Апории Зенона «Ахиллес и черепаха» и «Стрела». Каким философским проблемам посвящены эти апории? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 20.06.2021

Статья просмотрена: 3698 раз

Библиографическое описание:

Ефремов, Н. А. Апории Зенона «Ахиллес и черепаха» и «Стрела». Каким философским проблемам посвящены эти апории? / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 386-389. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82623/ (дата обращения: 19.10.2024).



В отрыве от истории, от её динамики, от развития мысли любые истины для современного человека были и останутся загадочными и сложными. Древнегреческая культура имеет всемирно-историческое значение. Поэтому её детали, дух, открытия и проблемы — как музей древностей и живые картины — одновременно — представляют большой интерес для современности.

Ключевые слова: Зенон, апория, движение, диалектика, логика.

Зенон из Элеи (ок. 490 — ок. 430 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, приёмный сын и ученик Парменида. Основатель стоицизма. Об этом мыслителе сохранилось немного сведений. Так, известно, что он был свободолюбивым, упрямым человеком. Пропагандировал необходимость регулярных телесных упражнений, утверждая, что «надлежит заботиться о здоровье, об органах чувств» и т. п. Разработал систему апорий (затруднения, недоразумения, трудноразрешимые или неразрешимые задачи — парадоксы), демонстрирующих, что признание множественности бытия ведёт к абсурду.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ab9/001505d0-caa14a8e/img15.jpg

Зенон Элейский не создал нового учения. Но он по праву заслужил титул «отец диалектики» как искусства защиты или опровержения какого-либо тезиса в ходе спора. Неизвестна также точная, авторская формулировка апорий. Но точно известны основные вопросы апорий: существуют формы мышления действительности или нет? И возможно ли в логически непротиворечивой форме выразить факт движения и многообразия вещей?

Апории Зенона иногда называют «роковыми противоречиями» в силу их неразрешимости. А попытки разрешить апории Зенона не прекращаются даже в наши дни. Равно как и споры о них. Интерес к апориям не случаен, и он обусловлен целым рядом поставленных в них вопросов, что находятся в центре внимания философии, физики, математики и механики — одномоментно. Это многообразие движения, соотношение движения и покоя, единого и многого, конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного. Интерес был ещё и в том, что все эти вопросы поставлены Зеноном в остроумной, парадоксальной форме. А трудности, связанные с анализом апорий, состоят в том, что сами апории дошли до нас в разных редакциях, в отрывках, в работах живущих позже философов (например, Платона, Аристотеля, Диогена). Многие апории Зенона, по-видимому, утеряны.

Апории Зенона принято разделять на 2 группы. Первая — о множественности вещей. Вторая — о вопросах движения и месте их в логике понятий. Рассуждение в них ведётся «от противного», где философ предполагает сначала, что движение существует, а после доказывает, как это приводит к противоречиям, исключающим друг друга. А так как противоречия надо отвергнуть, то надо отвергнуть и саму истинность движения. Целью Зенона было доказать невозможность, а точнее — неистинность движения. Имелось в виду это отрицание не в сфере чувственного опыта, а только в сфере разума. Две из апорий этой группы мы и рассмотрим.

В апории «Ахиллес и черепаха» Зенон предположил время и путь бесконечно делимыми, его вывод: движение бесконечно. Быстроногий Ахиллес, уверял Зенон, не сможет догнать черепаху, так как черепаха будет уходить от Ахиллеса по мере того, как он будет к ней приближаться. Иначе говоря, когда Ахиллес пробежит расстояние, отделяющее его от черепахи, она немного удалится от того места, где была в этот момент времени. Расстояние между ними будет всё время уменьшаться, но Ахиллес всё равно никогда не догонит черепаху.

Фактически предложенная Зеноном апория «Ахиллес и черепаха» есть гипотеза о порядке движения двух объектов в одном направлении в реальной действительности. В ней Зенон пытается виртуальную потенциальную бесконечность, в виде мысленного нескончаемого деления исходного расстояния между двумя объектами, распространить на реальную действительность.

Здесь Зенон полагает, что связанные с движением время и пространство непрерывны, а в пространстве и времени движение немыслимы. Из этого вопрос: не состоят ли время и пространство из неделимых отрезков пути и промежутков времени? Эти же вопросы Зенон анализирует в другой апории — «Стрела».

Содержание следующее. Время полёта стрелы можно представить в виде множества мгновений как мельчайших неделимых элементов. За время полёта стрела каждое мгновение находится в некоем конкретном месте, и это означает, что каждое мгновение стрела покоится, не движется. То есть она постоянно пребывает в состоянии покоя, и движения здесь нет вообще. Американский философ Чарльз Пирс перефразировал эту апорию как силлогизм, где «бОльшая посылка: никакое тело, которое не занимает места больше, чем оно само, не движется. Меньшая посылка: каждое тело не занимает места больше, чем оно само. Вывод: ни одно тело не движется». Речь в апории идёт не о фиксации факта движения, а о понимании движения именно в момент полёта стрелы. Если стрела перед полётом покоилась, то как она стала двигаться? И занимает ли она с началом движения больше места, чем в состоянии покоя? Если «нет», то стрела не движется. Если же «да», то стрела движется там, где её нет, что уже нелепость. Протест Аристотеля на эту апорию выглядел так: «В момент «сейчас невозможно ни двигаться, ни покоиться. И нельзя говорить об этом неделимом «сейчас», в котором стрела покоится, т. к. любое мгновение — это длительность, в течение которого стрела движется».

Трудности апорий Зенона происходят из диалектики бытия, действительности, из сложностей отображения в логике понятий противоречивого процесса движения. Много позже Зенона сам Гегель по вопросу движения замечал, что «движущийся предмет в каждый момент времени и находится в конкретном месте, и не находится в нём». О том же была и теория Энгельса, известная из учения о материализме. То есть суть апории есть один из законов диалектики о единстве противоположностей. Так, со времён Зенона ведутся споры о том, как совместить диалектическое понятие движения с его противоречиями — и формально-логическое.Основатель логики Аристотель даже написал специальное сочинение «Против учения Зенона» (не сохранилось, о нём известно их текстов Диогена Лаэртского), настолько его беспокоили все эти парадоксы в апориях. И не без причины: они ставили под сомнение истинность сформулированных им, Аристотелем, законов логики в смысле соответствия их действительности.

Обе рассмотренные, как и другие известные апории Зенона иллюстрируют вывод: движение невозможно (в смысле необъяснимо) ни при каком состоянии времени, будь оно непрерывно или прерывно. А исторической заслугой Зенона можно считать саму постановку вопроса о движении, поскольку мыслитель очень близко подошёл к центральным положениям диалектики, к идее противоречивости движения и пространства.

Элейский мудрец достиг таких высот отвлечённого мышления как никто из его современников и мало кто из последующих философов. Апории Зенона — это торжество начала чистого разума; ими было закончено единоличное правление царства мифа и начат переход к логосу, художественным сравнениям, понятийному мышлению. Великий мыслитель закончил свой земной путь трагично в борьбе с тиранией. Но остался в истории философии.

И пусть он сам не сделал фундаментальных выводов, но вошёл в историю диалектики как вскрывающий её сущности о движении и бытии вообще. Кроме того, отец античной диалектики Зенон явился и первым критиком рационализма, поскольку его апории меняют привычный взгляд на пространство, время, бытие, движение до парадоксальности. Мыслитель видел свою задачу в критике чувственной достоверности и разоблачении принципиальных расхождений между рациональным мышлением и данными органов чувств.

Только в настоящее время, при современном уровне развития наук и теоретического мышления приходит понимание огромности заслуг Зенона, философской и научной ценности поставленных им проблем.

Литература:

  1. Алексеев П.В, Панин А. В. Философия. Учебник. М., ПБОЮЛ М. А. Захаров. 2001. 608 с.
  2. Анисов А. М. Апории Зенона и проблема движения // Труды научно-исследовательского семинара Логического центра ИФ РАН, вып. XIV. М., 2000. С. 139–155.
  3. Асмус В. Ф. Элейская школа // Античная философия. М., Высшая школа, 2005. 408 с.
  4. Богомолов С. А. Актуальная бесконечность (Зенон Элейский, Ис. Ньютон, Г. Кантор). Л.—М., ОНТИ, 1934. 78 с.
  5. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. М., «Мысль». 1972. 312 с.
  6. Кэрролл, Льюис. Двухчастная инвенция, или Что черепаха сказала Ахиллесу // Знание — сила. 1991, № 9. С. 6–12.
  7. Платон. Диалоги. М., ООО «Издательство АСТ. Харьков, 2003. 381 с.
  8. Рожанский И. Д. Античная наука (История науки и техники). М.: Наука, 1980. 198 с.
Основные термины (генерируются автоматически): апория, движение, время, место, момент времени, пространство, реальная действительность, состояние покоя, стрела, черепаха.


Ключевые слова

диалектика, логика, движение, Зенон, апория

Похожие статьи

Влияние глобализационного процесса на человечество: Философское обозрение

В данной статье будут описаны причины чувства потерянности человека, порожденные процессом глобализации, которые уже прослеживались в истории, как, например, после захвата Римом Греции. Ответным явлением служит процесс глокализации — своеобразный вых...

Аполлон: амбивалентность культа и образа

В данной статье мы хотели бы показать, что Аполлон являлся не только богом света и красоты, не только покровительствовал искусствам и был «водителем» муз, также Аполлон имел и обратную сторону натуры — грозную, и в полной мере кровожадную. Эти его ип...

История развития музыкальной психологии как науки

Статья посвящена истории развития музыкальной психологии как науки. Музыка рассмотрена как способ самовыражения личности, и прерогатива музыки — выражать трансцендентные законы человеческого бытия. Раскрыто функциональное значение музыки, её роль в ж...

Платон против Гомера в «Битве за Грецию»: сравнительный анализ социально-философских воззрений

В статье проводится анализ основных положений социально философских взглядов и концепций Гомера и Платона. Отметается, что главное сражение за умы греков произошло в IV веке до. н. э. в Афинах, когда Платон описал «идеальное государство». Указывается...

Künstlerische weisen in der Novelle von F.Kafka „die Verwandlung“

На современном этапе развития литературоведения, как никогда, стало важным изучать виды искусства текстов мировой литературы, с целью глубокого познания, с особенностями активного применения таких видов в устной и письменной речи. Язык и культура язы...

Функциональность хора в пространстве древнегреческого представления

В предлагаемой работе автор рассматривает хор как сценическую форму тем самым, анализируя функциональные свойства коллективного участника в пространст-венной нише античного театра на примере греческих трагедий «Персы», «Орестея», «Прометей Прикованны...

Совместимы ли мораль и политика? Чьи идеи — Макиавелли или Канта — более необходимы современному миру

Это эссе — попытка понять совместимость морали и политики у двух самых влиятельных философов Никколо Макиавелли («Государь») и Иммануила Канта («К вечному миру», «Критика чистого разума»). Выбраны они, как самые уважаемые философы в своих областях.

Русская романтическая поэзия первой половины XIX века

Статья посвящена описанию роли теме, «Тема поэта и поэзии в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова». Эти три русских поэта принадлежат первой трети XIX века. Обзорные главы по ним располагаются в учебниках, энциклопедиях один з...

Культура древних народов как средство выражения мировидения и эстетической позиции в творчестве Х. Ф. Лавкрафта и И. А. Бунина

В качестве основного теоретического положения статьи выдвинута проблема использования писателями ХХ века образов древних культур, которые стали средствами выражения авторского мировидения. Сходства и различия эстетической позиции Х. Ф. Лавкрафта и И....

Библейские образы Армагеддона, Богоматери и пророка в лирике М. Волошина

В статье анализируются проблемы, поднимаемые Волошиным в лирических произведениях о войне и последствиях военных действий. Рассматриваются лирические стихотворения, в которых над силами зла встает образ Богородицы, которая выступает защитницей России...

Похожие статьи

Влияние глобализационного процесса на человечество: Философское обозрение

В данной статье будут описаны причины чувства потерянности человека, порожденные процессом глобализации, которые уже прослеживались в истории, как, например, после захвата Римом Греции. Ответным явлением служит процесс глокализации — своеобразный вых...

Аполлон: амбивалентность культа и образа

В данной статье мы хотели бы показать, что Аполлон являлся не только богом света и красоты, не только покровительствовал искусствам и был «водителем» муз, также Аполлон имел и обратную сторону натуры — грозную, и в полной мере кровожадную. Эти его ип...

История развития музыкальной психологии как науки

Статья посвящена истории развития музыкальной психологии как науки. Музыка рассмотрена как способ самовыражения личности, и прерогатива музыки — выражать трансцендентные законы человеческого бытия. Раскрыто функциональное значение музыки, её роль в ж...

Платон против Гомера в «Битве за Грецию»: сравнительный анализ социально-философских воззрений

В статье проводится анализ основных положений социально философских взглядов и концепций Гомера и Платона. Отметается, что главное сражение за умы греков произошло в IV веке до. н. э. в Афинах, когда Платон описал «идеальное государство». Указывается...

Künstlerische weisen in der Novelle von F.Kafka „die Verwandlung“

На современном этапе развития литературоведения, как никогда, стало важным изучать виды искусства текстов мировой литературы, с целью глубокого познания, с особенностями активного применения таких видов в устной и письменной речи. Язык и культура язы...

Функциональность хора в пространстве древнегреческого представления

В предлагаемой работе автор рассматривает хор как сценическую форму тем самым, анализируя функциональные свойства коллективного участника в пространст-венной нише античного театра на примере греческих трагедий «Персы», «Орестея», «Прометей Прикованны...

Совместимы ли мораль и политика? Чьи идеи — Макиавелли или Канта — более необходимы современному миру

Это эссе — попытка понять совместимость морали и политики у двух самых влиятельных философов Никколо Макиавелли («Государь») и Иммануила Канта («К вечному миру», «Критика чистого разума»). Выбраны они, как самые уважаемые философы в своих областях.

Русская романтическая поэзия первой половины XIX века

Статья посвящена описанию роли теме, «Тема поэта и поэзии в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова». Эти три русских поэта принадлежат первой трети XIX века. Обзорные главы по ним располагаются в учебниках, энциклопедиях один з...

Культура древних народов как средство выражения мировидения и эстетической позиции в творчестве Х. Ф. Лавкрафта и И. А. Бунина

В качестве основного теоретического положения статьи выдвинута проблема использования писателями ХХ века образов древних культур, которые стали средствами выражения авторского мировидения. Сходства и различия эстетической позиции Х. Ф. Лавкрафта и И....

Библейские образы Армагеддона, Богоматери и пророка в лирике М. Волошина

В статье анализируются проблемы, поднимаемые Волошиным в лирических произведениях о войне и последствиях военных действий. Рассматриваются лирические стихотворения, в которых над силами зла встает образ Богородицы, которая выступает защитницей России...

Задать вопрос