В данной статье автор предлагает подробнее рассмотреть конституционно-правовой статус человека, который основан на абсолютных правах и свободах, кои не могут быть отданы или ограничены, потому как их выполнение и защита зависит от окружающих людей, общества и государства. Известно, что абсолютные права и свободы часто нарушаются в связи с недостаточной правовой грамотностью граждан. Исходя из вышеизложенного, автор видит целесообразность исследования механизма защиты абсолютных прав и свобод человека.
Ключевые слова. Конституция РФ, юридическая ответственность, конституционно-правовая ответственность, абсолютные права и свободы, конституционное право.
In this article, the author proposes to consider in more detail the constitutional and legal status of a person, which is based on absolute rights and freedoms, which cannot be given or restricted, because their implementation and protection depends on the people around them, society and the state. It is known that absolute rights and freedoms are often violated due to insufficient legal literacy of citizens. Proceeding from the above, the author sees the expediency of studying the mechanism of protection of absolute human rights and freedoms.
Keywords: The Constitution of the Russian Federation, legal responsibility, constitutional and legal responsibility, absolute rights and freedoms, constitutional law.
Идея о том, что некоторые права и свободы человека являются абсолютными, исходит из концепции естественного права. Тем не менее, эта концепция не возникла сама по себе, она развилась в результате изучения научных знаний о правах и свободах человека и изменений в общественной и правовой сферах.
Человеческая интеллектуальная деятельность, включая научные исследования, определяет развитие прав и свобод, а также изменения в общественной и государственной сферах. Светлана Николаевна Адилова отмечает, что: «концепция прав человека является результатом многовековых поисков социального идеала, который бы совпадал с общечеловеческими требованиями морали. Именно концепция прав и свобод объединяет моральные и правовые принципы» [1].
На разных этапах истории человек признавал разные права и свободы, причем их спектр расширялся по мере развития правовой теории. Ученые используют различные подходы к пониманию общих ценностей, закрепленных в правах и свободах, чтобы объяснить разнообразие мнений о периодах и причинах возникновения теории прав и свобод человека, так как не существует единого реестра универсальных ценностей для всех стран, обществ и культур.
Истоки общечеловеческих ценностей можно отследить до древних времен, связанных с христианством, исламом, иудаизмом и конфуцианством. Изначально были известны некоторые универсальные ценности, которые позже получили свое наименование [2].
Иосиф Алексеевич Покровский отмечает, что идеи о правах и свободах человека возникли в Древнем Риме при императорском правлении. В то время Народное собрание было частью государственной системы, а выборная власть императора ограничивалась его жизнью. Законы же, принятые Народным собранием, были обязательны всегда.
«С изгнанием царей римский народ освободился от своей патриархальной опеки и стал независимым хозяином всех своих дел, носителем политических прав и обладателем государственной власти» [3].
Однако эту позицию поддерживают далеко не все. По мнению Бориса Николаевича Земцова: «В период Античности территории полисов были невелики, а их население немногочисленно, и поэтому права народов того периода имеют лишь формальное отношение к современной концепции прав и свобод человека» [4].
В России же, в начале ХХ века, была подготовлена и принята концепция прав и свобод человека, включающая некоторые политические права и свободы, первоначально закрепленные законодательно в Именном Высочайшем указе Сенату «Об укреплении принципов религиозной терпимости», Высочайшем манифесте «Об улучшении государственного порядка» и именном Высочайшем указе о временных правилах периодических изданий. Также была предпринята попытка закрепить право на неприкосновенность личности, жилища и тайну переписки, для чего был разработан проект закона «Положение о неприкосновенности личности и жилища и тайне переписки», который был представлен в Государственную Думу Российской империи II созыва 8 марта 1907 года министром внутренних дел Петром Аркадьевичем Столыпиным после работы специальной межведомственной комиссии под руководством министра внутренних дел Александра Александровича Макарова [5].
Предложенный законопроект содержал положения, которые гарантировали защиту личной неприкосновенности. В нем было установлено, что задержание или личный досмотр можно проводить лишь в исключительных случаях и только по запросу судебных властей. Кроме того, в законопроекте уделялось особое внимание тайне переписки и неприкосновенности жилища, а вход в последнее был возможен только в случае вызова или по решению судебных или полицейских органов. К несчастью, закон не был принят в 1907 году из-за роспуска Государственной думы второго созыва.
