Потенциал российских функциональных рыбных продуктов на рынке Китая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Потенциал российских функциональных рыбных продуктов на рынке Китая / М. Д. Кашинов, Д. М. Кашинов, Б. Н. Спридзгаль [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 251-255. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82299/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье рассматриваются практические аспекты повышения объемов и совершенствования структуры продаж отечественных рыбных продуктов на рынке Китайской Народной Республики в условиях реализации в России программ поддержки несырьевого экспорта и расширения торговых взаимоотношений между РФ и КНР. Рассмотрены пути повышения объемов поставок в КНР, как основную на сегодняшний день страну-экспортер морепродуктов РФ, за счет расширения сегмента функциональных рыбных продуктов питания.

Ключевые слова: Россия, Китай, функциональные рыбные продукты питания, морепродукты, экспорт.

В постпандемийной мировой экономике возникают новые задачи и пути их реализации во всех сегментах экономики, в т. ч. и в экспорте продовольствия [1]. Реализуемые в России с 2014 года ускоренные программы импортозамещения и экспортоориентирования продукции агропромышленного комплекса позволили за прошедшие 7 лет добиться значительного улучшения соотношения экспорта и импорта продовольственной продукции (рис. 1). Однако запаздывание реакции на новые вызовы изменившегося мира может свести на нет полученные в ходе реализации данных программ положительные результаты [2]. На текущем этапе одним из путей развития данного направления может стать производство и продвижение инновационной продовольственной продукции — функциональных рыбных продуктов питания [3–5].

Экспорт-импорт продовольственной продукции РФ в 2007–2019 гг., в млн. $ [6]

Рис. 1. Экспорт-импорт продовольственной продукции РФ в 2007–2019 гг., в млн. $ [6]

В период 2014–2021 гг. темпы роста сектора АПК постоянно превышали темпы роста других экономических секторов РФ. Результатом ускоренного развития АПК по итогам 2020 г. стало (впервые в современной отечественной истории) превышение объемов экспортных поставок продовольственной продукции по отношению к импорту в долларовом эквиваленте [7].

В целях закрепления и расширения области использования достигнутых результатов, в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2018г. № 204 в разделе «Международная кооперация и экспорт» сформулирована задача повышения к 2025 г. объемов экспорта товаров несырьевого неэнергетического секторов с 150 млрд$ до 250 млрд.$. При этом ежегодный прирост экспорта продовольствия должен составить почти 10 % [8].

Анализ распределения долей государств в объемах экспорта отечественного продовольствия, представленного на рис. 2, позволяет выделить основные страны, на которых необходимо сосредоточить основные усилия в наращивании объемов экспортных поставок. Данные приведены по состоянию на середину 2018 г. [6].

Страны-импортеры продовольственной продукции в 2018 г.

Рис. 2. Страны-импортеры продовольственной продукции в 2018 г.

Несмотря на введение в рассматриваемых странах ряда антиковидных ограничений, сформировавшиеся к 2018 г. тенденции не претерпели существенного изменения в последующие годы. В 2020 г. экспорт продовольствия из России достиг почти достиг 31 млрд.$ и превысил на 20 % показатели 2019 г. Зафиксированные темпы прироста объемов экспорта российского продовольствия на сегодняшний день превышают целевые показатели, приведенные в Указе Президента РФ от 07.05.2018г. № 204.

В течение последних нескольких лет наибольшая доля экспорта отечественного продовольствия остается за КНР, на которую приходится 13 % от общего объема продаж или почти 4 млрд.$. В 2020 г. впервые к продовольственным группам-лидерам по объемам поставок (зерну, масложировой продукции) присоединилась мясная продукция. Резкое увеличение объемов поставок мяса (прирост экспортных продаж составил более 50 %) обусловлено открытием рынка КНР для российской продукции.

Необходимо отметить, что заметное увеличение доли КНР в экспорте отечественного продовольствия возникло в только последнее пятилетие. В 2013 г. Китай являлся лишь четвертым игроком в перечне крупнейших экспортеров продовольствия из России, а в 2014 г. опускался на пятое. Значительный рост объемов экспорта начался в 2015 г., что позволило КНР переместиться сначала на второе, а с 2016 г. и по настоящее время на первое место [9]. Рост объемов экспорта в КНР за период 2014–2018 гг. представлен на рис. 3.

Экспорт продовольствия России в КНР в 2014–2018 гг., в млрд. $ [6]

Рис. 3. Экспорт продовольствия России в КНР в 2014–2018 гг., в млрд. $ [6]

Как видно из общей характеристики структуры экспорта продовольствия в Китай (рис.4), динамика продаж за этот промежуток времени характеризуется значительной неравномерностью.

