Противоречия в развитии современной теории спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бойко, Г. М. Противоречия в развитии современной теории спорта / Г. М. Бойко, М. Г. Пурыгина, Е. А. Шмакова, А. А. Лупоок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79785/ (дата обращения: 19.04.2021).



В данной статье рассмотрены основные противоречия в развитии современной теории спорта. Так же описаны разные подходы к методикам физических тренировок спортсменов.

Ключевые слова: теория спорта, противоречия в развитии спорта, спорт, физическая культура, типы тренировок.

Перед тем, как начать работу, стоит определиться с основными определениями, из которых автор будет исходить в дальнейшем.

Теория спорта сегодня — это наука, направленная на познание, описание, объяснение и прогнозирование объективных закономерностей спорта с социальной и педагогической точек зрения. Так же теория спорта использует и объединяет данные из прочих наук, изучающих спорт, например, биологии, психологии, спортивной метрологии и эстетики [3].

Определение спорта несколько разнится от источника к источнику.

Так, в «Большой олимпийской энциклопедии», спорт — это часть физической культуры, в которой основной упор делается на физическое развитие человека, в частности — на укрепление его здоровья и самочувствия [6]. Она также выделяет профессиональный спорт, основная цель которого — соревнование.

В тоже время В. В. Григоревич в своей работе «Физическая культура Древней Греции» определяет спорт как непосредственно соревновательную деятельность и подготовку к ней [1].

В данной статье опираться будем на энциклопедическое определение, так как оно лучше отражает различные подходы к спорту у разных людей, а также демонстрирует, что люди имеют разные цели, начиная заниматься спортом. Для лучшего понимания мотивов людей в совершенствовании своей физической подготовки, и как следствие — разных подходов к методикам физических тренировок спортсменов и даже различий в теоретической части подготовки спортсменов, стоит проследить историю зарождения спорта.

Так, первые спортивные игры появляются еще в Древней Греции, с началом Олимпийских игр (776 год до н. э.). Однако некоторые виды спорта существовали еще в Древнем Египте за 4000 лет до нашей эры. Более того, найдены наскальные рисунки, датируемые 30 000 лет до нашей эры, на которых изображено подобие спортивных соревнований.

Для чего древнему человеку, и без того имеющему множество проблем, связанных с выживанием, тратить время и силы еще и на не приносящее явную пользу занятие? Ответов несколько.

Первое — выживание индивида. Более физические подготовленные люди проще адаптировались к окружающей среде и лучше ей противодействовали. Разумеется, некоторые люди были сильнее других, и это вызывало определенный интерес, цель которого — выяснить, как стать сильнее. Интуитивно, или же опытным путем, люди выяснили, что постоянные высокие нагрузки при хорошем питании делают человека более привычным к ним — он становится сильнее.

Второе — выживание общности, связанное с более рациональным использованием людского ресурса в ней. Так, необходим был способ сравнить возможности разных членов общины для более эффективного их использования. Так, более выносливые и быстрые люди могли быть охотниками либо выполнять работу, связанную с длинными переходами. Более сильные люди становились воинами и так далее. Плюс ко всему, в зависимости от опасности предприятия (ловля хищника, набег на чужую общину), можно было назначить более сильных индивидов для достижения целей с меньшими потерями.

Третье — соревнование и статус. У некоторых животных более высокие позиции в стае (волки, гиены) или стаде (бегемоты) занимают более сильные особи. У людей каменного века иерархия зачастую выстраивалась аналогично. Для более безопасного выявления сильнейших особей и были придуманы различные игры. Это позволяло без жертв выявить иерархию сильнейших представителей общности, снижало прямую конкуренцию в ней.

Четвертое — развлечение и тренировка. Дети копировали поведение взрослых, часто имели игрушки, имитирующие настоящее оружие или инструменты. Постоянное повторение действий, близких к тем, что требовались на практике, позволяли им с самого детства развивать необходимые во взрослой жизни качества. В целом, схожая методика сегодня применяется при разминке перед тренировкой — спортсмены задействуют важные для их спорта группы мышц, тем самым готовя их к скорым нагрузкам.

В целом, и на сегодняшний день цели остаются такими же. Тем не менее, огромное разнообразие методик подготовки порождает некоторые противоречия. Связаны они в первую очередь с различными подходами к спорту и целями, которые данные методики преследуют.

Так, сегодня применяются следующие типы тренировок:

— Аэробные (баскетбол, бег, аэробика, плаванье и тому подобное). Их цель — повысить выносливость спортсмена. Такие тренировки не имеют цели достичь максимального силового потенциала. Их задача скорее — поддержание здоровья в организме, подготовка его к длительным нагрузкам.

— Анаэробные (бодибилдинг, пауэрлифтинг, спринтерский бег). Ставят перед собой задачу достижения максимальных силовых показателей.

— Смешанные. Их задача — совместить преимущества аэробных и анаэробных тренировок, комбинируя их. Например, одно занятие включает в себя 40 минут аэробных и 20 минут анаэробных тренировок, что позволяет развить как силу, так и выносливость спортсмена.

