Выполнение заданий раздела «Чтение» Всероссийской проверочной работы по английскому языку: стратегии и рекомендации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 1855 раз

Библиографическое описание:

Куртукова, О. В. Выполнение заданий раздела «Чтение» Всероссийской проверочной работы по английскому языку: стратегии и рекомендации / О. В. Куртукова, Е. Б. Тимченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 34-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16781/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье кратко описаны итоги, проведенного ВПР по английскому языку в 2020–2021 учебном году в Новокузнецке, сложности и проблемные поля учеников. Также представлен комплекс примерных тренировочных упражнений и описаны стратегии выполнения задания «Чтение текста с последующим пониманием прочитанного» при подготовке к ВПР по английскому языку.

Ключевые слова: основное общее образование, ВПР, английский язык, комплекс упражнений, стратегии.

Содержание Всероссийской проверочной работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по иностранному языку (одобрена решением федерального научно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15). Для дифференциации обучающихся по уровню владения иностранным языком в проверочную работу наряду с заданиями базового уровня включено задание более высокого уровня сложности «базовый плюс» (говорение). Однако, задания обоих уровней (устного и письменного) в рамках данной проверочной работы не превышают требований уровня А1+ по общеевропейской шкале, что соответствует требованиям ФГОС основного общего образования по иностранному языку.

Ежегодно учащиеся 7-х классов пишут ВПР. В таблице, представленной ниже, отражены результаты ВПР по английскому языку среди учащихся 7-х классов г. Новокузнецка в 2020–2021 учебном году [4].

Таблица 1

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Задание № 5

Задание № 6

К1

К2

К3

К4

56,84

57,51

45,56

40,31

32,29

35,32

63,47

52,76

50,01

По результатам анализа результатов выполнения работ были сделаны следующие выводы. Высокое качество выполнений заданий ВПР по английскому языку (наличие общего 80–100 % выполнения задания) учащимися не продемонстрировано.

Говоря о каждом задании в отдельности, отметим, что в основном участники ВПР показали средние результаты в определенных видах речевой и языковой компетенции. В частности, это задание на понимание прочитанного текста. По результатам можно сделать вывод, что: в целом у обучающихся сформированы умения понимать основное содержание прочитанного текста: соотнести текст и рубрику в соответствии с поставленной коммуникативной задачей удалось 63,47 % ребят. Можно считать, что у значительной части учащихся сформированы базовые умения чтения с пониманием основного содержания. Но вместе с тем, можно предположить, что 36,54 % выбирали ответы способом случайного выбора. Возможно, часть ошибочных ответов связана с отсутствием понимания межпредметных универсалий, недостаточно высоким уровнем когнитивного развития обучающихся. Учащиеся не владеют стратегиями понимания основного содержания текста, а также не умеют выделить ключевые слова и фразы, которые помогли бы им решить успешно предложенную задачу. Именно поэтому в своей статье нам хотелось бы остановиться именно на стратегиях выполнения данного задания, а также упражнениях, которые помогут сформировать навыки, необходимые для его выполнения [1].

Представим далее комплекс примерных упражнений, которые легко можно адаптировать под любую коммуникативную тему. Систематическое применение на занятиях будет способствовать качественному выполнению задания «Чтение текста с последующим пониманием прочитанного» ВПР по английскому языку [2].

Ex.1. Distribute the words in the correct category: nature sights, climate, theatre, museum, hobbies, travelling, school.

Words: playing musical instruments, wind, river, dry, walking, mountain, student, hill, stage, studying foreign languages, test, scholarship, mild, dancing, lake, gallery, valley, collecting stamps, actors, paintings, changeable, doing sport, subject, timetable, sights, hiking, sea, collection, play beach volleyball, humid, rigorous, artist, curtain.

Ex.2. Continue the row of synonyms

Transport : bus, coach, hovercraft, ……………………………………………

Types of holidays : camping, hacking, package tour, ………………………....

Books : writer, cover, title, fiction, ……………………………………………

National food : pudding, pubs, steak, cuisine, …...……………………………

Ex.3. Find in the texts the synonyms to the words given

hobby — climate — language — a river used for farming

1) The Mississippi River is the largest river in the United States. It flows from Northern Minnesota to the Gulf of Mexico. For thousands of years there have been Native Americans living along the Mississippi, growing plants and domestic animals for food. The name of the river comes from the Native American word “Misi-ziibi”.

2) India is known for its hot weather. This is because India is strongly influenced by the Himalayas and the Thar Desert. They control the flow of the summer and winter monsoons. The mountains stop the cold northern winds coming in from Central Asia. As a result, winters in India are a lot warmer than in ither countries in similar geographic locations.

