О некоторых аспектах формирования Стратегии национальной безопасности Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 09.06.2021

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Антошин, В. А. О некоторых аспектах формирования Стратегии национальной безопасности Российской Федерации / В. А. Антошин, М. В. Медведев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82175/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье рассматривается взаимосвязь выступления Президента Российской Федерации с Посланием Федеральному Собранию и внесения изменений в основные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Послание главы государства (президента, монарха) парламенту — исторически сложившаяся форма взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. Так, в Великобритании каждая новая сессия парламента начинается с так называемой «тронной речи» монарха (англ. King's/Queen's speech), которая представляет собой программу законодательной работы парламента, предлагаемую правительством, а её утверждение парламентом равнозначно вынесению вотума доверия действующему правительству. Традиция обращения британского монарха с тронной речью к парламенту берёт своё начало с XIII столетия. В США президент ежегодно обращается к Конгрессу с посланием «О положении страны» (англ. State of the Union address), первое такое послание было озвучено президентом Дж. Вашингтоном в 1790 году. В Советском Союзе до учреждения поста Президента СССР явлений политической жизни, подобных посланиям, не существовало (это, очевидно, было связано с тем, что советская политико-правовая доктрина не признавала концепцию разделения властей), однако, по сути, их роль играли отчётные доклады ЦК КПСС Съездам партии.

Ключевые слова: национальная безопасность, Федеральное собрание, государственная власть, стратегическое планирование, Послание.

Так сложилось исторически, что уже на протяжении более тридцати лет Президент Российской Федерации ежегодно обращается с высокой трибуны к Федеральному собранию с Посланием, в котором подводит краткие итоги года предыдущего и озвучивает свое видение развития в предстоящем году: основных стратегических направлений развития Российской Федерации. Заключается это, как правило, в озвучивании направлений деятельности в политической, экономической, социальной, военной и других сферах, а также может включать в себя предложения и задачи для органов исполнительной и законодательной власти, руководителям регионов, крупного бизнеса, предприятий оборонно-промышленного комплекса. В период с 1994 года по 2021 год было озвучено 26 посланий, из них Б. Н. Ельцин 6 раз представлял послание, Д. А. Медведев — 4 раза, В. В. Путин — 17 раз.

Впервые вопрос о выступлении Президента перед представителями органов исполнительной, законодательной и судебной власти был озвучен после внесения изменений в Конституцию Союза ССР, которые предусматривали, что Президент СССР «…представляет Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны; информирует Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР» [1], однако ввиду краткосрочного пребывания на данной должности Горбачева М. С., ни одного такого доклада (в том виде, в котором мы имеем возможность наблюдать в современной России) не было сделано. Однако, в интересах обеспечения безопасности страны, 13 апреля 1990 года Президент СССР М. С. Горбачев обратился с Посланием к Верховному Совету Литовской ССР и Совету Министров Литовской ССР в связи с событиями, связанными с попыткой республики выйти из состава СССР. В Послании указывалось о принятии руководством республики законодательных актов и решений «…которые противопоставляют Литовскую ССР другим республикам и Советскому Союзу в целом. Так, грубейшим нарушением Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» является решение Верховного Совета Литовской ССР о прекращении в республике деятельности по осуществлению весеннего призыва граждан на действительную военную службу». [2] Но в итоге данное Послание услышано не было, что впоследствии привело к событиям января — августа 1991 года.

В истории Российской Федерации выступления главы государства перед представителями политической, экономической и социальной элиты предусмотрено действующей Конституцией Российской Федерации. На основании пункта «е» статьи 84 Конституции Президент Российской Федерации «…обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства» [3].

С первым посланием после формирования современного государства Б. Н. Ельцин выступил 24 февраля 1994 года, в котором изначально указал, что ежегодные послания — это элемент политической культуры, при этом «…послание — не директива, но и не набор благих пожеланий» [4, С. 12]. Рассматривая данный документ в контексте обеспечения национальной безопасности и деятельности органов государственной власти в этом направлении, можно с уверенностью сказать, что уже тогда направления обеспечения национальной безопасности получили свой первый толчок.