Экспорт продовольствия в Китай 2014 и 2018 гг., по группам продуктов, в млн.$ [6]

Рис. 4. Экспорт продовольствия в Китай 2014 и 2018 гг., по группам продуктов, в млн.$ [6]

Если по основному экспортному продукту (мороженой рыбе) в период с 2014 по 2018 гг. произошло лишь определенное увеличение объемов продаж, то объемы продаж моллюсков увеличились в разы, а ракообразных — на порядок.

В период пандемии возникли значительные трудности с экспортными поставками морепродуктов в Китай из-за выявления следов коронавируса на упаковке данного вида продукции. Данные трудности не преодолены в полной мере до сих пор. Для сравнения, в целом экспорт пищевой и сельскохозяйственной продукции из РФ в КНР в I квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2021 г. увеличился более чем на 50 %. В то же время объемы продаж морепродуктов (ракообразные и мороженая рыба) впервые за последние годы оказались существенно ниже объемов продаж сои, подсолнечного и рапсового масел (соответственно 163 млн$ против 441 млн$). Общий объем поставок мороженной рыбы в 1 квартале 2021 года относительно 1 квартала 2020 года снизился в 5 раз.

Исправление сложившейся неблагоприятной ситуации путем оперативной переориентации поставок рыбы на другие внешние рынки невозможна. Это объясняется как небольшой долей рыбы в потребительской корзине населения других стран (за исключением Республики Корея и Японии), так и иными причинами, в т. ч. юридического характера [10–11].

Переориентировать значительные объемы продукции на внутренний рынок также затруднительно в силу отсутствия в настоящее время в России достаточных для этого рыбоперерабатывающих производственных мощностей [12]. В целом на фоне масштабных успехов АПК нашей страны 2020 год и I квартал 2021 г. для функционирования рыбной отрасли России можно охарактеризовать провальные.

Очевидно, что по мере преодоления последствий пандемии рост объемов поставок морепродуктов в Китай будет восстанавливаться до уровня прежних показателей. Однако для предупреждения возникновения подобного рода провалов в объемах поставок, весьма актуальной становится трансформация отечественной отрасли морепродуктов в сторону не только увеличения объемов, но и расширения ассортимента. Ведущие специалисты отрасли предлагают достаточно простые и опробованные на практике решения (например, массовое строительство классических рыбоперерабатывающих заводов), которые при квалифицированном менеджменте должны выйти на точку безубыточности менее чем за 10 лет.

По мнению авторов настоящего исследования, альтернативным или дополняющим решением может стать создание линий для производства инновационной продукции, обогащенной продуктами глубокой переработки дикой рыбы и морепродуктов и интеграция их в имеющиеся рыбоперерабатывающие мощности [15]. Примером может служить пилотное производство такого рода продукции на Подольском рыбокомбинате [14]. Данная продукция относится к сегменту функционального питания.

Реализация такого рода проектов позволит выйти на рынок с новой продукцией с высокой добавленной стоимостью, а также (что немаловажно в ситуациях, подобных нынешней, вызванной коронавирусной пандемией) существенно снизить риски резких колебаний спроса на продукцию классических рыбоперерабатывающих заводов, причем как на внутреннем, так и на внешних рынках.

В постпандемийном мире сохраняется существенный потенциал роста экспорта отечественного продовольствия в Китай. Так, если в 2020 году Российской Федерации удалось выйти на показатели поставок продовольствия в Китай в 4 млрд$, то совокупная реализация стран ЕС аналогичной продукции в Китае составляла 10 млрд$.

Вне зависимости от результата «торговых войн» США, Австралии и других стран с Китаем, в настоящее время сохраняется существенный потенциал роста экспорта отечественной рыбной продукции в Китай. Во многом этот потенциал связан с ускоренной урбанизацией и со стремительным приростом количества обеспеченного городского населения в КНР. В этих условиях приоритетной задачей становится внедрение новых технологий, которые позволяют реализовать складывающиеся возможности [16].

Программы финансовой поддержки экспорта всей пищевой продукции государством несомненно является важным пунктом продолжения программы ускоренного развития сектора АПК в Российской Федерации. Однако, по мнению авторов настоящего исследования, в рамках такого рода программ приоритетной становится поддержка проектов производства инновационной продовольственной продукции, в частности функциональных рыбных продуктов.

Проведенные маркетинговые исследования ведущими специалистами отрасли, а также авторами настоящей публикации, показывают, что высокомаржинальные функциональные рыбные продукты питания (морепродукты) из России имеют первостепенное значение для продаж среди обеспеченного среднего класса Китайской Народной Республикой.

Реализация существующего потенциала отечественной промышленностью хотя бы на треть позволит превысить показатели планов в области экспорта рыбной продукции, приведенные в разделе «Международная кооперация и экспорт» Указа Президента РФ от 07.05.2018г. № 204, а также усилить конкурентоспособность национальной экономики.

