически связанные с учебниками В.И.Буганова и В.С.Измозик для 10 и 11 классов соответственно. Их мы рассмотрим в параграфе 2.2 данной главы.

Автор учебника «История России» для 8-го класса общеобразовательных учреждений – доктор исторических наук Павел Николаевич Зырянов. Учебник выходит в издательстве «Просвещение» с 1994 г. Данное издание учебника было доработано по замечаниям учителей. Убран излишний теоретический материал, усилен методический аппарат, создан иллюстративный ряд, изменены картографические материалы. Учебник предназначен для 8 класса общеобразовательных учреждений всех типов и входил в Федеральный перечень учебников Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на 1999/2000 учебный год.

Тема отмены крепостного права является структурообразующей для данного учебника. Весь материал по истории России XIXвека поделен на два раздела: 1.«Закат крепостной эпохи» и 2. «Россия в пореформенную эпоху».

Во «Введении. Россия в начале 19 в.» [12, с. 3-11] характеризуется сословный строй России этого периода и указывается, что «самым многочисленным и угнетенным сословием (в России) было крестьянство. Примерно половина его находилась в крепостной зависимости от помещиков» [12, с.5]. Кроме крестьян существовали такие сословия как дворянство, купечество и мещанство. Казачество выделяется как особая группа крестьянства [12, с.7]. Отмечается, что крепостное крестьянство неравномерно распределялось по регионам России («Особенно много крепостных было в центральных губерниях, а на Севере России и в Сибири совсем почти не было» [12, с. 5].) количественно. В качественном отношении также имелись существенные различия: «в черноземных губерниях господствовала барщина» [12, с. 6], в нечерноземных губерниях «помещики переходили от барщины к оброку» [12, с. 6], в разряд государственных были зачислены крестьяне Севера России и Сибири, чуваши, мордва, мари, татары и другие народы Поволжья и Урала [12, с. 6]. Все эти варианты крепостной зависимости кратко охарактеризованы.

Утверждается, что «крупных волнений, за исключением отдельных разрозненных бунтов, в 19 в. не было» [12, с. 6] даже в барщинном Черноземьи, несмотря на гнет и произвол со стороны помещиков.

Показаны причины нерентабельности помещичьего хозяйства: низкая производительность труда крестьян в работе не на себя, незаинтересованность в использовании сельскохозяйственной техники [12, с.6].

Сословный строй изживал себя. В городах складывались классы капиталистического общества: буржуа, рабочие, формировалась интеллигенция. Здесь же вводится понятие «разночинцы» - интеллигенты недворянского происхождения [12, c.7].

В 7-ом параграфе «Попытка укрепит империю и начало ее кризиса» второй главы «Николай I и его империя» наряду с кодификацией законов и денежной реформой реформа управления государственными крестьянами Киселева П.Д. представлена как основные достижения николаевского царствования [12,с. 61-64].

Во второй части учебника «Россия в пореформенную эпоху» [12,с.119-248] выделены главы: IV – «Эпоха Освобождения» [12,с. 119-161], V – «Драма после освобождения» [12, с. 162-186], VI – «На пороге ХХ века» и VII – «Духовная жизнь России во второй половине XIX века» [12,с. 214-248].

В IV-ой главе рассматриваются предпосылки крестьянской реформы (п.15 «Накануне отмены крепостного права» [12,с. 119-125]), отмена крепостного права в России (п.16 [12, с. 126-128]), основные положения реформы 19 февраля 1861 г. (п. 17 [12, с. 129-134]), другие реформы Александра II (п. 18 «Государственные преобразования 60-70-х гг.» [12,с.135-139], внешняя политика России в 60-70-х гг. (п. 19 [12,с. 140-144]), русско-турецкая война 1977-1878 гг. (п.20 [12, с. 145-149]), промышленность, транспорт и сельское хозяйство в пореформенной России (пп. 21, 22 [12, с.149-161]). Тема освобождения крестьян от крепостной зависимости иллюстрируется многочисленными черно-белыми изображениями, воспроизводящими портреты императора Александра II [12, с.120], общественных деятелей (Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова [12,с.124], Н.А. Милютина [12,с.128]), документы эпохи (газета «Колокол», журнал «Современник» [12.с. 122], «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», СПб, 1861 [12,с. 129]), полотна художников («Освобождение крестьян» Б.М. Кустодиева [12,с. 130], «Стадная пора. (Косцы)» Г.Г.Мясоедова [12,с. 159] и др.).