Так, в своем Послании Федеральному собранию Б. Н. Ельцин отметил, что «…рост преступности создает серьезную угрозу для государства и общества, жизни, здоровья и имущества граждан…представляет угрозу национальной безопасности России» [4, C. 20–21]. Следующий момент обеспечения национальной безопасности России — это обеспечение безопасности личности, которое в рамках развития демократического государства «…не вправе вторгаться в частную жизнь граждан, но оно должно обеспечить каждому человеку личную безопасность и защиту его достоинств» [4, С. 27], проблему которой «решать необходимо безотлагательно и с применением действенных правовых, организационных, кадровых, финансовых мер» [4, С. 27]. Дальше в тексте Послания рассматривается целостность государства, что является немаловажным фактором обеспечения национальной безопасности, исходя из чего органам государственной власти ставится задача «…найти такую форму государственного устройства, чтобы естественное стремление регионов к большей самостоятельности не создавало угрозы целостности России» [4, С. 39]. Экономическое развитие страны также входит в перечень вопросов национальной безопасности и в документе нашло отражение в виде перечня задач для органов государственной власти, которые заключались в сосредоточении основных усилий на «…стабилизации уровня жизни населения; расширении мотиваций для трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; адресной поддержки наименее защищенных социальных слоев; более равномерное распределение бремени экономического кризиса между различными группами населения» [4, С. 71] при этом Президентом перед органами власти определяются две «…стратегические цели: продолжение реформы, изменение самой конструкции экономической системы; снижение цены реформы, т. е. борьба с инфляцией, структурным кризисом, бедностью, несправедливым неравенством, вынужденной безработицей». [4, С. 74]. И наконец, вопросы обеспечения военной безопасности, как основополагающего фактора национальной безопасности, который заключается в деятельности органов государственной власти, направленной на внесение изменений и дополнений в военное законодательство, принятия военной доктрины, которая «…фактически является концепцией военной безопасности, составной частью единой концепции национальной безопасности России» [4, С. 91], проведение военно-правовой реформы с эффективным взаимодействием соответствующих структур Федерального Собрания, министерств и ведомств, активное развитие опытно-конструкторских работ и т. д. Как итог, определение главной задачи деятельности — «…укрепление Вооруженных Сил является важной задачи всех ветвей власти» [4, С. 92].

Вопросы международного сотрудничества и партнерства в рамках обеспечения национальной безопасности и деятельности органов государственной власти в данном направлении заключалось в продвижении национальных интересов через открытость и сотрудничество, поддержание стабильности в многополярном мире, ликвидации очагов нестабильности и вооруженных конфликтов вблизи границ России, «…введение в действие Договора СНВ-2 и Конвенции о запрещении химического оружия…», реализации Договора о коллективной безопасности, обеспечении деятельности Совета коллективной безопасности СНГ, разработка и представление Конвенции СНГ по правам человека, «…организация совместной обороны, совместная охрана границ, создание единого информационного пространства…», активизация усилий в вопросах международного военного сотрудничества, в том числе с государствами-членами НАТО [4, С. 92–105].

В дальнейшем, данные положения трансформировались под воздействием экономических, социальных, внутренних политических и международных процессов, находили свое отражение в той или иной форме в Посланиях Федеральному Собранию с 1995 по 1997 год и, в итоге, нашли свое отражение в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300.

Видоизменение первоначально заявленных пунктов обеспечения национальной безопасности и задач органам государственной власти в Послании 1994 года, осуществлялось под давлением внешних и внутренних факторов, связанных с возвышением Российской Федерации на международной политической арене и становлением ее основным актором всех изменений в геополитической обстановке.

В первую очередь, было пересмотрено взаимоотношение между Российской Федерацией и НАТО из-за расширения на Восток, что являлось неприемлемым для России, так как представляло угрозу национальной безопасности [5, С. 2].

Во-вторых, в вопросах обеспечения экономической безопасности сократилось производство, снизилась инвестиционная и инновационная активность, увеличилось научно-техническое отставание, усилилась зависимость от импорта продовольствия и потребительских товаров, оборудования и технологий. возрос внешний и внутренний государственный долг, что привело к сохранению кризисных явлений в экономике [5, С. 3].

В-третьих, отток квалифицированных кадров из сферы материального производства и из научной сферы, привело к ущербу в сфере образования и снижению научного потенциала.

В сфере общественной безопасности сохраняется уровень преступности и коррупции, увеличилось количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера, продолжается имущественное расслоение общества, снижается уровень жизни большей части населения.

В результате проведенного анализа совокупности угроз национальной безопасности Российской Федерации определено, «…что главные из них в настоящее время и в обозримой перспективе не имеют военной направленности, носят преимущественно внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической, экономической, социальной, экологической, информационной и духовной сферах» [5, С. 9].

Данный вывод впоследствии позволил определить основные направления государственной политики по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, выработать действенные меры, направленные на достижение стратегических целей и решения стратегических задач. Завершающим штрихом в формировании государственной политики стало определение основных участников в обеспечении национальной безопасности, которыми являются правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, кроме того, в выработке стратегии обеспечения национальной безопасности должны принимать широкое участие политические партии и общественные объединения [5, С. 21].

