Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 10.06.2021

Статья просмотрена: 2432 раза

Библиографическое описание:

Митюн, М. А. Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации / М. А. Митюн. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 340-342. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82218/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются особенности преподавания иностранного языка с помощью информационно-коммуникационных и цифровых технологий.

Ключевые слова: иностранный язык, цифровые технологии, цифровизация, информационно-коммуникативные технологии, обучение, онлайн урок, интерактивные упражнения, онлайн-платформа, интерактивная доска.

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, включая и такую сферу, как изучение иностранных языков. Информационные технологии и цифровые инструменты в преподавании иностранных языков становятся все более значимыми и широко используемыми в образовании во всем мире, включая Россию. При этом цифровизация сама по себе не является методическим подходом, а лишь способна помочь в реализации существующих методов и, при необходимости, предложить новые виды деятельности в рамках этих методов.

Современные информационно-коммуникационные и цифровые технологии позволяют объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение. На основе цифровых технологий создаются мощные инновационные средства накопления, представления и передачи знаний, а также средства обучения.

Считается, что цифровые технологии являются теми самыми инструментами, которые помогают обучающимся и преподавателям развивать учебные возможности, реформировать организацию занятий, обеспечивать поддержку любых учебно-методических ресурсов как в классе, так и вне его.

При подготовке к занятиям и на самих занятиях преподаватель широко может применять такое многообразие ресурсов интернета, как: электронная почта, онлайн доска, видеоконференции, интерактивные видео, задания в Moodle, вебинары и многое другое.

Большую роль в процессе обучения иностранному языку играют онлайн-платформы, позволяющие разнообразить уроки, сделать их более яркими, интересными, запоминающимися, в то же время существенно облегчая работу учителю. Например, такие онлайн-платформы, как Quizziz, Kahoot!, Quizlet, Learnis и другие. С помощью этих сервисов можно создавать тесты и викторины по различным темам программы, организовывать интеллектуальные игры и экспресс-опросы учащихся на уроке, предлагать тесты в качестве домашнего задания. Можно отслеживать работу каждого студента и получать полную картину работы группы, а также экспортировать полученные данные в таблицу Excel. При желании преподаватели могут воспользоваться не только своими тестами, но использовать готовые из библиотеки.

Quizlet — считается ведущем бесплатным приложением для изучения иностранной лексики языков, а качественно сформированные лексические навыки, являющиеся важным компонентом содержания обучения иностранному языку — одно из условий успешного общения на иностранном языке. На данных сайтах представлен большой объем актуальных учебных материалов, которые всегда находятся под рукой, как у учителя, так и у ученика, нужно лишь только иметь выход в Интернет.

Важнейшими помощниками обучающихся и педагогов при изучении иностранных языков являются презентации (MS Power Point, Prezi, Google Slides, Flowboard), позволяющие наглядно и доступно скомпоновать и представить материал по той или иной теме.

Сегодня зарубежными и российскими издательскими компаниями активно разрабатываются электронные учебники, достоинством которых, являются их мобильность, доступность и быстрота работы в них в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий по всему миру, а так же возможность выбрать не только соответствующий языковой уровень, но и уровень владения информацией по определенному научному аспекту интереса обучаемого.Одним из преимуществ внедрения электронных учебников является обновление их содержания. Посредством электронных учебников становится возможным осуществлять контроль знаний в виде компьютерного тестирования.

Одним из важных аспектов изучения иностранного языка является умение применять в своей практике электронные словари онлайн, которые также направлены на демонстрацию и закрепление языковых умений с целью поиска необходимой информации, а также отработку фонетического навыка обучаемого, так как словари имеют звуковое сопровождение для отработки произношения.

На дистанционных занятиях можно успешно применять виртуальные доски, например, Miro, Scribblar, Jamboard и другие. Их использование может решать самые разнообразные задачи: совместно выполнять упражнения и видеть действия друг друга, показывать стрелкой то место, на которое стоит обратить внимание, делать пометки, клеить стикеры, рисовать. На многие доски можно прикреплять ссылки, видео, картинки, таймер, их можно сохранить в виде картинок и использовать повторно, что не работает с обычной школьной доской. Таким образом, виртуальная доска по своей сути похожа на привычную нам реальную доску, но дополнительно открывает еще ряд возможностей, у каждой платформы они свои.

Следует отметить и такой инструмент, как LearningApps — полностью бесплатный онлайн-сервис, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний по грамматическим и лексическим темам программы.

Для организации обратной связи можно применять Mentimeter — простой и доступный в освоении инструмент голосования, обеспечивающий мгновенную обратную связь от аудитории. Его удобно использовать для опроса студентов в режиме реального времени, поскольку он доступен на мобильных устройствах. Онлайн-опрос может включать серию вопросов с разными типами ответов: множественный выбор (один или несколько из нескольких); открытый ответ; оценка по шкале; ранжирование ответов в пределах 100 %; ввод ответа в виде точки на плоской координатной плоскости.

В настоящее время существует большое количество различных учебных платформ для дистанционного обучения, например, Moodle, которая ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях — обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени. Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» — активность студентов, время их учебной работы в сети. В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку позволяет существенно улучшить результаты учебного процесса, вскрывая резервы учебного процесса и личности обучающегося, расширяя дидактические возможности урока и значительно облегчая труд преподавателя.