Описанию политической жизни России после Манифеста 19 февраля 1861 года полностью посвящена V глава учебника П.Н. Зырянова – «Драма после освобождения» [12,с. 162-186]. Кроме того, эта тема затрагивается в пп. 30 и 31 VI-ой главы «На пороге ХХ века»: «Начало царствования Николая II. Общественное движение в конце XIX в.», «Распространение марксизма в России» [12,с.201-213].

В п. 23 V главы («Общественное движение в 1861-1866 гг.» [12,с. 162-168]) изложение материала предваряют вопросы к учащимся по ранее пройденному материалу, подготавливающие восприятие данного параграфа.

В п. 23 характеризуется новый, послереформенный этап движения за конституцию [12,с. 163-164], завершение существования журнала «Колокол» [12,с.164-165], радикально-демократическое движение после 19 февраля 1861 г. [12, с.165-167], убийство Александра II и последующий поворот в правительственной политике [12,с. 167-168]. Консервативное направление эпохи Александра II (К.П.Победоносцев, М.Н. Катков) здесь не отражено.

П. 24 V главы («Возникновение народничества. Три течения в народничестве» [12,с. 169-176]) полностью посвящен народничеству как общественному движению – его зарождению, идейным основам, представителям, организациям, «хождению в народ» 1874 года. П. 24 предваряется вопросами об идеях Бакунина, авторе и содержании прокламации «Молодая Россия, временных рамках деятельности общества «Земля и воля» 1860-х гг. Биографии лидеров раскрываются в подпунктах параграфа: «Петр Лаврович Лавров» [12, с 170-171], «М.А.Бакунин» [12,с. 171-172], «С.Г.Нечаев и П.Н.Ткачев» [12,с. 172-174]. На данных страницах учебника помещены их фотографии. В рассказе о «хождении в народ» не приводится информация об имевших место случаях сдачи крестьянам пропагандистов. Наоборот, говорится о том, что «крестьяне охотно откликались на разговоры о малоземелье, тяжести выкупных платежей» [12,с. 175]. В информации об организации «Земля и воля» опущены сведения об издававшейся ею газете, но говорится о первой демонстрации 6 декабря 1876 г., структуре и программе, «оседлой» деятельности организации в Поволжье, на Дону и Кубани [12.с. 176]. Вопросы после параграфа расставляют акценты в восприятии материала учащимися (например, «Можно ли отождествлять нечаевщину со всем революционным движением?» [12,с.176]).

П. 25 V главы («Подъем общественного движения после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. [12,с.176-181]) предваряется вопросами о лозунгах либерального движения в 1860-х гг. и об отличиях ткачевских идей от идей бакунизма и лавризма [12.с. 176]. В данном параграфе отражены – оживление либерального движения, точнее – земского конституционализма (данное понятие не используется в учебнике П.Н.Зырянова) 1878-1879 гг. [12,с. 177-178], процесс Веры Засулич [12,с. 178], произошедший в «Земле и воле» раскол на сторонников и противников террора [12,с. 178-180], создание новой организации «Народная воля» и ее деятельность [12,с. 180-181].

П. 26 V главы [12, с. 181-187] посвящен революционной ситуации 1889-1881 гг. Вопросы перед параграфом предлагают учащимся вспомнить, при каких обстоятельствах был разработан проект графа П.А. Валуева об общегосударственном земском собрании, когда было создано III отделение и совершено первое покушение на Александра II. В первой части параграфа 26 период правления С.Т.Лорис-Меликова обозначен как «диктатура сердца», но со слов Н.К.Михайловского характеризуется и как политика «пушистого лисьего хвоста» и «волчьей пасти» [12,с. 182]. Раздел, в котором рассказывается о гибели Александра II, лаконично назван «1 марта 1881 г.» [12,с. 183].