Правовые основы по вопросам планирования и обеспечения национальной безопасности, а также деятельность органов государственной власти в данной сфере регламентированы федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ. В данном нормативно-правовом акте, во-первых, дано определение документов в сфере обеспечения национальной безопасности, которые включают в себя «…утверждаемые (одобряемые) Президентом Российской Федерации документы стратегического планирования, определяющие стратегические приоритеты, цели и меры внутренней и внешней политики, характеризующие состояние национальной безопасности Российской Федерации», во-вторых, определены задачи органам государственной власти федерального и регионального уровня по вопросам стратегического планирования, в том числе в сфере национальной безопасности, и, наконец, определен перечень документов, в который по вопросам национальной безопасности включены ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [6].

В главе 4 данного закона расписаны основные документы стратегического планирования, кем разрабатываются, их внутреннее содержание и кем они утверждаются.

В рамках статьи наибольший интерес представляют документы в сфере обеспечения национальной безопасности, основным из которых является Стратегия национальной безопасности, которая «…разрабатывается Советом Безопасности Российской Федерации совместно с другими участниками стратегического планирования с учетом стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период» [6, статья 18]. И здесь стоит отметить, что данный документ разрабатывается на шесть лет. Исходя из сроков действия и утверждения последней Стратегии в декабре 2015 года, также 11 февраля 2021 года в средствах массовой информации появились сведения о разработке новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. При этом, как заявил заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации С. А. Вахруков национальными интересами «…названы укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, укрепление национального согласия, повышение качества жизни, сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, повышение конкурентоспособности национальной экономики, закрепление за Россией статуса одной из лидирующих мировых держав. В документе отмечено, что РФ в последние годы продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, но угрозу ему создают наращивание силового потенциала НАТО, распространение практики свержения легитимных политических режимов и ряд других факторов» [7].

В апреле текущего года В. В. Путин выступил с очередным Посланием к Федеральному Собранию. В начале своей речи Президент озвучил основные направления, которым будет посвящена его речь: «…вопросы здравоохранения, социальной политики, экономики» [8, С. 1].

В ходе оглашения Послания перед руководителями органов государственной власти, губернаторским корпусом, депутатами Государственной Думы и председателями законодательных собраний субъектов Российской Федерации, были обозначены национальные цели развития и определены основные задачи «…в сфере демографии, по поддержке семьи, по борьбе с бедностью и повышению доходов граждан, по созданию рабочих мест и улучшению предпринимательской среды, по новому качеству государственного управления» [8, С. 29].

Исходя из выступления Президента Российской Федерации и заявления заместителя Секретаря Совбеза, можно проследить, какие положения в будущей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации останутся без изменения, а какие — претерпят изменения. В то же время, возможно выделение в отдельные положения вопросов информационной безопасности и безопасности в киберсреде.

Таким образом, анализируя ежегодные Послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию, возможно выявить направления изменений в основных документах стратегического планирования, в том числе и Стратегии национальной безопасности.

Литература:

  1. Статья 127.3 Конституции СССР. [Электронный ресурс] URL: https://web.archive.org/web/20090621192117/http://www.consultant.ru/popular/conscccr/62_20.html#p579 (дата обращения 01.06.2021 г.).
  2. Послание Президента СССР от 13 апреля 1990 г. № 47 Верховному Совету Литовской ССР, Совету Министров Литовской ССР http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr0951.htm (дата обращения 01.06.2021 г.).
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства» (Основные направления внутренней и внешней политики). [Электронный ресурс]. URL: https://yeltsin.ru/archive/paperwork/12590/ (дата обращения 01.06.2021 г.).
  5. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300. [Электронный ресурс] URL: https://zakonbase.ru/content/base/24975?print=1.
  6. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (в ред. от 31.12.2017 г.). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  7. Совбез заявил о готовности новой редакции Стратегии национальной безопасности, 2021. URL: https://tass.ru/politika/10676717.
  8. Послание Президента Федеральному Собранию. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/65418.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, национальная безопасность, Федеральное Собрание, государственная власть, Послание, стратегическое планирование, внесение изменений, деятельность органов, Верховный Совет, Советский Союз.


Похожие статьи

Сравнительный анализ политического дискурса лидеров Российской Федерации и США (на примере ежегодных обращений В.В. Путина и Б.Обамы)

С появлением понятия «политический дискурс» возникла необходимость в более детальном его изучении с точки зрения сравнительного дискурс-анализа политических деятелей разных государств. В данной статье рассматриваются различные стратегии и тактики пол...

Парламент как законопроектный орган публичной власти: вариант системного анализа

Автор настоящей статьи, опираясь на анализ практики функционирования Федерального Собрания Российской Федерации и региональных парламентов, обращает внимание на то, что в результате демократизации деятельности представительных органов власти в услови...

