Некоторые противоречия в развитии современной теории спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 10.06.2021

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Пурыгина, М. Г. Некоторые противоречия в развитии современной теории спорта / М. Г. Пурыгина, Г. М. Бойко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 381-382. — URL: https://moluch.ru/archive/366/81449/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассмотрены некоторые противоречия в развитии современной теории спорта, а также представлены методы, которыми можно улучшить тренировочный процесс.

Ключевые слова: спорт, направление, физическая культура, спортивная наука, процесс, направления, теория, развитие, диалектика, сущность, организм, развитие, педагогический процесс, явление, принципы, подходы, потенциал, объект.

Можно заметить, что спорт трансформировался в крупное и мощное социально-культурное движение за последние несколько десятков лет. Это движение способно определить одно из многочисленных направлений в развитии физической культуры. Оно влияет на формирование композиционного диапазона в обществе, включающего в себя нравственные и этические ценности, а также духовные и социально-экономические отношения. Значительное увеличение значимости спорта на современном этапе, привело к тому, что спорт теперь рассматривается как явление, покинувшее или выходящее за рамки физической культуры. На научно-бытовом уровне это явление закрепилось как «физическая культура и спорт».

Как уже известно, для познания целого необходимо отобрать и детально изучить все его составные части. Исходя из этого, можно заключить, что сложившаяся на ранних этапах развития спортивной науки теоретико-методологическая установка и в настоящее время является доминирующей в любом научном исследовании, которое проводится в области спорта. Несомненно, можно сказать, что такой подход априорно сужает радиус возможной проблематики в научных исследованиях для данной сферы, так как он определяет содержание спорта на современном этапе без необходимого учета ключевых основополагающих тенденций исторического развития физической культуры, на составную часть которой он приходится.

На самом деле, используя такой подход невозможно в полной мере применить когнитивный потенциал, находящийся в историческом методе познания и исследования процессов и явлений социального характера, предполагающий изучение главных основных тенденций их исторического развития путем анализа взаимодействия факторов, порождающий эти процессы и явления. По всей видимости, вследствие этого, в настоящее время осуществляется мизерное количество исследований, в которых спорт рассматривается как социально значимое явление.

Спорт в качестве объективно существующего саморазвивающегося явления в обществе еще не стал полноценным объектом современной науки спорта. Очевидно, «классическая» теория спорта, которая зародилась в 1950–60-х годах как теория спортивной тренировки, не способна выйти за рамки педагогической теории формирования тренировочного процесса и удовлетворить требования, которые возникают на современном этапе. Этот вывод доказывается материалами дискуссии, находящейся на страницах журнала «Теория и практика физической культуры». Она в который раз подтвердила, что и в современной теории спорта главенствующей является линия, построенная на изучении педагогических подходов и принципов, которые реализуются в течение построения тренировочного процесса.

Эта позиция содержит объективную базу, так как сама система тренировки, которая является основой спорта, проводится в форме педагогического процесса. Но и при всей ценности данной стороны тренировочного процесса невозможно не видеть, что цель педагогического воздействия направлена на преобразование физического потенциала человека, на его биологическую сущность. Поэтому на биологическую составляющую в современной теории спорта должно приходиться значительное место, равно как и на педагогическую. Не обладая объективными знаниями о закономерностях возрастного развития физического потенциала, о законах адаптации человека к физическим нагрузкам разной направленности невозможно верно сгенерировать педагогический процесс, а не имея правильной системы контроля, которая может обеспечить оценку развития адаптационных процессов, — его провести.

Исходя из этого необходимо четко обозначить, что реальное движение и развитие процесса спортивного совершенствования в своей первоочередной сущности проявляется в антагонистичном взаимодействии, с одной стороны, тренировочных и соревновательных нагрузок, которые влияют на человека через организованную систему педагогических мероприятий (например, соревнования, тренировки и т. д.), а с другой стороны, в ответных адаптивных реакциях, происходящих в организме спортсмена, а они имеют и генотипическую, и фенотипическую природу и по своему содержанию противодействующих тренирующим воздействиям с целью оптимальных условий для функционирования механизмов гомеостаза.

Недостаточная оценка сути диалектической координации отмеченных выше основных составляющих частей тренировочного процесса явилась причиной проведения научной дискуссии, о которой говорилось в данной статье ранее. Но эта полемика, как ни странно, как раз-таки и служит формой проявления диалектической связи между диаметрально противоположными сторонами, которые, в свою очередь, определяют ход развития изучаемого явления, но на уровне процесса его изучения, а не на уровне его реального протекания.

Этот факт еще раз подтверждает, что диалектическое взаимодействие двух противоположностей (тренировочные воздействия и ответная реакция организма на них), выявляющих суть тренировочного процесса, осуществляется в реальном обществе, а не в закрытой среде. Именно из-за этого в ходе своего развития порождаются новые формы социальных отношений, а значит специфические для сорта проблемы и противоречия. Эти проблемы априори должны являться объектом исследований спортивной науки. Таким образом, можно сказать, что верные ответы на частые вопросы о построении тренировочного процесса можно получить только путем решения общих проблем, которые неукоснительно связаны с определением основных тенденция и направлений в развитии спорта на современном этапе.