3) A lot of people which usually start collecting when they are kids, but of course it is never too late to start a collection. Think of the things that interest you the most and you can begin collecting them such as shot glasses, magnets, postage stamps, comics, toy cars, bags, scarves, and a lot more. But before getting addicted to it, remember that collecting something may be expensive in the long run.

4) Even though over 90 % of the population of Hong Kong is Chinese, more than half of them have some form of British nationality. Most of the people of Hong Kong speak Cantonese, but over half of them also speak English. English is considered the second official language in Hong Kong. The mixing of two languages is very common in informal conversation among the bilingual portion of the population.

Ex.4. Look at the texts and define a topic of each text

1) Sheep farming is one of the most important and well-known industries in New Zealand. There are 39 million and well-known industries in New Zealand. There are 39 million sheep in the country, meaning that for every person in New Zealand there are 10 sheep. Sheep were first introduced to the country in the 1770s by James Cook.

2) James Cook was a British explorer and captain. In 1770, he reached the eastern coastline of the Australian continent and claimed it for Great Britain. Captain James Cook is most known for his mysterious death. It is known only that he was killed by the natives of Hawaii. However, nobody knows how and why this happened.

3) Hawaii is famous for its beautiful music. The style of slack-key guitar is well-known around the world and is often used in Hollywood films. The ukulele — a very small guitar with only four strings — is a traditional Hawaii musical instrument which is becoming more and more popular in many contries. The last Hawaii queen was a musician and composer. Her song “Aloha “Oe” has become a symbol of Hawaii.

Ex.5. Read the text and make up the plan using some words and phrases

A) There are several rivers in Moscow. The Moskva River, the Yauza River and Setun’ River are the biggest ones. But there is another big river in Moscow which nobody can see because it is hidden under the ground — the Neglinka River. When Moscow was first founded, it was built where the Neglinka met the Moskva River. So, once the Kremlin was surrounded by these two rivers. The Neglinka was very clean and people enjoyed fishing in it. But at the beginning of the 19 th century, a tunnel was built for this river. Instead of the river, there is now a street called Neglinka.

B) Hong Kong is a region of China located on its southern coast, with most of its urban areas concentrated on Kowloon Peninsula and Hong Kong Island. The territory is also spread out across 200 other islands. The area doesn’t have enough flat land, on which it is possible to build cities. Most of the land is extremely hilly, sometimes even mountainous.

Hong Kong is a very humid place. The summers are extremely hot with occasional showers and the winters are sunny and mild with occasional cold winds from northern China, snow is very rare. The lowest record temperature is -6 degrees Celsius. If a summer is especially rainy, typhoons can sometimes occur, resulting in floods.

In 1842 Hong Kong became a colony of the British Empire as part of the peace treaty after a war between British and China. Over the years the colony slowly expanded into the nearby islands. By the end of the 19 th century Hong Kong had become a major economic center. In 1997 the region was returned to China, but its system of government is still separate from China’s.

Even though 90 % of the population of Hong Kong is Chinese, more than half of them have some form of British nationality. Most of the people of Hong Kong speak Cantonese, but over half of them also speak English. English is considered the second official language in Hiong Kong. The mixing of two languages is very common in informal conversation among the bilingual portion of the population [5].

Говоря о системе упражнений, направленных на обучение чтению с последующим пониманием прочитанного, необходимо отметить, что наряду с данными упражнениями параллельно ребят нужно учить стратегиям выполнения данного задания. А именно, желательно, прежде всего, научить детей работать с каждым текстом последовательно. Необходимо просмотреть первое и последнее предложение каждого текста. Как правило, это бывает достаточно для определения основного содержания текста. Если этого оказалось недостаточно, учащимся рекомендуется бегло просмотреть весь текст и найти ту информацию, которая поможет принять решение. Прежде чем вносить ответы в бланк, учащиеся должны проверить себя. А именно, доказать обоснованность принятого решения, цитируя соответствующие фрагменты текста [3].

Прежде чем выполнить данную часть ВПР, необходимо также осуществить работу с заголовками. А именно, выделить ключевые слова и заголовки (обвести их или подчеркнуть); коротко передать основную мысль заголовка на русском или английском языке так, как учащиеся ее воспринимают, используя ассоциации или другие слова. Если заголовки объединены одной темой, то необходимо определить, если среди них схожие по смыслу и чем они отличаются друг от друга. Кроме того, необходимо продумать, о чем может быть текст к каждому из заголовков, какие слова могут встретиться в каждом тексте.

