Использование регионального компонента в обучении чтению на английском языке учащихся 7-х классов лингвистической гимназии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 01.04.2020

Статья просмотрена: 163 раза

Библиографическое описание:

Чернобровкина, Е. П. Использование регионального компонента в обучении чтению на английском языке учащихся 7-х классов лингвистической гимназии / Е. П. Чернобровкина, В. А. Бошектуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68500/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье авторы пытаются определить понятия регионоведения и чтения, рассматривают работу с текстами регионального содержания для учащихся 7-х классов. Описывают общую классификацию типов текстов на региональную тематику, характерные признаки таких текстов. Обсуждают специфику региональных текстов. Рассматривают пример работы над готовым текстом о Республике Бурятия.

Ключевые слова: регионоведение, чтение, региональный компонент, текст.

В практике преподавания иностранный язык рассматривается в качестве средства приобщения к культуре страны изучаемого языка. Как следствие, учащиеся затрудняются передавать информацию о явлениях и фактах, ценностях и традициях, связанных с родной региональной культурой средствами иностранного языка. Отсюда возникает необходимость сформировать у учащихся коммуникативные умения, обеспечивающие использование иностранного языка для взаимного культурного обогащения. С выполнением такой задачи связана наука — регионоведение. Регионоведение рассматривает такие сферы отдельно взятого региона, как история и этнография, география и природа, культура, наука и искусство, общество и современность, медицина, политика и экономика.

Цель внедрения регионального аспекта в образование — сформировать у учащихся цельное представление о собственном регионе, сформировать гражданскую позицию по отношению к своему региону и России, обогатить собственную историко-культурную картину мира. В таком предмете как «английский язык» это сторона обучения практически не затрагивается.

Процесс приобщения к культуре своего края средствами иностранного языка через чтение, будет эффективнее, поскольку зрительно-мыслительное восприятие лучше всего закладывается в памяти.

Чтение — это коммуникативная деятельность, направленная на получение информации, содержащейся в письменном тексте, способ общения через текст. Процесс чтения — прием и осмысление письменной информации, ее перцептивная и смысловая обработка обеспечиваются рядом действий и операций, которые совершает читающий для получения желаемого результата [1, с.110].

В 5–7-х классах чтение осуществляется на связных текстах в виде чтения про себя. К чтению вслух рекомендуется прибегать как к упражнению с целью закрепления фонетических навыков. На данном этапе аутентичные тексты должны преобладать. Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание [1, с. 119].

Согласно Программе Сафоновой В. В. для школ с углубленным изучением английского языка, ученик по окончании 9 класса должен уметь:

«- читать аутентичные тексты разных жанров, преимущественно с пониманием основного содержания;

— читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста оценивать полученную информацию, формировать свое мнение;

— читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации» [3, с. 9]

Графическим материалом процесса чтения является текст, который состоит из связанных предложений. Над текстом совершается логическая обработка информации, просматривается лексическая сочетаемость, происходит проникновение в смысловое содержание, вычленение нужной информации и т. п.

К типам текстов для чтения на АЯ для учащихся 7-х классов относятся материалы: от художественных произведений и эпистолярных тестов (в виде открытки, делового письма) до несложных типов функциональных текстов (объявления, визитки, рекламные буклеты, журналы-путеводители, пособия для гидов, интервью, отзывы туристов). Для лингвистической гимназии с углубленным владением АЯ можно отнести и несложную публицистику, прагматические тексты, обычно характерные для 8–9-х классов школы общеобразовательных школ.

Больше всего региональную информацию содержат тексты типа описания и повествования, а именно энциклопедические книги: в них описывается история, культура, география, социальная жизнь, политика, экономика. Региональные сведения содержат и статьи о конкретной сфере региона, например, статья об эндемиках края. Журналы-путеводители, буклеты, рекламирующие поездку, касаются больше географии, а также истории и культуры региона.

Если смотреть с региональной точки зрения на имеющиеся тексты на АЯ, на примере Республики Бурятия, то к учебным пособиям прежде всего относится учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста «Байкальский сундучок». Имеются и другие учебные пособия с региональным уклоном, но они предназначены для старших классов или узких специальностей высших учебных заведений, например, учебное пособие «Discovering Cultures. Buryatia and Britain through the English language» для студентов 2-го курса направлений: Филология, Лингвистика, Педагогическое образование. Из энциклопедических книг по Бурятии: «This is Baikal». Пример публицистического текста — это книга-путеводитель «Lake Baikal: Siberia’s Great Lake». К функциональным текстам относятся рекламные буклеты, объявления, например о Бурятских национальных видах спорта.

Просматривая такие текстовые материалы видно, что они (кроме учебного пособия «Байкальский сундучок»), предназначены для более старшей аудитории, чем учащиеся 7-х классов. Поэтому задача внедрения регионального компонента требует работы над анализом и обработкой текстовой информации. Кроме того, процесс внедрения должен происходить связанно, согласованно с изучаемыми темами в учебнике.

