В данной статье представлен обзор действующего правового механизма регламентирующих патентование изобретений или полезных моделей для авторов, имеющих Российскую юрисдикцию, при желании получить патент за рубежом. В силу определенных факторов в современных отношениях возникают правовые вопросы, связанные с желанием авторов оформить документы на свое изобретение или полезную модель за границей Российской Федерации. В этой связи следует отметить основные действующие правовые акты, имеющие силу и оказывающие свое влияние на патентование и правое регулирование на территории Российской Федерации в области патентования.
Ключевые слова: полезная модель, гражданское право, Россия защита авторских прав, патентоспособность, Израиль защита авторских прав, интеллектуальное право, интеллектуальная собственность.
This article provides an overview of the current legal mechanism governing the patenting of inventions or utility models for authors with Russian jurisdiction, if they wish to obtain a patent abroad. Due to certain factors in modern relations, legal issues arise related to the desire of the authors to issue documents for their invention or utility model abroad of the Russian Federation. In this regard, it is necessary to note the main existing legal acts that have force and influence on patenting and legal regulation in the territory of the Russian Federation in the field of patenting.
Keywords: utility model, civil law, patentability, Russia copyright protection, Israel copyright protection, intellectual property, intellectual property.
Сегодня в законодательстве Российской Федерации, как и во многих странах, имеются правовые механизмы, обеспечивающие правовую охрану изобретений и полезных моделей. В силу того, что существующая система правовой защиты изобретений в разных странах имеет свои особенности, во многих странах охрана и правовое регулирование в области изобретений и полезных моделей проводится в соответствии с общими международными соглашениями в области патентного права.
Среди важнейших международных соглашений, действующих и оказывающих влияние на Российскую систему правого регулирования, а также если у автора имеется Российская юрисдикция, а он желает оформить свои труды за рубежом, в настоящее время стоит отметить:
– «Парижскую конвенцию» от 1883 г. «Об охране промышленной собственности». Основной целью «Парижской конвенции» является определение и согласование особых условий, при которых имеется четкое определение основных аспектов, при которых граждане и иные заинтересованные лица могут получить права и защиту на свои изобретения в рамках территорий стран участников настоящей. При этом стоит учитывать, что «Парижская конвенция» не отменяет и не меняет индивидуальные особенности, действующие в странах участниках, иными словами, данная конвенция не вводит в систему права своего особого международного патента.
По «Парижской конвенции» мы имеем следующее — чтобы заинтересованному лицу обеспечить необходимую охрану авторских прав на изобретение в другой стране, которая участвует в «Парижской конвенции», автору необходимо в обязательном порядке запатентовать свое изобретение в той стране, в которой автор желает использовать свое изобретение. В противном случае, если изобретение не имеет документов на изобретение, то изобретение считается не запатентовано в данной стране, соответственно изобретение может свободно использоваться без выплаты вознаграждения в пользу автора или держателя патента.
Но тут важно отметить, что в этом международном документе имеется очень важное положение — «право конвенционного приоритета». Данное положение закрепляет право автора на приоритетное оформление правовых документов в других странах участников в течении определенного времени, при условии, что автор подал заявку на регистрацию своего изобретения в своей стране. В соответствии с официальной информацией по состоянию на настоящее время, 177 (сто семьдесят семь) государств находятся в членстве этой конвенции [7].
– «Договор о патентной кооперации» от 19 июня 1970 года. Механизмы и положения данного договора имеют схожие цели, как и в предыдущем соглашении, в нем так же предусмотрена подача автору или представителю автора заявок. Единственное, в данном договоре предусмотрена подача международной заявки на патентование изобретения. Данная заявка будет действовать в странах, которые являются членами этой структуры, значительно сокращает время и средства для оформления разрешительных документов для автора.
В соответствии с данным договором, в системе международного правого регулирования образован гибкий правовой механизм — «Международный союз патентной кооперации». В договоре определен определенный порядок составления и подачи автором необходимой заявки на изобретение и получение в дальнейшем документа, который будет иметь международный статус. В соответствии с официальной информацией в настоящий момент 153 (сто пятьдесят три) государства находятся в членстве этой конвенции [1].
Среди участников подписантов «Договора о патентной кооперации» можно отметить такого участника как Израиль, в стране, где к изобретениям, промышленному образцу по общемировому смыслу предъявляется схожие требования с некой особой спецификой. Так, для получения положительных результатов в стране, находящейся под постоянным давлением со стороны многих соседних стран, а также для развития правовых отношений в стране по направлению защиты интеллектуальной собственности, удалось соединить правовые акты, имеющие свою историю, показавшие эффективность. В основу правовых взаимоотношений, регулирующих патентования, входят положения о промышленных образцах постановления «О патентах и промышленных образцах» от 1925 года [9] и современного закона «Об авторском праве» от 2007 года [4], при этом стоит учитывать, что правовые акты регулярно дополняются необходимыми поправками, не разрушая необходимого баланса интересов, влияющих на развитие и безопасность страны.