Литература:

  1. Баутин В. М., Липченко Е. А. Структурные инвестиции и возможности экспортного потенциала аграрной экономики России// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2021. № 3. С. 2–8.
  2. Варнавский В. Г. Глобализация и структурные сдвиги в мировом производстве// Мировая экономика и международные отношения. 2019. № 63(1). с. 25–33.
  3. Рязанцева К. А., Коростелева М. М. Рынок функциональных продуктов, обогащенных сывороточными ингредиентами// Молочная промышленность. 2021. № 1. С. 30–33.
  4. Васильева Л. М. Проблемы и перспективы развития аквакультуры в Российской Федерации// Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания. 2015. № 1. с. 18–23.
  5. Дворянинова О. П., Соколов А. В., Черкесов А. З. Сырьевая база водных биоресурсов как фактор обеспечения продовольственной безопасности страны// Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания. 2015. № 2 (6). с. 22–29.
  6. Гоненко, И. (03.05.2019) Экспорт сельхозпродукции в Китай может достигнуть $4 млрд. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/news/31682-eksport-selkhozproduktsii-v-kitay-mozhet-dostignut-4-mlrd/
  7. Мазлоев В. З., Хайруллина О. И. Аграрный экспорт России и Китая: аспекты взаимной торговли и регулирования// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2021. № 1. С. 8–15.
  8. Овчарова Н. И., Лейпи А. Р., Скляренко С. А. Экономическая безопасность государства: современное состояние и перспективы укрепления, посредством регулирования стратегически важных пищевых продуктов// Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2019. № 3. с. 19.
  9. Жевора С. В., Тульчеев В. В., Гордиенко Н. Н. Стратегические направления развития интеграционных процессов в АПК России в условиях глобализации// АПК: Экономика, управление. 2018. № 12. с. 13–24.
  10. Шеламова Н. А., Черкасова О. В. Проблемы и перспективы развития торговли сельскохозяйственной продукцией между Россией и Китаем// АПК: Экономика, управление, 2019, № 1, с. 76–87.
  11. Игнатова Т. А., Родина Т. В., Подкорытова А. В. Биотехнологическая конверсия отходов от разделки краба paralithodes camtschaticus при получении кормовой добавки с хитином// Вестник биотехнологии и физико-химической биологии им. Ю. А. Овчинникова. 2015. Т. 11. № 1. с. 20–27.
  12. Мезенова О. Я., Мезенова Н. Ю., Байдалинова Л. С., Йорг-томас М., Хелинг А. Биотехнология гейнеров для спортивного питания на основе активных пептидов рыбной чешуи// Вестник биотехнологии и физико-химической биологии им. Ю. А. Овчинникова. 2014. Т. 10. № 1. с. 20–24.
  13. Пивненко Т. Н., Задорожный П. А., Зарубкина В. А., Иванушко Л. А. Распределение, свойства и перспективы использования азотистых и углеводных соединений различных тканей дальневосточных асцидий// Вестник биотехнологии и физико-химической биологии им. Ю. А. Овчинникова. 2014. Т. 10. № 1. с. 29–37.
  14. Артемова А. Г. Технология получения жира пищевого из голов лососевых рыб ферментативным способом// Вестник биотехнологии и физико-химической биологии им. Ю. А. Овчинникова. 2013. Т. 9. № 2. с. 9–16.
  15. Никифоров Е. Л., Юровский В. В. Инновационные биотехнологии в рыбоперерабатывающей отрасли// Fishnews — Новости рыболовства. 2014, № 1 (34) с.52–55.
  16. Чжао Линлин. Как прокормить нацию: аграрные инновации Китая/ СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2017. — 147 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, КНР, Россия, отечественное продовольствие, продовольственная продукция, экспорт продовольствия, инновационная продовольственная продукция, Китайская Народная Республика, Международная кооперация, Российская Федерация.


Ключевые слова

Россия, экспорт, Китай, функциональные рыбные продукты питания, морепродукты

Похожие статьи

Методы (методика) расширения рынков сбыта в условиях экономических санкций

Статья посвящена разработке методики по расширению рынка сбыта в условиях экономических санкций. Проведен анализ потенциала рынка сбыта и определены методы его расширения. Показана возможность роста международного сотрудничества в рамках производства...

Тенденции развития рынка продовольственных товаров в приграничном регионе на примере Калининградской области

В статье рассмотрены основные тенденции развития рынка продовольственных товаров в Калининградской области в условиях санкционной политики – введения экономических санкций против России и российских контрсанкций. Представлен анализ динамики за 2011-2...

Анализ влияния санкционных ограничений и политики импортозамещения на стратегию развития компаний — поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники

В статье проведена оценка угроз деятельности компаний поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники связанных с действием санкционных ограничений на поставку оборудования и передачу технологий для предприятий России со стор...

