О роли студенческого волонтерства в карьерном становлении молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 07.06.2021

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Ананьева, А. А. О роли студенческого волонтерства в карьерном становлении молодежи / А. А. Ананьева, Е. Н. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 301-303. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82101/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье авторы показывают значимость и предлагают создание студенческих волонтерских клубов, а также предоставляют примерную модель организации.

Ключевые слова : профессиональное развитие специалиста, профессиональный опыт, карьерное становление молодежи, волонтер, студенческий клуб.

Актуальность данной темы, безусловна велика, ведь в период обучения в вузе молодой человек получает первый профессиональный опыт, который связан с практической подготовкой молодого специалиста как в части получения профессиональных знаний, так и в плане прохождения практики в форме практической подготовки. Результаты проведённых нами опросов показывают, что около 30 % студентов очной формы обучения имеют опыт работы. Конечно, первый опыт работы в студенческие годы связан не всегда с трудоустройством по специальности, но в любом случае это помогает молодежи сгладить моменты, связанные с адаптацией на рынке труда.

На сегодняшний день есть много ресурсов, которыми могут пользоваться студенты в период обучения в вузе: в вузах функционируют Центры содействия занятости и трудоустройству / Центры карьеры; студенты могут принимать участие в карьерных мероприятиях, студенческих трудовых отрядах, в профориентационных конкурсах и стажировках у потенциальных работодателей, в экскурсиях на предприятия и пр.

Все это очень важно, т. к. профессионализация как процесс становления профессионала включает в себя выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др. Есть и другое значение данного понятия — привлечение профессионалов в ту или иную область деятельности человека [1].

Возьмем в качестве примера пять стадий профессионализации согласно концепции Э. Ф. Зеера:

1) оптация — выбор профессии с учетом индивидуально-личностных и ситуативных особенностей;

2) профессиональная подготовка — приобретение профессиональных знаний, навыков и умений;

3) профессиональная адаптация — вхождение в профессию, освоение социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование качеств и опыта;

4) профессионализация — формирование позиций, интеграция личностных и профессиональных качеств, выполнение обязанностей;

5) профессиональное мастерство — реализация личности в профессиональной деятельности [2].

Получается, что в период студенческой жизни молодежь проходит вторую (профессиональная подготовка) и третью (профессиональная адаптация) стадии. Мы хотим обратить внимание на третью стадию, ведь именно ее прохождение, «проживание» в студенческие годы потом сглаживает моменты выхода на рынок труда, т. к. у выпускника уже появляется опыт взаимодействия с работодателями, оформления документации по вопросам трудоустройства, самопрезентации, прохождения стажировок и т. п.

С акмеологической концепцией Э. Ф. Зеера можно соотнести составляющие инновационной компетентности (Таблица 1) 3.

Таблица 1

Соотношение составляющих инновационной компетентности и стадий профессионализации

Инновационная компетентность

Стадии профессионализации (по Э. Ф. Зееру)

Характеристика стадий

профессиональная готовность выпускника школы

оптация

выбор профессии с учетом индивидуально-личностных и ситуативных особенностей

готовность обучающихся к образовательной деятельности в вузе

профессиональная подготовка

приобретение профессиональных знаний, навыков и умений

профессиональная адаптация

вхождение в профессию, освоение социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование качеств и опыта

готовность выпускника вуза к ведению образовательной деятельности

профессионализация

формирование позиций, интеграция личностных и профессиональных качеств, выполнение обязанностей

профессиональное мастерство

реализация личности в профессиональной деятельности

Будущий специалист должен принимать участие в выборе профессиональной области, выстраивании профессиональной карьеры, поэтому так важно пройти этапы становления как специалиста: первичное становление ; стадия опытности ; стадия экспертности (Г. Х. Боронова) [4].

Как показывают опросы студентов нашего вуза, основными каналами трудоустройства являются: личные связи; прямое обращение к потенциальному работодателю; места прохождения практик/ стажировок; Центры занятости (вуза, города и др.).