При обучении чтению с пониманием прочитанного рекомендовано:

— отказаться от практики чтения и перевода прочитанного, так как данный устаревший подход не ориентирован на понимание на основе семантического и структурного вида чтения;

— обучать школьников использованию различных стратегий при чтении;

— формировать следующие УУД у обучающихся: определять тему, выделять основную мысль, выбирать основные факты из текста, прогнозировать содержание по элементам текста, выделять смысловые опоры;

— использовать различные способы контроля понимания прочитанного.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что при выполнении задания «Чтение текста с последующим пониманием прочитанного» не следует вдумываться в каждое слово и переводить текст с иностранного языка на русский. Перевод — это отдельный вид речевой деятельности, который носит творческий характер, и подменять понимание текста переводом ни в коем случае нельзя. Глубоко заблуждаются те, кто думают, что, когда человек переводит текст, он его понимает. Человек сможет перевести текст, только если он его понял. Умение чтения — это и есть умение понять текст на разных уровнях проникновения в его содержание и смысл.

Литература:

  1. Ватсон, Е. Р. Всероссийская проверочная работа. Английский язык: 7 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС / Е. Р. Ватсон. — М.: Издательство «Экзамен», 2020. — 184 с.
  2. Единак, Е. А. Методические рекомендации «Подготовка и выполнение письменной части ВПР по английскому языку (7 класс)» / Е. А. Единак // Наука и образование on-line. — URL: https://eee-science.ru/item-work/2020–1835/
  3. Куртукова, О. В. Результаты проведения ВПР по английскому языку в 2020 году в г. Новокузнецке: определение проблемных полей обучающихся 8-х классов и рекомендации педагогам по коррекции языковой и речевой компетенции у участников ВПР / О. В. Куртукова, Е. Б. Тимченко // Молодой ученый. — 2021. — № 1. — С. 57–59.
  4. О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса общеобразовательных организаций на уровне основного общего образования на основе результатов ВПР, проведенных в сентябре — октябре 2020 г.) // Письмо Минпросвещения России от 19.11.2020 N ВБ-2141/03. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369316/.
  5. Юрин, А. С. Английский язык. 7-й класс. ВПР. 10 тренировочных вариантов: учебное пособие / А. С. Юрин. — Ростов Н/Д: Легион, 2019. — 64 с.

Похожие статьи

Экспериментальный подход подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в устной части

Статья посвящена эффективным методам подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в устной части, которая содержит в себе: чтение теста, умение задавать вопросы к картинке, описание фотографии согласно плану и сопоставление картинок с указанием их схо...

Подготовка перехода от ОГЭ к ЕГЭ в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Проблемы и пути их решения

В данной статье рассматриваются текущие проблемы перехода подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ. Одной их них является резкое увеличение преподаваемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» при переходе с уровня ООО на СОО. Автором даются рекомендации...

Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы

В данной статье рассмотрены особенности изучения раздела «Лексика» в средней школе на основе учебников, рекомендованных к использованию на 2016–2017 учебный год. Проведен их сравнительный анализ. Выявлена и обоснована необходимость включения в ход ур...

Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников

В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Итоговый урок элективного курса по английскому языку

В данной статье рассматривается способ применения технологии проектов на элективных занятиях по английскому языку с целью формирования у обучающихся умения привлекать данные смежных дисциплин, синтезировать их для решения конкретной научно-практическ...

Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе

В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...

Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ

Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...

Похожие статьи

Экспериментальный подход подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в устной части

Статья посвящена эффективным методам подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в устной части, которая содержит в себе: чтение теста, умение задавать вопросы к картинке, описание фотографии согласно плану и сопоставление картинок с указанием их схо...

Подготовка перехода от ОГЭ к ЕГЭ в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Проблемы и пути их решения

В данной статье рассматриваются текущие проблемы перехода подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ. Одной их них является резкое увеличение преподаваемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» при переходе с уровня ООО на СОО. Автором даются рекомендации...

Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы

В данной статье рассмотрены особенности изучения раздела «Лексика» в средней школе на основе учебников, рекомендованных к использованию на 2016–2017 учебный год. Проведен их сравнительный анализ. Выявлена и обоснована необходимость включения в ход ур...

Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников

В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Итоговый урок элективного курса по английскому языку

В данной статье рассматривается способ применения технологии проектов на элективных занятиях по английскому языку с целью формирования у обучающихся умения привлекать данные смежных дисциплин, синтезировать их для решения конкретной научно-практическ...

Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе

В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...

Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ

Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...