Раздел «Конец реформ, конец «Народной воли»» [12, с. 184-185] описывает события после убийства царя, а завершается параграф 26 и глава V анализом и подведением итогов периода правления Александра II [12,с. 185-186].

Вопросы после параграфа нацеливают учащихся на масштабные исторические сравнения – государственной деятельности Александра I, Николая I и Александра II, декабристского и дворянско-разночинского этапов общественного движения [12,с. 187].

В главе VI «На пороге ХХ века» вопросам политического развития в послереформенной России уделяется внимание в п. 28 («Промышленный подъем 90-х гг…»), где идет речь о рабочем классе и рабочем движении в России – забастовках, Морозовской стачке 1885 г. [12,с. 196-198] и последовавшем суде, других выступлениях рабочих. Снижение активности стачечного движения в учебнике связывается с наступлением промышленного подъема [12,с. 198].

Кроме того, п.30 главы VI «Начало царствования Николая II. Общественное движение в конце XIX в.» представляет либеральное движение конца этого столетия [12,с. 204-206] и либеральное народничество [12,с.206-208].

Отдельный параграф в главе описывает процесс распространения марксизма в России (п.31, [12,с. 210-214], где представлена группа «Освобождение труда», лидер группы Г.В.Плеханов и его взгляды; марксистские кружки Д.Благоева и Н.Е.Федосеева в России; начало революционной деятельности В.И.Ульянова (Ленина) [12.с. 211-214]. Печатный текст сопровожден портретами русский марксистов [12,с.212].

Учебник Н.Н. Лазуковой и О.Н. Журавлевой, как говорится в аннотации к нему, представляет курс, охватывающий более ста лет истории Отечества – с начала XIX века и до 1917 года. Три главы описывают соответственно 3 периода – 1-ую и 2-ую половины XIX века и конец XIX-начало XX века в России. Структура глав подчинена содержательной логике: внутренняя, внешняя, национальная политика, экономическое, социальное развитие, культура. Возможно, столь строгая организация преждевременна для учебника данного уровня обучения (8 класс). Автором введения и первых двух глав является Г.Г.Лазукова, третьей главы - О.Н. Журавлева.

Авторы пытаются сорентировать содержание и методический материал на развивающее обучение, формирование умений объективно оценивать события, работать с источниками, обсуждать проблемы исторического пути России XIX-начала 20 в. Этому способствуют: помещенные в разделе «Памятки» советы по поводу того как составлять план, анализировать художественные произведения и документы, работать с диаграммой, характеризовать внутреннюю или внешнюю политику и т.п. [14,с. 330-334]; перечень основных дат [14,с. 328-329]; словарь (исторических терминов) [14,с. 324-327].

Можно отметить как достоинства учебника научность, доступность, занимательность материала, наличие дополнительных текстов, богатого иллюстративного ряда, творческих заданий. Учебник выполнен в варианте цветной печати и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.).

Крестьянской реформе посвящены пп. 18 «Россия накануне отмены крепостного права» [14,с. 140-144] и 19 «Отмена крепостного права в России» [14,с. 144-153] второй главы учебника. Историческая необходимость отмены крепостного права в п. 18 [14,с. 141-144] дается с опорой на «Записки об освобождении крестьян» (1865) К.Д. Кавелина, как и в учебнике Зырянова [14,с. 121]. Имеется иллюстрация, воспроизводящая фото К.Д.Кавелина второй половины XIX в. [14,с. 141]

В центре внимания п. 19 – «Манифест об отмене крепостного права», вначале рассматривается его создание, участники этого процесса (Александр II, Н.А.Милютин, Я.И.Ростовцев и др.), затем – содержание этого документа, и далее – реализация реформы. Материал параграфа дополняет выдержка из «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и карта «Отмена крепостного права в России в 1861 г.» [14,с. 149] цветная иллюстрация картины А.Д.Кившенко «Чтение манифеста Александра II» [14,с. 145] Врезки со сведениями о Н.А.Милютине и Я.И.Ростовцеве сопровождаются их фотопортретами [14,с. 146]

В п. 20 «Реформы в 60-70-х гг. XIX в.» показаны как закономерно продолжение крестьянской реформы [14,с. 153], среди них – судебная, военная, реформы земского самоуправления и др.[14с. 153-160]. В конце параграфа приводятся сведения о М.Т.Лорис-Меликове как об авторе-разработчике либеральных реформ, его портрет с гравюры XIX в.