Литература:

  1. Алексеева Н. А., Фисунов П. А. Организация процесса формирования познавательной активности студентов с использованием современных информационных и мобильных технологий // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований: сб. науч. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2019. С. 85–89.
  2. Бароненко Е. А., Скоробренко И. А. Роль современных информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II Междунар. науч. конф. Красноярск, 25–28 сентября 2018 г.: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. М. В. Носкова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. С. 41–45.
  3. Захарова М. В. Рациональное и эмоциональное в цифровизации преподавания английского языка в университетах // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 № 3, https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN320.pdf
  4. Померанцева Н. Г., Сырина Т. А. Интернет-платформы как способ интенсификации обучения иноязычной монологической речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. — № 12 (66). Ч.3. — C. 207–209. Режим доступа: www.gramota.net/materials/2/2016/12–3/57.html.
  5. Скоробренко И. А., Бароненко Е. А. Роль информационно-коммуникационных технологий в процессе языковой подготовки будущих учителей // Информатизация образования и методика электронного обучения: мат-лы III Междунар. науч. конф. Красноярск: Сибирский федеральный университет, Институт космических и информационных технологий, 2019. С. 310–315.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, преподаватель, реальное время, учебный процесс.


Похожие статьи

Преподаватель иностранного языка неязыкового вуза: вчера...

Список профессиональных умений преподавателя иностранного языка должен также включать в себя

Нарочная, Е.Б. Профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка в контексте новой образовательной политики / Преподаватель Высшей...

Ключевые аспекты обучения иностранному языку на...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при... иностранный язык, английский язык, учебный процесс, язык, коммуникативная направленность, метод проектов, лингафонный кабинет, ситуация общения, учебный материал, обучение.

иностранный язык, учебный процесс, учебный материал...

иностранный язык, дистанционное обучение, электронное обучение, процесс обучения, иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный процесс, преподаватель, учебный процесс, высшая школа, высшее...

Новые педагогические подходы к изучениям иностранного языка

Значимость изучения иностранного языка в настоящее время невозможно переоценить. Для работы учителя-практика в этом плане существуют неограниченные возможности для творческого поиска все новых и новых форм и методов активизации учебного процесса.

Роль личности преподавателя в процессе обучения...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная... Поэтому перед преподавателем в процессе обучения иностранному языку и добавляется задача формирования информационной. У студентов технических специальностей при обучении...

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

иностранный язык, студент, компьютер, программа, процесс обучения, английский язык, компьютерная обучающая программа, учебный процесс, вид работы, руководство преподавателя. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам.

английский язык, иностранный язык, учебный процесс...

иностранный язык, английский язык, Интернет, учебный процесс, использование ресурсов, традиционный метод обучения, Узбекистан, урок.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал...

иностранный язык, язык, учащийся, учебный процесс, русский...

иностранный язык, школьное образование, язык, коммуникативный подход, процесс обучения, современный учитель, формирование, ценностное

Создавая реальные ситуации на занятиях, преподаватель тем самым повышает интерес студентов к изучению языка и мотивирует их в...

Организация обучения иностранным языкам в вузе

иностранный язык, профессиональная деятельность, учебный процесс, факультативное

Как преподавателем иностранного языка XXI века, использующим современные подходы к

Обучение иностранным языкам является многокомпонентным процессом, включающим в.

Похожие статьи

Преподаватель иностранного языка неязыкового вуза: вчера...

Список профессиональных умений преподавателя иностранного языка должен также включать в себя

Нарочная, Е.Б. Профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка в контексте новой образовательной политики / Преподаватель Высшей...

Ключевые аспекты обучения иностранному языку на...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при... иностранный язык, английский язык, учебный процесс, язык, коммуникативная направленность, метод проектов, лингафонный кабинет, ситуация общения, учебный материал, обучение.

иностранный язык, учебный процесс, учебный материал...

иностранный язык, дистанционное обучение, электронное обучение, процесс обучения, иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный процесс, преподаватель, учебный процесс, высшая школа, высшее...

Новые педагогические подходы к изучениям иностранного языка

Значимость изучения иностранного языка в настоящее время невозможно переоценить. Для работы учителя-практика в этом плане существуют неограниченные возможности для творческого поиска все новых и новых форм и методов активизации учебного процесса.

Роль личности преподавателя в процессе обучения...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная... Поэтому перед преподавателем в процессе обучения иностранному языку и добавляется задача формирования информационной. У студентов технических специальностей при обучении...

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент...

иностранный язык, студент, компьютер, программа, процесс обучения, английский язык, компьютерная обучающая программа, учебный процесс, вид работы, руководство преподавателя. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам.

английский язык, иностранный язык, учебный процесс...

иностранный язык, английский язык, Интернет, учебный процесс, использование ресурсов, традиционный метод обучения, Узбекистан, урок.

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал...

иностранный язык, язык, учащийся, учебный процесс, русский...

иностранный язык, школьное образование, язык, коммуникативный подход, процесс обучения, современный учитель, формирование, ценностное

Создавая реальные ситуации на занятиях, преподаватель тем самым повышает интерес студентов к изучению языка и мотивирует их в...

Организация обучения иностранным языкам в вузе

иностранный язык, профессиональная деятельность, учебный процесс, факультативное

Как преподавателем иностранного языка XXI века, использующим современные подходы к

Обучение иностранным языкам является многокомпонентным процессом, включающим в.

Задать вопрос