Современное состояние рынка алкогольной продукции в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 11.06.2021

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Берлизова, Е. Н. Современное состояние рынка алкогольной продукции в России / Е. Н. Берлизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 218-219. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82216/ (дата обращения: 25.01.2022).



В данной работе рассмотрены особенности развития и современное состояние рынка алкогольной продукции России. Изучено влияние пандемии на развитие рынка алкогольной продукции в 2020 году.

Ключевые слова: рынок алкогольной продукции, экспорт, льготное кредитование, минимальная розничная цена, транспортные субсидии.

Рынок алкогольной продукции обладает особой спецификой, являясь одним из важнейших источников пополнения бюджета. Согласно статистике Федеральной таможенной службы Российской Федерации с января по декабрь 2020 года в нашей стране было экспортировано водки с концентрацией спирта 45,5 об. % или менее в сосудах емкостью 2 л или менее дал 100 % спирта 2293328,6 тонн на сумму $148,7 млн, что меньше на 7,7 % в сравнении с 2019 годом [4].

В 2020 году поставки водки за рубеж составили 2 млрд 293,3 млн декалитров, что на 2,8 % меньше показателя месячной давности. В декабре экспорт поднялся на 21,3 % до 291 млн 259,3 тыс. декалитров, а в деньгах зарегистрирован 39-процентный рост до $20,3 млн [3].

Снижение объема экспорта водки из России по итогам 2020 года связано с пандемией коронавируса COVID-19, из-за которой полностью или частично был закрыт большой канал реализации алкогольной продукции (рестораны, бары и т. п.). Кроме того, пандемия значительно сократила международные пассажирские авиаперевозки, что привело к падению продаж в магазинах.

В 2020 году российская водка поставлялась в 76 стран. В топ-3 импортеров в последние годы входят Латвия, Германия и Великобритания. В топ-10 стран-импортеров российской водки также входили Армения, Казахстан, Украина, США, Литва, Болгария и Израиль. В 2020 году Россия занимала 3 место по объему экспорта водки с долей в размере 7,4 %, сильно уступая Франции (19 %) и Швеции (21 %).

С 1 января 2020 вступили в силу поправки в Бюджетный кодекс России, в рамках которых у производителей подакцизной алкогольной продукции появилась возможность субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным для развития производства экспортного алкоголя.

По мнению президента Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Игоря Косарева, для развития экспорта необходимо распространить на алкоголь инструменты господдержки, действующие в других отраслях АПК, среди которых льготное кредитование, транспортные субсидии, маркетинговая поддержка и содействие защите интеллектуальной собственности.

Согласно данным Росстата, производство водки в России в 2020 году снизилось на 4,9 %, до 79,5 млн дал за весь год и на 8,2 %, до 7,9 млн дал в декабре. Пива же, кроме отходов пивоварения, напротив, за год выросло на 3,3 %, до 795 млн дал и в декабре — на 9,9 %, до 63,4 млн дал.

Рассмотрим в таблице 1 изменения МРЦ на основании приказа Министерства Финансов России № 225н от 11.12.2019 года, которые затронули такие виды продукции, как водку, коньяк, бренди и ЛВИ крепостью выше 28 % [2].

Таблица 1

МРЦ на алкоголь в РФ, 2020 год

Название

Литраж / МРЦ, руб.

0,1 л

0,25 л

0,375 л

0,5 л

0,7 л

0,75 л

1 л

Водка (39–40°)

46

115

173

230

322

345

460

Коньяк

87

217

325

433

607

650

866

Бренди и другая продукция из винного, виноградного, плодового, кальвадосного, вискового дистиллятов кроме коньяка

63

158

237

315

441

473

630

Для водки крепостью 40 градусов и объемом 0,5 л минимальная цена выросла на 7 % — с 215 рублей до 230 рублей, а её закупочная цена повысилась с 181 рубля до 193 рублей.

Для бренди объёмом 0,5 л и другой продукции, произведенной из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов, цена изменилась с 307 рублей до 315 рублей. Закупочная цена повысилась до 261 руб. за 0,5 л.

Для коньяка — с 388 рублей до 433 рублей. Цена для закупки на коньяк увеличилась до 359 рублей.

Повышение минимальных розничных цен обусловлено многими факторами, а в частности: ростом ставки НДС, введение помарочного учета, повышением ставок на акциз в 2019 году, тарифов на электроэнергию, рост цен на сырье и повышение цен на федеральные марки. Данные меры, по словам Минфина, способствуют успешному развитию рынка алкогольной продукции.

Таким образом, рынок алкоголя в России занимает лидирующую позицию среди других сегментов пищевой промышленности, является одной из ведущих отраслей экономики страны по уровню привлекательности для предпринимателей, а также выступает важным источником поступления денежных средств в бюджет страны.

Литература:

  1. Васильева, А. М. Рынок алкогольной продукции России: современное состояние и перспективы / А. М. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 186–189.
  2. Изменение МРЦ на алкоголь (водка, коньяк, бренди и напитки свыше 28 %) с 01.01.2020 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rosalko.biz/izmen-mrc-na-alkogol-s-01–01–2020/ (дата обращения: 05.06.2021).
  3. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы — https://customs.gov.ru/folder/519 (дата обращения:04.06.2021).
  4. Россия в 2020 году снизила экспорт водки на 7,7 % [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass-ru.turbopages.org/turbo/tass.ru/s/ekonom.. (дата обращения: 06.06.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная продукция, Россия, рубль, закупочная цена, коньяк, льготное кредитование, российская водка.


Ключевые слова

экспорт, льготное кредитование, рынок алкогольной продукции, минимальная розничная цена, транспортные субсидии
Задать вопрос