В России вторая волна правозащитников появилась после Октябрьской революции 1917 года. На первый план вышли экономические, социальные и культурные права. В условиях Советской России был принят классовый подход как к обществу, так и к правам человека и гражданина. Политика «военного коммунизма» в начале ХХ века означала насильственный переход к коммунизму. Гражданская война уже закончилась, и в стране началось мирное строительство, в котором на первый план вышли трудовые права. В период между 1921 и 1923 годами были приняты кодексы по основным отраслям права, проведена судебная реформа, созданы прокуратура и коллегия адвокатов [6].
Марксистско-ленинская теория прав и свобод человека была основана на принципах равенства и социальной справедливости, что отражалось в Конституции СССР и других конституциях союзных республик. Однако, эти права были ограничены государственным контролем и подчинением личности государству. Важно отметить, что советская концепция прав и свобод была связана с теорией классовой борьбы и признанием трудящегося класса как основной движущего силы общества.
Следует отметить, что сейчас мы живем в другой реальности, идеи Марксистско-ленинской теории были отвергнуты большинством современных государств. В отличии от советской концепции прав и свобод, которая ограничивала личную свободу во имя общественной полезности, современные государства признают независимость личности и нацелены на защиту прав и свобод каждого человека, тем не менее, идея социальной справедливости, равенства и борьбы за права трудящихся остаются важными и в современном обществе [7].
В период после распада Советского Союза на первый план вышла концепция защиты прав и свобод гражданина. Этот подход основывается на теории естественного права и отличается от коллективной защиты прав в период СССР. Многие решения, которые приняты в России, получили признание у зарубежных ученых, так как эти решения учитывают конфликты между индивидуальными и коллективными правами. В этот период появилось и третье поколение правозащитников, которые занимаются защитой прав отдельных граждан. Один из важнейших документов этого периода — Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР в 1991 году по предложению Президента [8]. Согласно этой декларации, в России признают приоритет общепризнанных международных норм в области прав человека, а не внутреннего законодательства. Национальный перечень прав и свобод, закрепленных в Российской декларации, включает больше прав, чем в Всеобщей декларации прав человека. В Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью и описаны во второй главе. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина основан же на теории естественного права.
В России абсолютные права и свободы являются основой конституционно-правового статуса человека, но их реализация и соблюдение могут зависеть от граждан, общества и государства. Недостаточная правовая грамотность граждан может привести к нарушению прав человека и гражданина.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать о необходимости разработки конституционно-правового механизма для защиты абсолютных прав и свобод человека и гражданина.
Также следует отметить, что некоторые специалисты признают идентичность понятий «защита прав человека» и «защищенность правозащитных организаций», но все же выделяют различия между защитой и ущемлением прав человека.
Николай Васильевич Витрук и Леонид Дмитриевич Воеводин высказывали свою точку зрения на идентичность охраны и покровительства, утверждая, что обе эти концепции содержат элементы защиты. Однако, они отмечают, что разница между защитой и нарушением прав человека все же имеется [9].
Василий Александрович Лебедев писал, что: «при кажущемся совпадении понятий защиты и покровительства, при тесной взаимозависимости и взаимосвязи между собой они все же имеют свои особенности, позволяющие их различать» [10, с.84].
Владимир Дмитриевич Ардашкин рассматривает защиту как принуждение, осуществляемое государственными органами.
Н. В. Витрук и В. А. Лебедев не согласны с тем, что в данном случае негосударственная форма принуждения — самозащита прав не включена в механизм защиты.
Они считают, что правовые средства защиты прав человека должны быть ненасильственными [11].
Эксперты подчеркивают, что самозащиту прав можно считать эффективной формой противодействия нарушениям.
Однако она не является признанным государством механизмом защиты прав человека.
Негосударственные формы принуждения могут иногда привести к нарушению закона и прав человека.
Ненасильственные правовые средства о защите прав человека включают в себя жалобы и обращения в суды и международные инстанции.
Таким образом, правовой механизм защиты прав человека должен включать в себя все возможные способы защиты, но при этом они должны быть совместимы с законом и уважением к правам других людей.
Для успешной защиты прав человека необходимо осознание того, что многие нарушения человеческих прав совершаются с участием государственных органов.