Использование регионального компонента в обучении чтению на английском языке учащихся 7-х классов предполагает применение текстов публицистического или научно-популярного жанра. Для текстов подобных жанров характерно чтение с полным пониманием текста (изучающее). Поэтому при работе с текстом о родном крае важно: полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки и уметь выразить свое мнение по прочитанному.

Текст любого жанра, вида имеет свои особые черты. Характерными признаками текста регионального содержания (на примере Республики Бурятия) являются:

– транслитерация имен собственных (Khamar Daban);

– наличие географических названий, исторических дат, характерных только для определенного региона (озеро Байкал, дата основания г. Верхнеудинск — 1666 год) + приложение в виде карт, схем;

– множество численно-цифровых данных (например, глубина 2 метра, ширина 20 км, население 10,000);

– диалектные слова (Datsan, Surkharban, Altargana), они же могут быть и транслитерацией;

– наличие слов, называющих эндемиков флоры и фауны (muskrat, pasque flower, nerpa seals)

– наличие слов с лексической сочетаемостью (living water);

– если текст художественный, наличие пословиц или поговорок, знакомых только жителям определенной местности

Что касается тематики текстов регионального характера? В действующем ФГОС представлена следующая тематика для средней ступени обучения: «Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности. Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Технический прогресс. Средства массовой информации».

Изучив некоторые диссертационные работы: Е. Н. Бакуровой, Е. П. Глумовой, А. А. Насыровой, Е. С. Орловой, учебные пособия, ознакомительные буклеты регионального содержания, можем пронаблюдать какие темы текстов рассматриваются (см. табл.1):

Таблица 1

Классификация тем текстов регионального содержания

История

Символика края

Культурное наследие

Столица края и его история

История основания и заселения

Выдающиеся исторические личности

География и экология

Географическое положение, реки, озера, горы, флора и фауна

Природно-климатические условия

Культура

Достопримечательности: музеи, памятники, здания исторического значения

Народные сказания, народный фольклор,

Спорт, праздники, фестивали

Социальная жизнь

Население и народности, их быт

Социальное взаимодействие

Религиозные организации

Система здравоохранения

Политика

Политическое устройство

Органы управления

Экономика

Промышленность, сельское хозяйство

Написанный ниже текст подобран к учебнику «Starlight» за 7 класс, к закреплению Module 1 «Work and play». Модуль содержит лексические темы: Jobs, Character adjectives, Hobbies, Sports, Applying for a job, Students jobs, Phrasal verb: break, bring, Word formation: person nouns. Текст можно отнести к теме «Культура» (см. табл.1).

В дотекстовый этап работы входит: объяснительный перевод новых слов и выражений, прочтение заголовка и антиципация, вводные вопросы в качестве КЗ. С региональной точки зрения, для этого этапа характерно знакомство с диалектными словами, со словами-транслитерациями. Скорее всего, при переводе учащиеся проявят языковую догадку.

performance — выступление, исполнение, no matter how — неважно на сколько

Surharban, the Tunka Valley, the Khamar Daban, the Barguzin Valley

Слова: horse-riding, archery and Buryat wrestling рекомендуется ознакомить, до чтения нижеизложенного текста, наравне с другими новыми словами в разделе «Hobbies» или «Sports».

«Activities in Buryatia»

После прочтения заголовка можно задать вопросы для мотивации процесса чтения: «Is it necessary to be strong and healthy nowdays? Do you like sports games?»

Текстовый этап — непосредственно само чтение.

«Buryatia is a sporting republic. Many people are very good at various games and kinds of sport: boxing, football, table tennis, basketball, volleyball, chess, swimming, field-and-track athletics and gymnastics. Buryatia is famous for its national sports, such as: horse-riding, archery and Buryat wrestling. Horse-riding in Buryatia is very popular especially in the famous summer holiday — Surharban. Participants in races compete in distances of three to four kilometers. Popular horse-riding areas are the Tunka Valley, the Khamar Daban mountains and the Barguzin Valley.

Another national sport is archery. Needless to say archery is a very old sport. The arrow is considering a talisman or guard. The women and children also take part in competitions. The archer can only rely on his keen eye, firm hand and experience.

And the third national sport is Buryat wrestling. The Buryats prefer it to all other sports and it is as popular in the republic as hockey in Canada or baseball in the USA. Both the old and the young are familiar with the biographies and wrestling technics and styles of the leading athletes. Buryat wrestling has no weight categories and the meet has no time-limits. During the match the one who touches the ground with a knee, elbow or finger or back or any third point of the body is considered defeated and loses the match. The winner usually dances in his honour like an eagle, waving his hands and turning to imitate the flight of a bird». [2, с. 27]

Послетекстовый этап: беседа на основе прочитанного для контроля понимания содержания текста, выражение своего мнения о прочитанном: «Are you good at any games? What are they? Maybe you know other national games?»

Использование регионального компонента в обучении чтению учащихся 7-х классов лингвистической гимназии поможет сформировать у учащихся коммуникативные умения, обеспечивающие использование иностранного языка для успешного диалога культур.