Центры карьеры при вузах являются площадкой для взаимодействия работодателей со студентами по конкретным направлениям подготовки (определенные целевые группы). Ведь сегодня не столь важно предлагать вакансии, как знакомить студентов с ролью портфолио и резюме, прохождения собеседований, ориентированием студента на рынке труда. Поэтому так необходимо заниматься вопросами карьерного характера, а порой и обучать поиску себя в профессиональной деятельности.

В связи с вышеописанным, мы предлагаем рассмотреть создания при вузах студенческих волонтерских клубов карьеры как добровольных объединений студентов, где целью и будет профессиональное развитие студентов на примере студенческого клуба «Профи».

Цель студенческого клуба «Профи» — содействие занятости и трудоустройству студентов, духовному и интеллектуальному развитию личности гражданина России, развитию лидерских качеств. Руководителем Клуба является Председатель Клуба, который планирует и организует деятельность Клуба по различным направлениям; непосредственно взаимодействует с администрацией вуза; представляет Клуб по вопросам его деятельности в административных и общественных структурах Университета.

Продуктивная деятельность студенческого волонтерского клуба карьеры невозможна без взаимодействия с администрацией вуза. В связи с этим мы рассматриваем взаимодействие Клуба со следующими структурными подразделениями вуза:

– Управление по воспитательной и социальной работе;

– Социально-психологическая служба;

– Центр дополнительного профессионального образования;

– Волонтерский центр;

– Центр содействия занятости и трудоустройству.

Ниже на рисунке представлена модель взаимодействия Студенческого клуба с администрацией вуза.

Привлечение участников клуба может быть организованно следующим образом: проведение образовательных модулей с участием работодателей; создание чата для членов Клуба; выступление руководства перед старостами групп/студенческим активом; создание и продвижение информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности Клуба; отражение информации о Клубе в «Путеводителе первокурсника».

Модель взаимодействия с администрацией вуза

Рис. 1. Модель взаимодействия с администрацией вуза

В свою очередь, немаловажную информацию играет привлечение работодателей. Для этого можно взять за основу следующие варианты: участие в подготовке и проведении встреч работодателей со студентами; анализ рынка труда с последующим привлечением работодателей; участие в подготовке и проведении выездных встреч работодателей со студентами, а также, проведение Фестивалей карьеры.

Мероприятия, проводимые в Клубе, могут быть различными. В основе модели могут лежать четыре вида мероприятий:

– организационные мероприятия, именно по ним складывается структура всего плана мероприятий, как как они включают в себя и проведение мероприятий, согласно плану работы клуба, и проведение собраний клуба, и создание среды, где работодатели обмениваются информацией друг с другом;

– образовательные мероприятия направленны на разработку рабочих методических и учебных материалов по организации деятельности Клуба, информированию студентов вуза о стажировках, участие в разработке программ мероприятий по организации занятости и трудоустройства студентов вуза, участие членов Клуба в обучающих мероприятиях офлайн и онлайн формата, участие членов Клуба в проведении опросов;

– корпоративные мероприятия направлены на сближение коллектива, для сплочения и отдыха. Примерами таких мероприятий могут быть: проведение собраний для решения актуальных вопросов, организация совместной деятельности членов Клуба, организация совместного досуга, онлайн-игры среди участников Клуба для сплочения коллектива;

– мероприятия по привлечению участников Клуба и новых работодателей (МПУ). Это могут быть: выступления руководства Клуба перед старостами групп/студенческим активом, создание чата для членов Клуба, популяризация деятельности Клуба в социальных сетях, выставление информации о деятельности Клуба на инфоресурсах вуза, создание раздела о деятельности Клуба в «Путеводителе первокурсника», встречи работодателей со студентами. Данный вид мероприятий может являться ведущим, поскольку деятельность клуба на прямую связана с передачей информации от работодателя к студенту и наоборот, но не стоит забывать про другие, не менее важные аспекты в организации деятельности Клуба.

Таким образом, создание студенческих клубов карьеры поспособствует укреплению продуктивных взаимоотношений потенциального работодателя со студентами, ведь предполагается что для поиска работы и улучшения своих навыков студенты будут обращаться сюда, а взаимодействие клуба с администрацией вуза позволит привлекать лучших специалистов.