Стратегии проникновения иностранных компаний на фармацевтический рынок Российской Федерации

В статье рассмотрены основные стратегии проникновения иностранных фармацевтических компаний на российский рынок. Анализ деятельности лидеров мировой фармацевтической индустрии в России актуален, так до 75 % лекарственных препаратов в стоимостном выра...

Экономические риски в нефтегазовом секторе на примере взаимоотношений России и Китая

В статье рассмотрены экономические риски во взаимоотношениях Китая и России в сфере нефтегазового комплекса. Стимулом к развитию этих отношений, которые являются перспективными для обеих стран, стали торговое противостояние США и Китая и введение ант...

Настоящее и будущее российского СПГ на мировом рынке

Мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) в последние годы демонстрирует ускоренное развитие. Стремясь расширить на нем свое присутствие, Россия планирует значительно нарастить мощности по сжижению природного газа, реализовав ряд крупных экспорт...

Развитие конкурентоспособности казахстанских сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализации

В данной статье рассмотрено развитие конкурентоспособности казахстанских сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализации. Статья посвящена проблемам развития конкурентоспособности сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализа...

Перспективы и совершенствование регулирования развития государственно-частного партнерства в странах Центральной Азии

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является важным инструментом для экономического развития в странах Центральной Азии, таких как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. В статье рассматриваются примеры успешных проектов в области тран...

Программы партнёрских отношений между авиакомпанией и турпредприятием

Актуальность темы статьи обусловлена ростом популярности и востребованности авиатуров, что связано со значительным снижением стоимости авиаперевозок после выхода на российский и международные рынки авиакомпаний лоукостеров, а также увеличения объема ...

Развитие внешнеторговой деятельности регионов как инструмент повышения национальной экономической безопасности страны (на примере Челябинской области)

В статье отмечена актуальность исследований внешнеторговой деятельности регионов в контексте повышения национальной экономической безопасности Российской Федерации посредством ее регулирования. На основе анализа ряда отраслей Челябинской области и кл...

Похожие статьи

Методы (методика) расширения рынков сбыта в условиях экономических санкций

Статья посвящена разработке методики по расширению рынка сбыта в условиях экономических санкций. Проведен анализ потенциала рынка сбыта и определены методы его расширения. Показана возможность роста международного сотрудничества в рамках производства...

Тенденции развития рынка продовольственных товаров в приграничном регионе на примере Калининградской области

В статье рассмотрены основные тенденции развития рынка продовольственных товаров в Калининградской области в условиях санкционной политики – введения экономических санкций против России и российских контрсанкций. Представлен анализ динамики за 2011-2...

Анализ влияния санкционных ограничений и политики импортозамещения на стратегию развития компаний — поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники

В статье проведена оценка угроз деятельности компаний поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники связанных с действием санкционных ограничений на поставку оборудования и передачу технологий для предприятий России со стор...

Стратегии проникновения иностранных компаний на фармацевтический рынок Российской Федерации

В статье рассмотрены основные стратегии проникновения иностранных фармацевтических компаний на российский рынок. Анализ деятельности лидеров мировой фармацевтической индустрии в России актуален, так до 75 % лекарственных препаратов в стоимостном выра...

Экономические риски в нефтегазовом секторе на примере взаимоотношений России и Китая

В статье рассмотрены экономические риски во взаимоотношениях Китая и России в сфере нефтегазового комплекса. Стимулом к развитию этих отношений, которые являются перспективными для обеих стран, стали торговое противостояние США и Китая и введение ант...

Настоящее и будущее российского СПГ на мировом рынке

Мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) в последние годы демонстрирует ускоренное развитие. Стремясь расширить на нем свое присутствие, Россия планирует значительно нарастить мощности по сжижению природного газа, реализовав ряд крупных экспорт...

Развитие конкурентоспособности казахстанских сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализации

В данной статье рассмотрено развитие конкурентоспособности казахстанских сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализации. Статья посвящена проблемам развития конкурентоспособности сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализа...

Перспективы и совершенствование регулирования развития государственно-частного партнерства в странах Центральной Азии

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является важным инструментом для экономического развития в странах Центральной Азии, таких как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. В статье рассматриваются примеры успешных проектов в области тран...

Программы партнёрских отношений между авиакомпанией и турпредприятием

Актуальность темы статьи обусловлена ростом популярности и востребованности авиатуров, что связано со значительным снижением стоимости авиаперевозок после выхода на российский и международные рынки авиакомпаний лоукостеров, а также увеличения объема ...

Развитие внешнеторговой деятельности регионов как инструмент повышения национальной экономической безопасности страны (на примере Челябинской области)

В статье отмечена актуальность исследований внешнеторговой деятельности регионов в контексте повышения национальной экономической безопасности Российской Федерации посредством ее регулирования. На основе анализа ряда отраслей Челябинской области и кл...

Задать вопрос