Общественные движения в России в 60-70-х г. XIX в. [14,с. 161-168] предлагается изучить в п. 21, чтобы понять, почему был убит император-освободитель [14, с.161]. В п. отражены либеральные и консервативные течения [14,с. 161-163], развитие революционного движения [14, с. 163-165], революционное народничество 1870-х [14, с. 165-168]. Отмечается в обобщении к п.21, что «революционное движение в России этого периода выдвигает своих идеологов, создает свои организации, преследующие радикальные цели, проявляет себя на политической арене в террористически действиях. На наш взгляд, материал излагается в п. 21 слишком лаконично. Портреты идейных лидеров народников: Н. Г. Чернышвского, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачёва, П. Л. Лаврова, –иллюстрируют его

П. 23 «Внутренняя и внешняя политика Александра III» [14,с. 178-185], апеллируя к современной исторической науке, характеризует политику нового императора как «корректировку реформ, начатых Александром II» и приводит учащихся к выводу о том, что Александру III удалось оградить страну от крупных социальных потрясений, но это были «попытки устранить старыми методами новые противоречия», ведущая роль самодержавия сохранялась в решении всех жизненно важных проблем страны [14, с. 183].

П. 24 «Общественное движении в 80-90-х гг. XIX в.» [14, с. 185] рассказывает об усилении влияния консерватизма на Российскую политику в лице Д.А.Толстого, М.Н.Каткова, К.П. Победоносцева и др. Последнему посвящается биографическая врезка и портрет [14, с. 186] Отмечается, что он был «идейным вождем консерваторов… и стремился направить силы государства на охрану императорской власти от «безумных голов» русской интеллигенции, мечтающей о конституции и парламенте в России» [14, с.186].

В п. 24 либерализм и народничество 1880-90-х гг. охарактеризованы скупо, главная мысль – они изживают себя, уступая другим политическим течениям [14, с. 187-188]. В конце параграфа речь идет о возникновении рабочего движения и распространении марксизма в России [14, с. 188-190]. Указываются такие причины рабочего стачечного движения как низкая заработная плата, штрафы на производстве, тяжелые условия труда, отсутствие законов, определяющих правовое положение рабочих [14, с. 188]. Вводится понятие «стачка» (выступления рабочих, «которые были связаны с выдвижением экономических требований»). В качестве примера приводится информация о Морозовской стачке 1885 г.

Первая демонстрация, проведенная народнической организацией «Земля и воля» в 1876 году в Петербурге, автором учебника Н.Н. Лазуковой представлена как «первая в России демонстрация студенчества и рабочих» [14, с. 188]. От стачечного движения через описание российских рабочих союзов изложение материала переходит к характеристике марксизма. Марксизм определяется как «революционная теория рабочего класса» [14, с. 189]. Его первой российской организацией стала созданная под руководством Г.В. Плеханова группа «Освобождение труда». Здесь дается характеристика личности Георгия Валентиновича как политического деятеля, его фотопортрет конца XIX века

В отличие от учебника П.Н. Зырянова, в данном разделе пособия Н.Н. Лазуковой и О.Н. Журавлевой начало революционной деятельности В.И. Ульянова (Ленина) не рассматривается. Фигура вождя пролетарской революции появляется в тексте учебника позже, в характеристике общественно-политического развития России в начале ХХ в. [14, с. 270-271].

Параграф 24 завершается выводом о том, что «1880-1890 гг. ознаменованы ростом стачечной борьбы рабочего класса – новой революционной силы в политической жизни России, появлением марксистских организаций, которые ставили цели борьбы с самодержавием за социалистическое переустройство общества» [14, с. 190].