– «Евразийская патентная конвенция» (ЕАПК) от 9 сентября 1994 г. Данная конвенция предусматривает выдачу на территории действия данного соглашения «Единого патента», который имеет свое действие на территории стран, которые присоединились к этому документу. Подписание данного документа в первую очередь было связано с желанием и необходимостью сохранить и обеспечить эффективностью механизмы патентования после распада Советского Союза, поэтому в первую очередь страны участники — это бывшие Советские республики. Тут стоит отметить, что данный список участниц конвенции не ограничен, в конвенцию могут вступить страны, которые входят в членство Организацию Объединенных Наций, в «Парижскою конвенции по охране промышленной собственности», «Договор о патентной кооперации».
Для ускорения процессов и необходимой координации внутренней деятельности в рамках договора существует специальное ведомство, которое занимается координацией и регулированием на территории стран, входящих в Евразийскую патентную систему. В соответствии с официальной информацией в настоящее время 8 (восемь) государств находятся в членстве этой конвенции.
Для членов «Евразийской патентной конвенции» имеются свои положительные моменты для того, чтобы автор смог запатентовать свое изобретение, автору достаточно подать заявку в свои национальные регулирующие ведомства и после успешного прохождения всех формальных процедур выданный документ будет иметь одинаковую силу для всех стран участников, тогда как авторы из стран, которые не входят в членство «Евразийской патентной конвенции» должны подавать свои заявки дополнительно в Евразийское патентное ведомство после прохождения всех процедур на национальном уровне [2].
– Следует отметить еще одну конвенцию, действующую на территории европейских государств, даже с учетом того, что Российская Федерация в ней не состоит, «Конвенция о выдаче европейских патентов» или как ее еще называют — «Европейская патентная конвенция» от 1973 года. Механизмы действия схожи с конвенцией, действующей на территории Евразийского союза, исходя из текста и положений можно предположить, что «Европейская патентная конвенция» оказала огромное влияние по форме и содержанию на принятие евразийской правовой системы, единственное, членство в «Европейской патентной конвенции» является открытым и к этой конвенции может при желании присоединиться европейская страна, при том, что в данной конвенции указано, что заявки заполняются на любом языке стран участниц, любая страна может потребовать от автора предоставить отдельный перевод на родном для этой страны языке, в соответствии с официально действующим языке указанным в конвенции. В настоящий момент в составе «Европейской патентной конвенции» состоит 38 (тридцать восемь) стран, которые официально являются участниками [3].
Таким образом можно констатировать, что авторы, у которых гражданство Российской Федерации имеют право и могут оформить разрешительные документы в виде патентов, закрепляющее право на созданные авторами технические новшества или изобретения, закрепляющие их право не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом, для этого имеется необходимая правовая база и соответствующие инструменты.
Причин, по которым гражданам Российской Федерации необходимо получать патент в других странах очень много. Можно рассматривать данный вопрос от необходимости наладить на территории определенной страны какого-то производство, до поставок готовой продукции, производящейся на территории Российской Федерации. Поскольку в случае отсутствия патента, по истечению пропущенного временного отрезка, в стране, в которую готовится отгрузка или поставка будет уже оформлен свой патент на другого автора, в этом случае автор не сможет получать вознаграждение за свой труд.
При этом не стоит забывать о важном факторе — как быть замеченным со стороны потенциальных инвесторов, ведь в случае прохождения всех процедур и получения на руки документов, к автору могут обратиться определенное количество заинтересованных лиц, которые хотят использовать по своему усмотрению изобретение или иной продукт интеллектуальной деятельности.
При этом для граждан Российской Федерации стоит учитывать, что для того, чтобы передать заявку для патентования за пределами территории страны, имеется процедура, которую необходимо соблюдать. Поскольку с основными конвенциями имеется ясность, патентование происходит в соответствии с особенностями той страны, в которой необходимо зарегистрировать патент, то помимо этого имеется еще одна очень важная особенность Российского законодательства — изобретение или полезная модель может отвечать признакам, по которым объекты авторского права, которые предполагается патентовать за границей государства, могут нести сведения, составляющие государственную тайну Российской Федерации.
На основании данного факта в соответствии «Закона о государственной тайне» автор, планирующий патентовать свое изобретение за границей, должен принять все необходимые меры для своевременного информирования и прохождения всех необходимых процедур для выяснения и определения, имеются ли сведения, в заявленном изобретении или образце, попадающие под критерий «государственная тайна». В том случае, если будет установлено, что изобретение содержит сведения, попадающие под критерий «государственная тайна», решение о патентовании изобретения за границей в данном случае будет проходить особую процедуру, с обязательным одобрением со стороны Правительства Российской Федерации [5].