Литература:

  1. Под ред. Миролюбова А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. — Обнинск: Титул, 2010.
  2. Мункожапова Д. Ж. Бурятия — страноведческие тексты по Бурятии на английском языке. — Улан-Удэ: Республиканская типография, 1998.
  3. Под. Ред. Сафоновой В. В. Программа общеобразовательных учреждений: Английский язык. Для школ с углубленным изучением иностранных языков. II-XI классы. // АСТ. Астрель. Хранитель. Москва, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): текст, иностранный язык, Бурятия, региональное содержание, региональный компонент, класс, учащийся, чтение, географическое положение, лексическая сочетаемость.


Похожие статьи

Возможности изучения русскоязычных рэп-текстов в школе на уроках литературы

Статья посвящена изучению и описанию опыта использования рэп-текстов в литературном образовании. На примере творчества представителей «интеллектуального рэпа» представлены элементы интертекстуального анализа, историко-культурного комментария, работа ...

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Реализация лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку в УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «English 8»

Данная статья посвящена анализу УМК Афанасьевой, Михеевой English для 8-го класса с позиции реализации в данном УМК лингвострановедческого подхода. В статье приводится количественный анализ реалий, фоновой, конативной лексики, подсчитано точное колич...

К вопросу о развитии умений чтения с критической оценкой у учащихся средней школы на основе произведений современных англоязычных авторов

В работе рассмотрены теоретико-методические основы технологии развития умений чтения с критической оценкой. Обоснована актуальность применения современной художественной прозы с целью развития умений критического чтения на уроке английского языка в с...

Лингвокогнитивное моделирование и перевод детской речи: социальный аспект

В данной статье рассмотрены аспекты лингвокогнетивного моделирования и перевода детской речи. С этих позиций характеризуется феномен мотивационной рефлексии, проявляющий стремление ребенка к «прояснению» внутренней формы наименования. Детская речь, а...

Понимание исторического источника учащимися как педагогическая задача

Учебная работа с историческими источниками рассматривается как педагогическая задача в контексте системно-деятельностного подхода в обучении. Раскрыты подходы философов, психологов и педагогов к пониманию текста, связь понимания, смысла, объяснения и...

Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе

Статья посвящена проблеме формирования обществоведческой терминологии на уроках истории в начальной школе. В статье представлены возможности использования «облака слов» в качестве средства формирования обществоведческой терминологии в курсе историчес...

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Актуальные предпочтения будущих учителей начальных классов в выборе стратегий семантизации лексики

В статье рассматриваются актуальные предпочтения студентов факультета начальных классов КГПУ им. В. П. Астафьева в выборе стратегий семантизации, а также анализируются полученные результаты с точки зрения предметной области применения.

Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов

В статье описаны теоретические аспекты развития коммуникативных способностей младших школьников. Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над текстом культуроведческой направленности.

Похожие статьи

Возможности изучения русскоязычных рэп-текстов в школе на уроках литературы

Статья посвящена изучению и описанию опыта использования рэп-текстов в литературном образовании. На примере творчества представителей «интеллектуального рэпа» представлены элементы интертекстуального анализа, историко-культурного комментария, работа ...

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Реализация лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку в УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «English 8»

Данная статья посвящена анализу УМК Афанасьевой, Михеевой English для 8-го класса с позиции реализации в данном УМК лингвострановедческого подхода. В статье приводится количественный анализ реалий, фоновой, конативной лексики, подсчитано точное колич...

К вопросу о развитии умений чтения с критической оценкой у учащихся средней школы на основе произведений современных англоязычных авторов

В работе рассмотрены теоретико-методические основы технологии развития умений чтения с критической оценкой. Обоснована актуальность применения современной художественной прозы с целью развития умений критического чтения на уроке английского языка в с...

Лингвокогнитивное моделирование и перевод детской речи: социальный аспект

В данной статье рассмотрены аспекты лингвокогнетивного моделирования и перевода детской речи. С этих позиций характеризуется феномен мотивационной рефлексии, проявляющий стремление ребенка к «прояснению» внутренней формы наименования. Детская речь, а...

Понимание исторического источника учащимися как педагогическая задача

Учебная работа с историческими источниками рассматривается как педагогическая задача в контексте системно-деятельностного подхода в обучении. Раскрыты подходы философов, психологов и педагогов к пониманию текста, связь понимания, смысла, объяснения и...

Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе

Статья посвящена проблеме формирования обществоведческой терминологии на уроках истории в начальной школе. В статье представлены возможности использования «облака слов» в качестве средства формирования обществоведческой терминологии в курсе историчес...

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Актуальные предпочтения будущих учителей начальных классов в выборе стратегий семантизации лексики

В статье рассматриваются актуальные предпочтения студентов факультета начальных классов КГПУ им. В. П. Астафьева в выборе стратегий семантизации, а также анализируются полученные результаты с точки зрения предметной области применения.

Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов

В статье описаны теоретические аспекты развития коммуникативных способностей младших школьников. Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над текстом культуроведческой направленности.

Задать вопрос