Таким образом, проведенный нами анализ учебных пособий выявил следующее. Если говорить об особенностях, связанных с возрастной ступенью изучения темы, то можно отметить переход от преобладания фактического и занимательного материала в учебных пособиях для 8 класса к обобщениям посредством классификаций и периодизаций в учебниках для десятиклассников.

Сопоставление учебников разных авторов показывает наличие существенных расхождений в форме подачи материала, методической организации пособий и отсутствие содержательных несовпадений. Учебники совпадают по принципиальным моментам во взглядах на характер влияния крестьянской реформы 1861 года на политическую жизнь России второй половины XIX века. Материал соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (2004 г.).

Литература:

  1. Бовыкин В. И. Россия накануне великих свершений. – М.: Наука. 1988.
  2. Вопросы истории капиталистической России. Проблемы многоукладности. – Свердловск: СГУ, 1972.
  3. Всемирная история: В 24 т. / Под ред. Бадак А.В., Л. А. Войнич Т. 19. - Минск.: Литература, 1998.
  4. Корелин А. П. Краткое пособие по истории. – М.: Высшая школа, 1992.
  5. Коробков Ю. Д. Пособие по истории России для поступающих в вузы. – Магнитогорск, 1996.
  6. Литвак Б.Г. Переворот 1861г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М.,1991.
  7. Лященко П. И. История народного хозяйства СССР. – М.: Госполитиздат, 1952.
  8. Ленин В.И. Пятидесятилетие падения крепостного права // Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20
  9. Мороховец Е. А. Крестьянская реформа 1861 года. – М.: Просвещение. 1983.
  10. Мунчаев Ш.М. Отечественная история: Учебник для вузов. - М., 1998.
  11. Орлов А.С. История России. – М.: Проспект, 1998.
  12. Зырянов П.Н. История России. XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – 4 изд. – М.: Просвещение, 2000.
  13. Измозик, В.С. История России: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.С. Измозик, С.Н. Рудник; под общ. ред. Р.Ш.Ганелина. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вента-Граф, 2013.
  14. Лазукова, Н.Н. История России: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Н. Лазукова, О.Н. Журавлева; под общ. ред. Р.Ш.Ганелина. – М.: Вента-Граф, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Отмена крепостного, III, общественное движение, глава, крестьянская реформа, политическая жизнь России, учебник, крепостная зависимость, рабочий класс.


Ключевые слова

крепостное право, Манифест 1861, Александр II, социальная борьба, методика обучения истории, сопоставление учебников истории

Похожие статьи

Становление жилищного права в России

Настоящая статья посвящена современной и очень актуальной теме — месту жилищного права в системе права Российской Федерации. По вопросу о месте жилищного права в системе права дискуссии в научной литературе нашей страны длятся на протяжении нескольки...

К вопросу об историческом развитии института дисциплинарной ответственности в России

В статье автор проводит анализ научных источников об истории развития дисциплинарной ответственности в России и законодательных актов периода с начала XVIII века до новейшего периода в истории России, касающихся вопросов дисциплинарной ответственност...

Историографический обзор работ по проблеме казачества юга России в 1930-е гг.

В данной статье рассматривается развитие исследований по тематике казачества юга России в 1930-е гг. в начальный период исследований. Работы этого времени отличались сравнительно малыми размерами и основывались преимущественно на наблюдениях и впечат...

Обзор отечественной историографии реформации XVI века на территории Швейцарии

В работе рассмотрены и систематизированы основные направления в Отечественной историографии Реформации на территории Швейцарии XVIв. Исследованы следующие историографические подходы: традиционный, богословский, самостоятельные оценки к изучению Рефор...

Проблема определения допустимого объёма лесозаготовок

Цель исследования заключается в выявлении и раскрытии проблемы определения допустимого объёма лесозаготовок и разработке предложений практического характера, ориентированных на совершенствование экологического законодательства и повышение эффективнос...

