Библиографическое описание:

Усть-Качкинцева Е. Ю., Прокопьева Л. А. Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 44-47.

 

В данной статье рассматриваются профессиональные компетенции, которые нам диктует ФГОС ВПО, затрагиваются вопросы сформированности данных компетенций у выпускников вуза. Ищется взаимосвязь между качеством и количеством производственной практики и сформированностью профессиональных компетенций у выпускника ВУЗа.

Ключевые слова: информационные технологии, образование, производственная практика, профессиональная компетентность, ВУЗ, студент, компетенции, выпускник, ФГОС, ВПО.

 

Одной из проблем современного образования является подготовка выпускников с низким уровнем сформированности профессиональных компетенций. Выпускник, получивший диплом ВУЗа сталкивается с проблемой трудоустройства на ранке труда.

Развитие информационных технологий, а также промышленности, внедрение современных методов управления и организации производства, систем автоматизации требует от выпускника (молодого специалиста) высокого уровня готовности к профессиональной деятельности.

В связи с этим Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предъявляет ряд требований к уровню подготовки выпускника: «способностью использовать основные естественнонаучные законы, применять математический аппарат в профессиональной деятельности, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-1); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах (ПК-2); способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-3); способностью формировать комплекс мер по информационной безопасности с учетом его правовой обоснованности, административно-управленческой и технической реализуемости и экономической целесообразности (ПК-4) и др»..

Данные компетенции выпускника ВУЗа являются основополагающими при устройстве на работу. Весте с тем наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи. Поэтому особую значимость приобретает ориентация высшего профессионального образования на взаимодействие с работодателями по рациональной организации производственной практики студентов ВУЗа для формирования их профессиональной компетентности.

Вопросы повышения качества образования в педагогическом процессе затрагивались Арзуманова Н. В., Зенкина С. В. [1, с. 8–12], Тишина И.Ю [6, с. 81], Берденникова Н. Г. [2, с. 172].

Роль формирования компетентности в профессиональном образовании анализировались исследователями: Шадрикова В. Д. [8], Бухаровой Г. Д. [3, с. 86], Зеера Э. Ф. [4, с. 126], Марковой А. К. [5].

Таким образом, актуальность данного исследования определяется следующим противоречием:

                    Между количеством часов, выделенных на производственную практику и требованиями ФГОС к выпускнику.

                    Между острой потребностью современного производства в кадрах с высокой профессиональной компетентностью и недостаточным уровнем их готовности решать типовые и нестандартные практические профессиональные задачи.

Указанное противоречие позволило сформулировать проблему: «Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа».

Объект исследования: формирование профессиональной компетентности студентов ВУЗа.

Предмет исследования: производственная практика студентов ВУЗа.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние педагогических условий на формирование профессиональной компетентности студентов ВУЗа в процессе производственной практики.

Гипотеза исследования: производственная практика станет фактором формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа в том случае, если:

                    Высшие учебные заведения будут напрямую сотрудничать с рынком труда.

                    Работодатель предоставляет возможность студенту ВУЗа неоднократно пройти производственную практику на конкретном рабочем месте, закрепив за ним наставника-профессионала.

                    После прохождения производственной практики у студента ВУЗа накоплен достаточный фонд знаний и сформированы необходимые компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО).

                    Компетенции в дальнейшем будут применяться самостоятельно выпускником ВУЗа на конкретном рабочем месте.

Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:

                    Обосновать понятие производственной практики, как фактора формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа.

                    Выявить и обосновать профессиональные компетентности студентов ВУЗа.

                    Разработать и апробировать методики формирования профессиональных компетенций студентов ВУЗа.

                    Проанализировать результаты использования разработанных методик и оценить сформированность компетенций выпускника ВУЗа.

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись методы теоретического анализа, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, моделирование и статистическая обработка полученных результатов.

Опытно-поисковая база исследования. Исследование проходило в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

В исследовании участвовало 100 выпускников ВУЗа. Были опрошены выпускники 2015 года специальности 050100 «Педагогическое образование».

 

Таблица 1

Усвоенность профессиональных компетенций до и после изменения производственной практики

ПК

Процент усвоенности компетенции у выпускника в настоящее время

Планируемый результат освоения компетенции при увеличении производственной практики

ПК — 1

72 %

100 %

ПК — 2

90 %

100 %

ПК — 3

45 %

100 %

ПК — 4

60 %

100 %

ПК — 5

63 %

100 %

ПК — 6

55 %

100 %

ПК — 7

80 %

100 %

ПК — 8

78 %

100 %

ПК — 9

40 %

100 %

ПК — 10

41 %

100 %

ПК — 11

49 %

100 %

 

Заключение

Результаты исследования показали, что выходя из стен высшего учебного заведения, выпускник нуждается в улучшении качества и увеличении количества производственной практики во время образовательного процесса.

Рис. 1. Влияние практики на компетентность выпускника

 

Литература:

 

  1.                Арзуманова Н. В., Зенкина C. B. Роль инфокоммуникационных технологий в формировании качеств современного специалиста // Труды V-й Международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 5. Часть 2. Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. С. 8–12.
  2.                Берденникова Наталья Григорьевна. Методическое обеспечение процесса обучения как фактор повышения качества образования в вузе: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Берденникова Наталья Григорьевна; [Место защиты: Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС РФ].- Санкт-Петербург, 2007.- 172 с.: ил.
  3.                Бухарова, Г.Д., Старикова, Л. Д. Общая и профессиональная педагогика [Text]: учебное пособие / — М.: Академия, 2009. — 336 с. — ISBN 978–5-7695–58 87–0: 387–86 р.
  4.                Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126с.
  1.                5.Маркова А. К. Психология профессионализма. Издательство: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 г.
  1.                Тишина, И. Ю. О повышении качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ для детей [Текст] / И. Ю. Тишина //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — Челябинск, 2009. — № 3. — С. 173–81 (0,55 п.л.).
  2.                Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 9.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной компетентности студентов, формирования профессиональной компетентности, компетентности студентов ВУЗа, фактор формирования профессиональной, производственной практики, формирование профессиональной компетентности, профессиональных компетенций, компетентности студентов педагогического, производственная практика, компетентности студентов ВУЗа», формирования компетентности в профессиональном, компетентности студентов технического, профессиональные компетентности студентов, выпускника ВУЗа, компетенций студентов ВУЗа, компетенции выпускника ВУЗа, практика студентов ВУЗа, практики студентов ВУЗа, компетенций выпускника ВУЗа, профессиональной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос