В данной статье рассматриваются текущие проблемы перехода подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ. Одной их них является резкое увеличение преподаваемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» при переходе с уровня ООО на СОО. Автором даются рекомендации по составлению нового образовательного курса, основанного на идее профильного обучения.
Ключевые слова: образование, информация, информатизация, информационные технологии, ЕГЭ, ОГЭ.
В современном обществе информационные технологии занимают особое место в человеческой жизни. Использование информационных технологий в сфере образования существенно упрощает работу на уроке. Однако существует целый ряд проблем, осложняющих процесс информатизации образования. В настоящее время содержание школьного курса информатики меняется в сторону алгоритмизации. В силу ограниченности временных ресурсов это приводит к ослаблению изучения остальных тем, что не идет на пользу информатике как общеобразовательному предмету [1].
На данный момент ФГОС устанавливает (предметные) нормативные результаты изучения предмета «Информатика и ИКТ»:
– в основной школе — формирование информационной и логической культуры, развитие навыков использования компьютерных устройств, развитие алгоритмического мышления;
– в старшей школе при изучении предмета на базовом уровне — сформированность представлений о роли информации и информационных процессов, владение навыками алгоритмического мышления, владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи, сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и умений работать с ними;
– в старшей школе при изучении предмета на углубленном уровне, в дополнение к предыдущему — владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки; знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.
В настоящее время для поступления в ВУЗ на техническую специальность, связанную с подготовкой специалистов в сфере информационных технологий необходима, сдача ЕГЭ по информатике. Для получения достаточно высокого балла необходимо профильное обучение по данному предмету, для чего следует продолжать обучение по профилю, требующему сдачу ОГЭ по информатике.
Рассмотрим ситуацию подробнее. В спецификации контрольно-измерительных материалов ОГЭ по информатике на 2020 г. приведена таблица распределения заданий по разделам курса информатики:
– Представление и передача информации,
– Обработка информации,
– Основные устройства ИКТ,
– Проектирование и моделирование,
– Математические инструменты, электронные таблицы,
– Организация информационной среды, поиск информации.
В спецификации ЕГЭ по данному предмету приведены разделы:
– Информация и ее кодирование,
– Моделирование и компьютерный эксперимент,
– Системы счисления,
– Логика и алгоритмы,
– Элементы теории алгоритмов,
– Программирование,
– Архитектура компьютеров и компьютерных сетей,
– Обработка числовой информации,
– Технологии поиска и хранения информации.
Таким образом, в ходе перехода от ООО к СОО, происходит увеличение количества изучаемых разделов по предмету «Информатика и ИКТ». Отметим, что при всей значимости этих разделов, они не фигурируют в ФГОС.
Кроме увеличения объемов изучаемого материала также отметим сокращение срока на его освоение. При переходе к СОО как правило количество часов на изучение предмета в неделю не увеличивается, а количество лет уменьшается. В результате, объем материала рассматриваемый в ходе одного занятия, должен увеличиваться. Резкое увеличение изучаемого объема может негативно сказаться на психологическом состоянии учащихся, что в итоге может привести к плохому пониманию материала. Со стороны учителя, для охвата большего количества разделов приходится рассматривать определенные темы поверхностно, что также может повлиять на понимание учениками более поздних тем.
Это приводит к затруднению учителей и учащихся, для которых подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ представляется делом первостепенной важности. Кроме того, действующая программа изучения информатики не способствует в заинтересованности учащихся к её освоению.
С причинами увеличения объемов материала на данный момент приходиться считаться. В период развития информационных технологий, появления новых технологий должно происходить и быстрое изменение и программы по информатике. В связи с этим существует компромиссный путь, связанный с возвращением к идее профилизации обучения. Для этого курс информатики в старших классах школы следует реализовывать в двух вариантах, один из которых нацелен на подготовку к ЕГЭ, а другой — на более сбалансированный курс информатики. При этом решение о сдаче ЕГЭ по информатике тем, кто выберет вторую версию курса, останется за учащимся. Такой подход помог бы приобщить к информатике больше учащихся и обогатить его содержание.
Содержательные линии такого курса те же, что и действующего. В центре такого курса — овладение фундаментальными понятиями, порожденными понятием «информация», базовыми информационными технологиями, методами информационного моделирования и анализа данных с применением готового программного обеспечения, в том числе и профессионального уровня. Такой подход соответствовал бы другой, не менее острой, потребности современного общества, нежели потребность в людях, владеющих навыками программирования — потребности в людях, у которых сформированы качества, которые в нашей стране называются информационной (информационно-технологической) культурой и/или ИКТ-компетентностью, а в современной англоязычной научной литературе — вычислительным мышлением [2]. Эти качества личности сами по себе исключительно важны; существенно и то, что они не статичны, а меняются параллельно с эволюцией технических и программных средств и стремительным расширением пространства решаемых с помощью информационно-коммуникационных технологий задач.
Для учащихся которые нацелены на подготовку к ЕГЭ рекомендуется увеличить количество внеурочных часов и введение элективов, что поспособствует не только овладению информационной культурой, но и позволит более детально рассмотреть темы, которые могут быть упущены в ходе быстрого темпа обучения.
Планирование новой версии курса информатики, кратко описанного выше, требует детального рассмотрения и обсуждения. При таком планировании может быть использован и зарубежный опыт. Помимо этого, одной из важнейших задач является подготовка высококвалифицированных учителей, которая в контексте современной образовательной политики приобретает новые черты [3]. В настоящее время такую подготовку возможно наиболее естественным образом реализовывать в магистратурах педагогических и классических университетов, в которых имеется значительный опыт реализации программ подготовки педагогов и других специалистов ИТ-профиля [4], позволяющих достичь высокого уровня ИТ-компетентности, необходимого современному учителю [5].
Успешное освоение предмета «Информатика» в школе определяется многими факторами и не является предопределенным. Можно сконструировать и иные версии курса информатики, которые будут, с одной стороны, удовлетворять общедидактическим принципам формирования школьного предмета, а с другой — реализовывать эффективные результаты в ходе общего образования.
Литература:
- Современные проблемы информатизации образования: монография / рук. авторского коллектива и отв. редактор академик РАО, д-р пед. наук, проф. М. П. Лапчик. — Омск: Изд‑во ОмГПУ, 2017. — 404 с.
- Хеннер Е. К. Вычислительное мышление // Образование и наука. — 2016. — № 2. — С. 18–33.
- Захарова И. Г. Подготовка будущих педагогов и особенности современного контекста образования // Образование и наука. — 2015. — № 5. — С. 105—118
- Рагулина М. И. О магистерских программах IT-профиля по направлению «Педагогическое образование» // Приоритетные научные направления: от теории к практике. — Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2016. — С. 78–82.
- Лапчик М. П. ИКТ-компетентность магистров образования // Информатика и образование. − 2012. − № 5. — С. 24–30.