Необходимая оборона: практика правоприменения в России и за рубежом

В статье рассматривается правоприменение норм о необходимой обороне на примере уголовного законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь, Федеративной Республики Германия и Королевства Швеция. Автор отмечает различия в разных странах усло...

Взаимосвязь политической и исторической науки

Целью проведённого исследования является анализ взаимосвязи и взаимозависимости политической и исторической науки. Автором проведены параллели между политическими режимами И. Грозного и И. В. Сталина, выявлены их общие черты и отличия, рассмотрены ис...

Источники по изучению террора эпохи Гражданской войны в России

В настоящей работе дается характеристика источниковой базы изучения истории террора эпохи Гражданской войны в России. Автор выделяет 4 группы источников: 1) неопубликованные документы; 2) опубликованные документы и материалы; 3) материалы периодическ...

Педагогические технологии в образовательном процессе

В статье рассматривается понятие «педагогическая технология». Авторы раскрывают классификацию педагогических технологий и их применение. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию образовательного процесса. Она представляет и...

Особенности и правовые проблемы определения пределов судебного контроля как гарантии соблюдения конституционных прав и свобод гражданина

В данной статье автором рассматривается понятие судебного контроля в уголовном судопроизводстве, определяется его сущность и правовое значение. Правовые позиции Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации, изложенные по некоторым проблем...

Похожие статьи

Становление жилищного права в России

Настоящая статья посвящена современной и очень актуальной теме — месту жилищного права в системе права Российской Федерации. По вопросу о месте жилищного права в системе права дискуссии в научной литературе нашей страны длятся на протяжении нескольки...

К вопросу об историческом развитии института дисциплинарной ответственности в России

В статье автор проводит анализ научных источников об истории развития дисциплинарной ответственности в России и законодательных актов периода с начала XVIII века до новейшего периода в истории России, касающихся вопросов дисциплинарной ответственност...

Историографический обзор работ по проблеме казачества юга России в 1930-е гг.

В данной статье рассматривается развитие исследований по тематике казачества юга России в 1930-е гг. в начальный период исследований. Работы этого времени отличались сравнительно малыми размерами и основывались преимущественно на наблюдениях и впечат...

Обзор отечественной историографии реформации XVI века на территории Швейцарии

В работе рассмотрены и систематизированы основные направления в Отечественной историографии Реформации на территории Швейцарии XVIв. Исследованы следующие историографические подходы: традиционный, богословский, самостоятельные оценки к изучению Рефор...

Проблема определения допустимого объёма лесозаготовок

Цель исследования заключается в выявлении и раскрытии проблемы определения допустимого объёма лесозаготовок и разработке предложений практического характера, ориентированных на совершенствование экологического законодательства и повышение эффективнос...

Необходимая оборона: практика правоприменения в России и за рубежом

В статье рассматривается правоприменение норм о необходимой обороне на примере уголовного законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь, Федеративной Республики Германия и Королевства Швеция. Автор отмечает различия в разных странах усло...

Взаимосвязь политической и исторической науки

Целью проведённого исследования является анализ взаимосвязи и взаимозависимости политической и исторической науки. Автором проведены параллели между политическими режимами И. Грозного и И. В. Сталина, выявлены их общие черты и отличия, рассмотрены ис...

Источники по изучению террора эпохи Гражданской войны в России

В настоящей работе дается характеристика источниковой базы изучения истории террора эпохи Гражданской войны в России. Автор выделяет 4 группы источников: 1) неопубликованные документы; 2) опубликованные документы и материалы; 3) материалы периодическ...

Педагогические технологии в образовательном процессе

В статье рассматривается понятие «педагогическая технология». Авторы раскрывают классификацию педагогических технологий и их применение. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию образовательного процесса. Она представляет и...

Особенности и правовые проблемы определения пределов судебного контроля как гарантии соблюдения конституционных прав и свобод гражданина

В данной статье автором рассматривается понятие судебного контроля в уголовном судопроизводстве, определяется его сущность и правовое значение. Правовые позиции Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации, изложенные по некоторым проблем...

Задать вопрос