Так же тренировки бывают:

— Круговые (2–4 круга, в каждом от 3 до 10 упражнений на разные группы мышц)

— Интервальные (короткие предельные нагрузки с короткими периодами отдыха между ними)

— Сплит (тренировка разбивается на циклы по 2–4 дня. Один день — одна группа мышц)

— По количеству участников:

— Групповые (занятия с группой в спортивном зале или секции)

— Индивидуальные (самостоятельная работа)

— Смешанные (занятия с группой, после которых — дополнительная проработка упражнений самостоятельно)

Можно привести другие типы классификации, но общий смысл ясен — имеется множество разных типов тренировок, которые можно совмещать или комбинировать в зависимости от целей. Так, военные стремятся достичь в первую очередь предельной выносливости, силовые качества для них отходят на второй план, хотя, несомненно, также важны [4]. Силовые же части полиции, задача которых в быстром силовом подавление противника тренируют в первую очередь силу, потому что им не так критичен навык длительных переходов с большим весом.

Спортсмены стремятся достичь максимальных показателей в своей дисциплине. Многие типы единоборств направлены не столько на боевую эффективность, сколько на поддержание хорошей физической формы. Кто-то занимается танцами с целью просто научиться разным типам танцев, кто-то доводит до совершенства один или несколько, после чего соревнуется с другими танцорами.

И в связи с этим часто возникают некоторые проблемы с пониманием методологии тренировок. Они возникают по причине некоторой профессиональной деформации спортсменов, специализирующихся на своих спортивных дисциплинах.

Например, профессиональные танцоры, имеющие цель достичь именно лучших показателей в своей дисциплине, для развития необходимых умений зачастую занимаются и гимнастикой, и акробатикой. Им это необходимо для получения нужной гибкости и подвижности, однако эти навыки совершенно излишни для людей, занимающихся танцами, например, в качестве фитнеса. Им важнее сама двигательная активность, а гимнастические навыки для них излишни. Поэтому едва ли спортсмен-танцор, выступающий на профессиональных соревнованиях, сочтет методику тренировок танцора-любителя эффективной. При этом для любителя именно такая, не отнимающая слишком много ресурсов, но позволяющая поддерживать хорошую физическую форму тренировка, будет наиболее оптимальной.

К тому же со временем спортивная мода также может меняться. Наиболее нагляден пример с бодибилдингом. Так, в 70-е-80-е годы XX века популярностью пользовались «произвольные программы», в которых особое внимание уделялось артистичности атлетов и их умению заинтересовать публику своим выступлением. Затем их важность стала падать и на первое место вышли более объективные показатели пропорциональности и объемности мышц.

С одной стороны, это упростило судейскую работу и сделало ее более объективной. С другой же стороны это практически убило эффектность чемпионатов по бодибилдингу.

Многие спортсмены «старой школы» или «золотого века» бодибилдинга отстаивали важность произвольной программы и к 2010-м годам сумели сделать данную программу частью многих турниров. Тем не менее, бодибилдеры, цель которых была в наращивании мышечной массы теперь вновь вынуждены сменить подход к тренировкам и сами их методики. Дабы достичь большей пластичности движений [5].

Все это говорит о том, насколько важно предварительно оценить цели, с которыми человек начинает занятия спортом. Далее необходим тренер, который позволит достичь именно данных целей, либо скорректировать их и вновь проработать грамотную программу. Самостоятельные же занятия крайне не рекомендуются в силу разнообразия источников и зачастую противоречия данных в них (как уже было сказано, это не ошибки в методиках, это специальная их проработка под конкретные задачи), что значительно затрудняет подбор грамотной программы тренировок для не имеющего академического образования человека.

В заключение можно сказать, что если не все противоречия в теории спорта, то значительная их часть вызвана именно различием целей тех или иных тренировок. В статье затронута лишь малая их часть, но даже ее достаточно, чтобы оценить различия тех или иных методик тренировок и понять, что не каждая методика применима к тем или иным людям, видам спорта или сферам деятельности.

Литература:

  1. Григоревич В. В. Зарождение олимпийского движения современности // Всеобщая история физической культуры и спорта. — М.: Советский спорт, 2008. — ISBN 978–5-9718–0254–9
  2. Григоревич В. В. Физическая культура Древней Греции // Всеобщая история физической культуры и спорта. — М.: Советский спорт, 2008. — ISBN 978–5-9718–0254–9.
  3. Двейрина, О. А. Теория спорта: конспекты лекций, вопросы для самопроверки и задания по УИРС / О. А. Двейрина. — 1. — Санкт-Петербург: СПбГАФКим. П. Ф. Лссгафта, 2003. — 124 c. — Текст: непосредственный.
  4. Положение по физической подготовке и спорту военнослужащих Вооруженных Сил. — Мн.: МО РБ, 2001
  5. Соревновательные дисциплины в бидибилдинге // iq-body URL: https://iq-body.ru/articles/trening/sorevnovatelnye-discipliny (дата обращения: 04.04.2021).
  6. Штейнбах, В. Большая олимпийская энциклопедия. Комплект в 2-х томах / В. Штейнбах. — 1. — Москва: Олимпия-пресс, 2006. — 1752 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): спорт, теория спорта, тип тренировок, тренировка, Физическая культура, вид спорта, выносливость спортсмена, группа мышц, Древняя Греция, занятие, методика, подход, физическая тренировка спортсменов, хорошая физическая форма.


Ключевые слова

физическая культура, спорт, теория спорта, противоречия в развитии спорта, типы тренировок
Задать вопрос