Основные направления деятельности конституционных (уставных) советов в субъектах Российской Федерации

В представленной статье автор предпринял попытку привлечения внимания научного сообщества к изучению основных направлений деятельности конституционных (уставных) советов в субъектах РФ, которые пока не нашли должного исследования в научной литературе...

Электорат Российской Федерации в XXI веке

В статье анализируются особенности российского электората. После рассмотрения концепции демократической политической системы были выявлены ее принципы: люди — источник суверенитета и власти; социальное равенство людей; наличие и защита прав человека;...

Осуществление конституционного контроля в Российской Федерации

Каждое правовое государство имеет характерный признак верховенства Конституции в законе и праве. Данный принцип реализуется с помощью должной организации власти государства, исключающая возможность монополизации самой власти. Лучший способ для избега...

К вопросу о конституционном контроле в России

Одной из целей существования Конституции в государстве является минимизация возможности произвола. В некоторых странах для этого используется специализированный механизм осуществления контроля в конституционной сфере над всеми проявлениями властных п...

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе

В данной статье рассмотрены основные аспекты правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации, а также основные принципы организации банковской системы России, ее структура и сущность. Большое значение имеет создание правовых ра...

Морально-этические и нравственные нормы в обеспечении антикоррупционного поведения государственных служащих

В статье определены основные морально-этические и нравственные ценности, которыми должен обладать государственный служащий, с целью обеспечения реализации в стране антикоррупционной политики в органах власти. В настоящее время проблема антикоррупцион...

Понятие и признаки государственной службы

Целью данной статьи является исследование теоретические подходы к определению понятия государственной службы. Отмечаются ее наиболее приоритетные признаки и особенности, дается их подробная характеристика. Методическая основа работы заключается в ис...

Генеральный прокурор РФ как субъект права законодательной инициативы

В данной статье рассматривается вопрос о наделении правом законодательной инициативы Генерального прокурора РФ, а также реализация им правотворческих функции, закрепленными в Федеральном законе от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации. ...

Похожие статьи

Сравнительный анализ политического дискурса лидеров Российской Федерации и США (на примере ежегодных обращений В.В. Путина и Б.Обамы)

С появлением понятия «политический дискурс» возникла необходимость в более детальном его изучении с точки зрения сравнительного дискурс-анализа политических деятелей разных государств. В данной статье рассматриваются различные стратегии и тактики пол...

Парламент как законопроектный орган публичной власти: вариант системного анализа

Автор настоящей статьи, опираясь на анализ практики функционирования Федерального Собрания Российской Федерации и региональных парламентов, обращает внимание на то, что в результате демократизации деятельности представительных органов власти в услови...

Основные направления деятельности конституционных (уставных) советов в субъектах Российской Федерации

В представленной статье автор предпринял попытку привлечения внимания научного сообщества к изучению основных направлений деятельности конституционных (уставных) советов в субъектах РФ, которые пока не нашли должного исследования в научной литературе...

Электорат Российской Федерации в XXI веке

В статье анализируются особенности российского электората. После рассмотрения концепции демократической политической системы были выявлены ее принципы: люди — источник суверенитета и власти; социальное равенство людей; наличие и защита прав человека;...

Осуществление конституционного контроля в Российской Федерации

Каждое правовое государство имеет характерный признак верховенства Конституции в законе и праве. Данный принцип реализуется с помощью должной организации власти государства, исключающая возможность монополизации самой власти. Лучший способ для избега...

К вопросу о конституционном контроле в России

Одной из целей существования Конституции в государстве является минимизация возможности произвола. В некоторых странах для этого используется специализированный механизм осуществления контроля в конституционной сфере над всеми проявлениями властных п...

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе

В данной статье рассмотрены основные аспекты правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации, а также основные принципы организации банковской системы России, ее структура и сущность. Большое значение имеет создание правовых ра...

Морально-этические и нравственные нормы в обеспечении антикоррупционного поведения государственных служащих

В статье определены основные морально-этические и нравственные ценности, которыми должен обладать государственный служащий, с целью обеспечения реализации в стране антикоррупционной политики в органах власти. В настоящее время проблема антикоррупцион...

Понятие и признаки государственной службы

Целью данной статьи является исследование теоретические подходы к определению понятия государственной службы. Отмечаются ее наиболее приоритетные признаки и особенности, дается их подробная характеристика. Методическая основа работы заключается в ис...

Генеральный прокурор РФ как субъект права законодательной инициативы

В данной статье рассматривается вопрос о наделении правом законодательной инициативы Генерального прокурора РФ, а также реализация им правотворческих функции, закрепленными в Федеральном законе от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации. ...

Задать вопрос