Однако самозащита прав — это не единственная доступная альтернатива.
Важно использовать все имеющиеся правовые средства, чтобы обеспечить не только свою личную защиту, но и защиту прав всех людей независимо от их социального статуса или расы.
Карим Кадырович Гасанов указывает на то, что конституционно-правовая защита возникла вместе с основными правами человека и является неотъемлемой их частью.
Конституционно-правовая защита имеет целью обеспечить уважение основных прав человека и защитить его от правонарушений.
Основными формами конституционно-правовой защиты прав человека являются прямое действие норм конституции и механизмы органов государственной власти для предотвращения нарушений прав.
Конституционно-правовые средства принудительного характера, такие как правоохранительные органы и суды, используются в качестве последнего средства защиты прав человека при невозможности использования иных методов.
Организации по защите прав человека и группы, которые фокусируются на защите прав на местном, национальном и международном уровнях, играют важную роль в конституционно-правовой защите прав человека [12].
Однако, такой подход упускает из вида опцию ненасильственного способа защиты, которым является добровольное устранение нарушений и возмещение причиненного ущерба. Таким образом, защита и охрана абсолютных прав и свобод связаны с их принадлежностью к абсолютным правам и свободам. В процессе защиты могут использоваться как принудительные, так и ненасильственные юридические средства. Однако, добровольное устранение нарушения самим нарушителем или уполномоченным лицом остается единственным ненасильственным способом защиты абсолютных прав и свобод человека и гражданина. Защита абсолютных прав и свобод зависит от их состояния и наличия попыток нарушения, и действует механизм безопасности либо механизм защиты, соответственно. Реализация защиты абсолютных прав и свобод требует наличия специального механизма, представляющего собой сложное социальное и правовое явление. Понятие «механизм» широко используется в юридической науке и представляет собой систему взаимосвязанных элементов, обеспечивающих реальное применение правовых норм, включая абсолютные права и свободы, как динамическую систему. В. А. Лебедев определил механизм как «совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих определенную динамическую систему» [10, с.78].
Однако, данная структура не включает все общие условия, которые необходимы для правильного функционирования механизма защиты абсолютных прав и свобод человека и гражданина. В своей работе, Александр Анатольевич Уваров выделяет конституционные принципы, которые обеспечивают развитие, достойное и благоприятное существование личности, а также нормативно-правовую базу, которая определяет статус субъектов, ответственных за защиту прав и свобод человека. Механизм защиты прав и свобод человека может быть разделен на общий универсальный механизм и специализированные механизмы, которые ориентированы на отдельные группы граждан. Субъекты публичного права, такие как Президент Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации и Европейский суд по правам человека, обладают универсальными полномочиями в области защиты прав граждан. В качестве специализированных механизмов защиты прав и свобод человека определены Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации, депутатские комитеты, посвященные делам женщин, молодежи, инвалидов и другие специализированные общественные формирования, а также региональные комиссии по делам о помиловании [13].
Подобный подход не разделяет охрану и покровительство на отдельные компоненты механизма, но вместо этого варьирует сам механизм в зависимости от того, кто осуществляет охрану или протекторат. Мнение, согласно которому каждый правозащитный механизм включает в себя нормативные, институциональные и инструментальные компоненты, наиболее подходит для конституционно-правового механизма защиты абсолютных прав и свобод человека и гражданина [14].
Нормативные положения о защите абсолютных прав и свобод установлены в правовых актах. На национальном уровне они определены в нормах конституции, законодательства Российской Федерации и её субъектов. На международном уровне эти положения закреплены в общепризнанных принципах и международных договорах. Как уже было сказано выше, один из способов защитить свои абсолютные права и свободы — это «самозащита». Каждый человек имеет право на самозащиту, если методы не противоречат закону. Конституционно гарантированное право на самозащиту обеспечивает защиту конституционных прав и свобод, как отмечает В. А. Лебедев [10, с.94].
Положения о самостоятельной защите человеком абсолютных прав и свобод не включены в Конституцию Российской Федерации. Однако, запрет на нарушение прав и свобод других лиц, как описано в статье 17 Конституции, защищает абсолютные права и свободы. Важно, чтобы люди имели правовое понимание абсолютных прав и свобод, чтобы убедиться, что они не нарушают прав других людей при их реализации. Люди должны избегать злоупотреблений своими правами и свободами и не искать области, которые не регулируются законом. Вместо этого, они должны использовать верные методы осуществления прав и свобод, которые не нарушают их и не нарушают прав других людей. Граждане могут содействовать в предотвращении противоправного поведения [15].