Литература:

  1. Матвеев, Л. П. К дискуссии о теории спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. — Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 7. — С. 55–61.
  2. Физическая культура: исторические предпосылки возникновения современного спорта / В. А. Сутула, В. А. Кириенко, А. Б. Жадан, Т. А. Ивакин. — Текст: непосредственный // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. науч. тр. под ред. С. С. Ермакова. — Харьков: ХХПИ, 2000. — С. 34–38.
  3. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве России. Монография. / С. В. Алексеев, М. Я. Вешенский, Р. Г. Гостев [и др.]. — Воронеж: ООО «Издательство РИТМ», 2017. — 500 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): тренировочный процесс, физическая культура, современный этап, педагогический процесс, современная теория спорта, спортивная наука, историческое развитие, развитие, спорт, явление.


Похожие статьи

Противоречия в развитии современной теории спорта

 В данной статье рассмотрены основные противоречия в развитии современной теории спорта. Так же описаны разные подходы к методикам физических тренировок спортсменов. Ключевые слова: теория спорта, противоречия в развитии спорта, спорт, физическая...

Философия спорта и ее место в теоретической системе...

Современный уровень развития теории физической культуры и теории спорта, а также практические потребности преодоления кризиса, вызванного снижением интереса различных категорий населения к занятиям физическими упражнениями, необходимость перестройки...

Содержательный аспект понятия «физическая культура»...

Ключевые слова:физическая культура, образовательный процесс, развитие здоровой личности, физкультурно-оздоровительная деятельность. Состояние здоровья молодого поколения традиционно является одним из ключевых показателей уровня развития...

Роль педагогики и её связь с физическим воспитанием

Современный педагогический процесс по физическому воспитанию состоит из включенных в него структурных педагогических явлений. Структурное построение педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть его главные составляющие, совместить их с...

Физическая культура и спорт в жизни современного общества

 В статье рассматривается роль физической культуры и спорта, в жизни современного общества. Отмечается положительная роль физической активности на функциональное состояние организма человека. Спорт как профилактика девиантного поведения в...

Проблемы и перспективы развития физической культуры...

В настоящее время развитие системы образования в сфере физической культуры и спорта вплотную связано с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков. Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества отражает новую ступень в...

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

Но сам спорт и культура спорта многогранны и на данном этапе развития современного общества очень трудно представить спорт без наличия тренеров, судей, статистиков, а также журналистов, фотокорреспондентов и комментаторов. В каждом виде спорта свои кумиры...

Рубрика: Физическая культура и спорт

Педагогическое воздействие на развитие физических качеств юных спортсменов

В верхней строке представлены чувствительные фазы развития двигательной функции у мальчиков, в

Основными задачами этого этапа являются: всесторонняя физическая подготовка, укрепление...

Рубрика: Физическая культура и спорт

Традиционно, физическая культура и спорт, упоминаются в одной связке, поиск юных спортсменов, их рост, совершенствование начинается с обычных уроков физкультуры. Для более эффективного образовательного процесса по этой дисциплине, важно искать новые...

Похожие статьи

Противоречия в развитии современной теории спорта

 В данной статье рассмотрены основные противоречия в развитии современной теории спорта. Так же описаны разные подходы к методикам физических тренировок спортсменов. Ключевые слова: теория спорта, противоречия в развитии спорта, спорт, физическая...

Философия спорта и ее место в теоретической системе...

Современный уровень развития теории физической культуры и теории спорта, а также практические потребности преодоления кризиса, вызванного снижением интереса различных категорий населения к занятиям физическими упражнениями, необходимость перестройки...

Содержательный аспект понятия «физическая культура»...

Ключевые слова:физическая культура, образовательный процесс, развитие здоровой личности, физкультурно-оздоровительная деятельность. Состояние здоровья молодого поколения традиционно является одним из ключевых показателей уровня развития...

Роль педагогики и её связь с физическим воспитанием

Современный педагогический процесс по физическому воспитанию состоит из включенных в него структурных педагогических явлений. Структурное построение педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть его главные составляющие, совместить их с...

Физическая культура и спорт в жизни современного общества

 В статье рассматривается роль физической культуры и спорта, в жизни современного общества. Отмечается положительная роль физической активности на функциональное состояние организма человека. Спорт как профилактика девиантного поведения в...

Проблемы и перспективы развития физической культуры...

В настоящее время развитие системы образования в сфере физической культуры и спорта вплотную связано с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков. Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества отражает новую ступень в...

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

Но сам спорт и культура спорта многогранны и на данном этапе развития современного общества очень трудно представить спорт без наличия тренеров, судей, статистиков, а также журналистов, фотокорреспондентов и комментаторов. В каждом виде спорта свои кумиры...

Рубрика: Физическая культура и спорт

Педагогическое воздействие на развитие физических качеств юных спортсменов

В верхней строке представлены чувствительные фазы развития двигательной функции у мальчиков, в

Основными задачами этого этапа являются: всесторонняя физическая подготовка, укрепление...

Рубрика: Физическая культура и спорт

Традиционно, физическая культура и спорт, упоминаются в одной связке, поиск юных спортсменов, их рост, совершенствование начинается с обычных уроков физкультуры. Для более эффективного образовательного процесса по этой дисциплине, важно искать новые...

Задать вопрос