Роль личности преподавателя в процессе обучения иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.11.2019

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Нуриддинов, Хожиакбар. Роль личности преподавателя в процессе обучения иностранному языку / Хожиакбар Нуриддинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 41-42. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64146/ (дата обращения: 24.01.2022).



Иностранный язык служит средством повышения образованности говорящего на нем, способствует всестороннему развитию его мыслительной деятельности на уровне сопоставления и сравнения, совершенствует навыки анализа и синтеза употребляемого материала. В XXI веке иностранный язык становится необходимым атрибутом высококлассного специалиста. В связи с этим неизбежно встает вопрос об эффективности обучения иностранному языку.

Одной из задач образования на современном этапе является повышение качества образования. Как для студентов, так и для преподавателя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный — это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом — актуальный. Актуальными для изучения иностранного языка могли бы стать следующие мотивы: стремление к расширению сферы общения, к углублению сферы познавательной деятельности, красота звучания самого языка, интерес к народу — носителю этого языка и интерес к его культуре. В процессе обучения эти мотивы могут быть расчленены, конкретизированы, объединены, на каждом конкретном уроке мотивы следует заново активизировать, укреплять.

Применение инновационных педагогических технологий значительно повышает эффективность и качество урока. Так использование интерактивной доски — презентации, электронные учебники, видеофильмы, значительно повышает мотивацию студентов, оказывает влияние на успешное усвоение языковых знаний и в конечном итоге повышает уровень обученности студентов. Цель интерактивного обучения — это создание преподавателем условий, в которых cтудент сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Именно от выбранной технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту cтудентов во многом зависит качество обучения. Творческий подход преподавателя к подготовке и проведению урока может положительно изменить многое в отношении студентов к учению.

Эффективность любой методики во многом зависит не столько от нее самой, сколько от опыта и умения преподавателя, от его собственной личности. Насколько заинтересован и увлечен своим предметом преподаватель, насколько он в нем силен и продвинут, несомненно, не может не сказаться на уровне развития его студентов. И поэтому основополагающим критерием оценки качества преподавания иностранного языка в целом служит, прежде всего, личность самого преподавателя, его живейшая заинтересованность в своем предмете, только доброжелательные установки на занятиях и немедленная готовность помочь своим студентам. Настоящему преподавателю приходится объединять в себе артистизм и ораторское искусство, развивать навыки синтеза и анализа, обладать великолепным чувством юмора и даром убеждать и увлекать за собой, владеть основами психолингвистики и лингводидактики.

Самым сложным в процессе обучения иностранному языку остается умение научить студентов преодолевать языковой барьер. Ведь именно преподавателю приходится обеспечивать условия для активного использования устойчивых речевых клише в целях возникновения стойкого желания говорить на изучаемом языке, не боясь ошибок и не ощущая языковой преграды. Ведь возникающие в речи ошибки можно исправлять, а вот молчащего студента научить говорению совершенно невозможно. Это, естественно, требует от преподавателя высокого уровня знаний и умений, определенного психологического опыта и такта, но неизбежно очень благодарно принимается студентами.

Постоянно звучащая иноязычная речь — мощнейший стимул для говорения. Студенты быстро привыкают к тому, что с ними общаются только на иностранном языке. Паническое обращение за помощью к более знающему соседу постепенно становится реже. Студенты начинают осознавать, что «все понятно, но не хватает нужных слов». А эти «слова», необходимый набор-минимум в виде разговорных формул и клише, должны быть предоставлены преподавателем — запоминайте и используйте! При процессе обучения иностранному языку нужно моделировать такие ситуационные задачи и проблемы, которые студенты должны были бы решать и при этом с положительным эмоциональным настроем, с осознанным желанием, а не с боязнью. Моделирование подобных ситуаций легко осуществляется при проведении различных деловых игр, тематика которых четко определена вузовской программой.

Самое главное — помочь своему студенту поверить в собственные силы, убедить его, что выученные фразы с легкостью можно употреблять сначала на занятиях — в диалогах с однокурсниками или в дискуссиях с преподавателем, а затем при общении с любым человеком, говорящем на этом языке.

Кроме того, самообразование преподавателя позволяет ему вникнуть в новый подход к обучению иностранному языку, поскольку в настоящее время существует множество возможностей для повышения собственной квалификации: специальная литература, информация в глобальных компьютерных сетях, семинары, проводимые вузами. Преподаватель, заинтересованный в собственном саморазвитии и саморазвитии своих студентов, активно знакомится с новыми учебными стратегиями и тактиками, широко применяет их в своей профессиональной деятельности, знакомит с ними обучающихся. [2]

Литература:

  1. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Е. А. Сыса. Роль преподавателя при формировании автономности студентов неязыкового вуза в процессе обучения иностранному языку / Вестник науки Сибири. 2013. No 4 (10)
  3. https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/03/30/effektivnost-uroka-inostrannogo-yazyka
  4. https://www.isuct.ru/conf/antropos/section/4/mileyeva.htm
  5. http://main.isuct.ru/files/konf/antropos/SECTION/4/MILEYEVA.htm
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, преподаватель, процесс обучения.