Существует система государственных органов, которые защищают абсолютные права и свободы граждан. Эти органы наделены конституционно-правовыми нормами и полномочиями, позволяющими им выполнять свои обязанности.
Государственная форма защиты прав и свобод человека существенна для поддержания законности и уважения к правам каждого гражданина, поскольку государственные органы имеют право и возможность применять принуждение «с целью привлечения к ответственности лиц, ответственных за нарушение индивидуальных прав и свобод» [10, с.107–108].
Государственные органы имеют исключительную компетенцию в устранении нарушений абсолютных прав и свобод, а также в доступе к информации ограниченного доступа. Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции и защитником прав и свобод человека и гражданина. Он обязан гарантировать конституционные права граждан и следить за ситуацией в государстве с правами и свободами. Государственные органы должны предупреждать нарушения абсолютных прав и свобод, мониторить их состояние, а также принимать законодательные инициативы по вопросам прав и свобод [10, с.115–116]. Положения об уважении и защите прав и свобод человека и гражданина содержатся в присяге Президента Российской Федерации.
В Российской Федерации высшие должностные лица в каждом субъекте являются гарантами защиты прав и свобод на территории. Охрана абсолютных прав и свобод является обязанностью государственных органов законодательной и исполнительной власти, которые образуют двухуровневую систему государственной власти. Регулирование прав и свобод людей является исключительной властью Российской Федерации, однако защита их прав, включая абсолютные, осуществляется совместно с субъектами Российской Федерации. Федеральное Собрание России является частью механизма защиты абсолютных прав и свобод граждан, и его формирование и деятельность определены Конституцией и федеральным законодательством [16, 17, 18].
В составе органов исполнительной власти существует система федеральных контрольно-надзорных органов, задача которых заключается в защите прав и свобод граждан. Они осуществляют контроль и надзор над соблюдением закона всеми органами власти, юридическими лицами и гражданами в целях предупреждения и пресечения нарушений. Контрольно-надзорные органы подчиняются либо президенту (к примеру, Федеральная служба безопасности), либо правительству (к примеру, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей Защита прав и общественное благосостояние). Они имеют полномочия в отношении абсолютных прав и свобод человека и гражданина, включая лицензирование деятельности, регистрацию актов, документов, прав, объектов и публикацию нормативных и индивидуальных правовых актов. Кроме того, контрольно-надзорные органы отвечают за управление государственным имуществом и предоставление государственных услуг. Мониторинг эффективности государственного и муниципального контроля направлен на поддержание законности [20].
Также считаю нужным упомянуть, что в России функционирует судебная система, которая занимается защитой абсолютных прав и свобод человека и гражданина. Эта система деполитизирована и работает на профессиональной основе. Суды первой инстанции рассматривают все виды дел, включая гражданские споры, уголовные, административные и арбитражные. Кроме того, суды рассматривают жалобы граждан и представления прокуратуры в различных порядках. Но защита абсолютных прав и свобод не единственная задача судебной системы, она также занимается их охраной. Конституционный суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в России и занимается защитой основных прав и свобод человека и гражданина. Он осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства, и его работа регулируется соответствующим федеральным законом [21].
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации выполняет свою роль в поддержке и защите конституционных прав и свобод граждан от ошибочных судебных решений и неподходящих нормативных актов. Кроме того, решения Конституционного Суда РФ имеют высокую юридическую силу и обладают важным ориентиром для судебной практики и законодательной деятельности в России [10, с.165].
Полномочия Конституционного Суда России включают в себя рассмотрение дел о соответствии законов и нормативных актов Конституции РФ и конституций субъектов РФ, связанных с абсолютными правами и свободами. Кроме того, Суд имеет полномочия по интерпретации положений Конституции и проверке соответствия законопроектов и законов Конституции. Основными функциями Верховного Суда РФ является осуществление судебной власти в рамках гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Защита прав и свобод человека и гражданина является принципом работы судебной власти. Верховный Суд также наделяется правом изучения и обобщения судебной практики и публикации судебных актов [22].