Литература:

  1. Боронова Г. Х. Психология труда: конспект лекций  М.: ЭКСМО, 2008.  158 с.
  2. Зеер Э. Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: Дис. … д-ра психол. наук.  Свердловск, 1988.  356 с.
  3. Kuklina E. N. Approaches to theoretical analysis of ‘innovative competence’// Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya, 2014, Vol. (1), № 1. С. 54–64.
Основные термины (генерируются автоматически): администрация вуза, деятельность клуба, студент, вуз, инновационная компетентность, мероприятие, профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, рынок труда, стадий профессионализации.


Ключевые слова

волонтер, профессиональный опыт, студенческий клуб, профессиональное развитие специалиста, карьерное становление молодежи

Похожие статьи

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Библиографическое описание: Шанц, Е. А. Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система / Е. А. Шанц.

Таким образом, необходимо отметить, что профессиональная подготовка студентов к работе в туристическом бизнесе представляет...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов...

Библиографическое описание: Гербекова, Л. Х. Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного

Анализ литературы по данному вопросу приводит к тому, что этот подход менее привязан к конкретному объекту и предмету труда, что...

Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда.

- обеспечение содействия профессиональной адаптации и практической подготовки студентов к реальным условиям трудовой среды, начиная с младших курсов (путем успешной организации практик); - мониторинг потребностей рынка труда (для отслеживания данных о...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента

Библиографическое описание: Пономарева, О. С. Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого...

Особенности профессиональной подготовки будущих...

Лапшина, А. В. Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах

Профессиональная подготовка будущих специалистов социально-культурной деятельности осуществляется вузами культуры и...

Производственная практика как фактор формирования...

 Выявить и обосновать профессиональные компетентности студентов ВУЗа.  Разработать и апробировать методики формирования профессиональных компетенций студентов ВУЗа.  Проанализировать результаты использования разработанных методик и оценить...

Психолого-педагогическое сопровождение — профессиональная...

Психолого-педагогическое сопровождение «система профессиональной деятельности преподавателя, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации...

Процесс формирования профессиональной компетентности...

На наш взгляд, в процессе формирования профессиональной компетентности бакалавров

Учебно-профессиональная деятельность направлена на развитие инициативности

Таким образом, задачей профессиональной подготовки бакалавров по направлению «социальная...

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

Обучение в вузе формирует у студентов готовность к трудовой и профессиональной

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе.

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности...

Похожие статьи

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Библиографическое описание: Шанц, Е. А. Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система / Е. А. Шанц.

Таким образом, необходимо отметить, что профессиональная подготовка студентов к работе в туристическом бизнесе представляет...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов...

Библиографическое описание: Гербекова, Л. Х. Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного

Анализ литературы по данному вопросу приводит к тому, что этот подход менее привязан к конкретному объекту и предмету труда, что...

Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда.

- обеспечение содействия профессиональной адаптации и практической подготовки студентов к реальным условиям трудовой среды, начиная с младших курсов (путем успешной организации практик); - мониторинг потребностей рынка труда (для отслеживания данных о...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента

Библиографическое описание: Пономарева, О. С. Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого...

Особенности профессиональной подготовки будущих...

Лапшина, А. В. Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах

Профессиональная подготовка будущих специалистов социально-культурной деятельности осуществляется вузами культуры и...

Производственная практика как фактор формирования...

 Выявить и обосновать профессиональные компетентности студентов ВУЗа.  Разработать и апробировать методики формирования профессиональных компетенций студентов ВУЗа.  Проанализировать результаты использования разработанных методик и оценить...

Психолого-педагогическое сопровождение — профессиональная...

Психолого-педагогическое сопровождение «система профессиональной деятельности преподавателя, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации...

Процесс формирования профессиональной компетентности...

На наш взгляд, в процессе формирования профессиональной компетентности бакалавров

Учебно-профессиональная деятельность направлена на развитие инициативности

Таким образом, задачей профессиональной подготовки бакалавров по направлению «социальная...

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

Обучение в вузе формирует у студентов готовность к трудовой и профессиональной

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе.

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности...

Задать вопрос