С момента независимости Российской Федерации механизм патентования для изобретений или полезных моделей за границей проходил изменения, норма зафиксированная изначально в Статье 35. «Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах», «Патентный закон Российской Федерации» от 23.09.1992 N 3517–1 [8] далее регулятор установил, что в связи с введением данного нормативного акта участники правовых взаимоотношений находятся в правовом не понимании, потому как в правовом акте была обнаружены противоречия и срочно требовалась доработка, на основании запроса из общества был выработан новый уточняющий механизм, который вводился несколько раз. Относительное понимание было зафиксировано в уточненном в приказе Роспатента от 10.02.1995 номер 14 «Об утверждении Разъяснения N 3 о порядке патентования объектов промышленной собственности в зарубежных странах» [6], в настоящее время данный правовой тоже утратил силу и является не действующим правовым актом, утратившим силу в связи с вступлением в действие Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ.
С введением в действие Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ в правовом поле Российской Федерации, закреплена актуальная норма регулирования отношений в области патентования изобретений, а также полезных моделей для прохождения процедуры патентования в иностранных государствах. В соответствии со статьей 1395 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации «Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и в международных организациях» можно определить ключевые критерии:
– Заявка патента на изобретение или полезную модель на территории иностранного государства может быть подана по истечении 6 (шести) месяцев, в особых случаях по распоряжению правительства Российской Федерации, срок может быть уменьшен.
– Заявка патента на изобретение или полезную модель на территории иностранного государства может быть подана после ответа регулирующего органа об отсутствии сведений, содержащих государственную тайну Российской Федерации.
– Допускается подача заявки патента на изобретение или полезную модель в соответствии с правилами «Договора о патентной кооперации», если подобная заявка подается через Российское ведомство и будет действовать на территории Российской Федерации.
– Допускается подача заявки патента на изобретение или полезную модель в соответствии с правилами «Евразийской патентной конвенцией», если подобная заявка подается через Российское ведомство по интеллектуальной собственности [10].
Таким образом можно подвести определенные выводы: действия по надлежащему патентованию изобретений или полезных моделей для авторов, имеющих Российскую юрисдикцию, которые желают провести правовые процедуры по патентованию за рубежом в современных условиях — возможны.
К сожалению, имеется определённая специфика, связанная в первую очередь с международной обстановкой, при которой Российской Федерации необходимо проверять изобретения и полезные образцы на секретность, перед тем как разрешить авторам предоставлять информацию зарубежным партнерам. Все делается для того что бы не нанести вред стране.
При этом, в случае положительного решения со стороны Российского регулятора, со стороны законодательства нет ограничений по выбору уполномоченного лица, кто будет осуществлять процедуры по оформлению от имени автора, подача заявки в патентное ведомство возможна как самостоятельно, так и с помощью специализирующих в этом сегменте организаций. Основное требование со стороны Российского законодательства, осуществляющего свой контроль через утвержденного законом регулятора, является соблюдение действующего Российского законодательства.
Литература:
- Договор о патентной кооперации. — Текст: электронный // wipo.int: [сайт]. — URL: https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/treaties/ru/pct/trt_pct_001ru.pdf (дата обращения: 11.06.2021). [В Интернете].
- Евразийская патентная конвенция. — Текст: электронный // rospatent.gov.ru: [сайт]. — URL: https://rospatent.gov.ru/ru/documents/evraziyskaya-patentnaya-konvenciya (дата обращения: 10.06.2021). [В Интернете].
- Европейская патентная конвенция. — Текст: электронный // epo.org: [сайт]. — URL: https://www.epo.org/law-practice/legal-texts/epc.html (дата обращения: 11.06.2021). [В Интернете].
- Закон «Об авторском праве» от 2007 года (с изменениями от 28 июля 2011 года) Израиль — Текст: электронный // wipolex.wipo.int: [сайт]. — URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/11509 (дата обращения: 29.05.2021). [В Интернете].
- О государственной тайне — Текст: электронный // mchs.gov.ru: [сайт]. — URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/federalnye-zakony/847 (дата обращения: 11.06.2021). [В Интернете].
- Об утверждении Разъяснения N 3 о порядке патентования объектов промышленной собственности в зарубежных странах — Текст: электронный // docs.cntd.ru: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/9010836 (дата обращения: 12.06.2021). [В Интернете].
- Парижская конвенция по охране промышленной собственности (измененная 28 сентября 1979 г.). — Текст: электронный // WIPO Lex: [сайт]. — URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/288517 (дата обращения: 12.06.2021). [В Интернете].
- Патентный Закон № 3517–1 от 23.09.1992 г. — Текст: электронный // WIPO Lex: [сайт]. — URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/7306 (дата обращения: 10.06.2021). [В Интернете].
- Правила «О промышленных образцах» от 1925 года Израиль — Текст: электронный // wipolex.wipo.int: [сайт]. — // wipolex.wipo.int URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/15272 (дата обращения: 31.05.2021). [В Интернете].
- Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ • Президент России — Текст: электронный // kremlin.ru: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24739 (дата обращения: 12.06.2021). [В Интернете].