Похожие статьи

Преподаватель иностранного языка неязыкового вуза: вчера...

Для студентов вузов неязыковых специальностей предмет «Иностранный язык» является непрофилирующим, следовательно, для того, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и результативным, преподаватель должен четко представлять себе роль и...

Обучение лексике русского языка как иностранного студентов...

иностранный язык , язык специальности , профессиональный иностранный язык , специальность , иностранный язык студентов , процесс обучения , студент , иноязычная лексика , лексический материал , родной язык .

Изучение лексики профессионального направления...

иностранный язык , профессиональная лексика , студент , профессиональное общение, профессионально -ориентированное обучение, профессиональная деятельность, преподаватель , процесс обучения, навык...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный

Во-вторых, самостоятельная деятельность студента в процессе обучения в вузе требует

- повышение мотивации студентов (осуществляется путем развития преподавателем интереса...

Планирование и организация работы по иностранному языку со...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения... Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс.

Огромное значение имеет влияние преподавателя на студентов, по мнению американских педагогов, поэтому работу в...

Обучение профессиональному иностранному языку студентов...

смешанное обучение , преподаватель , студент , традиционное обучение , электронное обучение , образовательный процесс , иностранный

Обучение студентов иностранному языку посредством данного метода происходит в паре либо в малых группах, где они могут...

Современные технологии обучения иностранным языкам...

Основные термины (генерируются автоматически) : иностранный язык, процесс обучения, студент, средство обучения, устойчивая мотивация, межкультурное взаимодействие, Ногинский политехнический техникум, активное обучение, иноязычная коммуникативная компетенция...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная...

Поэтому перед преподавателем в процессе обучения иностранному языку и добавляется задача формирования информационной

У студентов технических специальностей при обучении иностранному языку наблюдается появление у них фрустрационных состояний и...

Усвоение общетехнической и специальной лексики в процессе...

язык специальности, иностранный язык, иностранный язык специальности, студент, английский язык, текст, научный текст, общенаучная лексика, ориентированная лексическая компетенция, особое внимание. Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам.

Похожие статьи

Преподаватель иностранного языка неязыкового вуза: вчера...

Для студентов вузов неязыковых специальностей предмет «Иностранный язык» является непрофилирующим, следовательно, для того, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и результативным, преподаватель должен четко представлять себе роль и...

Обучение лексике русского языка как иностранного студентов...

иностранный язык , язык специальности , профессиональный иностранный язык , специальность , иностранный язык студентов , процесс обучения , студент , иноязычная лексика , лексический материал , родной язык .

Изучение лексики профессионального направления...

иностранный язык , профессиональная лексика , студент , профессиональное общение, профессионально -ориентированное обучение, профессиональная деятельность, преподаватель , процесс обучения, навык...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный

Во-вторых, самостоятельная деятельность студента в процессе обучения в вузе требует

- повышение мотивации студентов (осуществляется путем развития преподавателем интереса...

Планирование и организация работы по иностранному языку со...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения... Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс.

Огромное значение имеет влияние преподавателя на студентов, по мнению американских педагогов, поэтому работу в...

Обучение профессиональному иностранному языку студентов...

смешанное обучение , преподаватель , студент , традиционное обучение , электронное обучение , образовательный процесс , иностранный

Обучение студентов иностранному языку посредством данного метода происходит в паре либо в малых группах, где они могут...

Современные технологии обучения иностранным языкам...

Основные термины (генерируются автоматически) : иностранный язык, процесс обучения, студент, средство обучения, устойчивая мотивация, межкультурное взаимодействие, Ногинский политехнический техникум, активное обучение, иноязычная коммуникативная компетенция...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная...

Поэтому перед преподавателем в процессе обучения иностранному языку и добавляется задача формирования информационной

У студентов технических специальностей при обучении иностранному языку наблюдается появление у них фрустрационных состояний и...

Усвоение общетехнической и специальной лексики в процессе...

язык специальности, иностранный язык, иностранный язык специальности, студент, английский язык, текст, научный текст, общенаучная лексика, ориентированная лексическая компетенция, особое внимание. Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам.

Задать вопрос