Необходимо упомянуть и Общественную палату Российской Федерации — сравнительно новый элемент механизма защиты абсолютных прав и свобод, деятельность которого основана на принципе добровольного участия граждан и организаций. Общественная палата занимается согласованием интересов государства и общества, включая защиту прав и свобод граждан и поощрение их активности. Орган местного самоуправления является негосударственной формой защиты прав и свобод населения на территориях муниципальных образований. Он не является частью системы государственной власти и обладает полномочиями, необходимыми для защиты и оберегания прав и свобод населения. Абсолютные права и свободы человека требуют повышенной правовой защиты и ответственности должностных лиц. Защита возможна до момента нарушения или попытки нарушения права или свободы, а также до их изменения. После нарушения или попытки нарушения права или свободы начинается процесс восстановления их состояния, который должен быть осуществлен до окончательного восстановления абсолютных прав и свобод.
Подводя же итог вышесказанному, можно утверждать, что выделение абсолютных прав и свобод подразумевает необходимость их конституционно-правовой защиты.
Конституционно-правовой механизм защиты абсолютных прав и свобод включает в себя систему нормативных, институциональных и инструментальных компонентов, которые гарантируют их невозможность ограничения. Международно-правовая защита также важна, но является дополнительной для российского конституционно-правового механизма.
Литература:
- Адилова С. Н. Конституционно-правовые основы обеспечения личных (гражданских) прав человека и гражданина (на примере Кыргызской Республики): дис. канд. юрид. наук. — Москва, 2008. — С. 73.
- Чиркин В. Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. — № 2. — С. 5–13.
- Покровский И. А. Лекции по истории римского права. Изд. 4-е — М., 2015. — С. 13, 15, 32.
- Земцов Б. Н. Права человека в России (история и теория) / Права человека: теория, история, практика. Сборник научных трудов, посвященный 65-летию Всеобщей декларации прав человека. Под общ. ред. Е. М. Павленко. — Волгоград, 2014. — С. 6–16.
- Гессен В. М. О неприкосновенности личности. — СПб., 1908. — С. 5.
- Ратнер Л. И. Вступительная статья к книге Пашуканиса Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. — М., 1980. — С. 6–8.
- Алексеев С. С. Основы теории государства и права. — М., 1969. — С. 70.
- Все о правах человека: сборник нормативных актов. — М., 2017. — С. 8.
- Витрук Н. В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан // Конституционный статус личности в СССР. — М., 1980. — С. 195–196; Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие. — М., 1997. — С. 294.
- Лебедев В. А. Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России: концепция, ограничения, механизм охраны и защиты: монография. — М., 2016.
- Ардашкин В. Д. Правоохранительный механизм: понятие, научный инструментарий // Охранительный механизм в правовой системе социализма: Мезвуз. Сб. / под ред. Н. В. Витрука — Красноярск, 1989. — С. 8–26.
- Гасанов К. К. Основные права человека (свойства и конституционный механизм защиты): Дис. д-ра юрид. наук. — М., 2004. — С. 199–200, 224.
- Уваров А. А. Конституционно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека // Правовые науки. — 2010. — № 4 (28). — С. 291–295.
- Права человека: учебное пособие / Н. Н. Карпов, Ю. В. Нечипас, А. А. Опалева [и др.]; под. ред. И. В. Гончарова; Университет прокуратуры Российской Федерации. — М., 2020. — С. 91.
- Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 27 июня 2016 г. — № 26 (часть I). — Ст. 3851.
- Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 04.06.2021) // СЗ РФ. — 24 февраля 2014 г. — № 8. — Ст. 740;
- Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 22.12.2020) // СЗ РФ. — 9 мая 1994 г. — № 2. — Ст. 74;
- Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. — 10 декабря 2012 г. — 50 (часть 4). — Ст. 6952;
- Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. — 13 мая 2013 г. — № 19. — Ст. 2304.
- Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» (ред. от 31.10.2019) // СЗ РФ. — 12 апреля 2010 г. — № 15. — Ст. 1807.
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 09.11.2020) // СЗ РФ. — 25 июля 1994 г. — № 13. — Ст. 1447.
- Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (ред. от 05.12.2017) // СЗ РФ. — 11 апреля 2005 г. — № 15. — Ст. 1277.