Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) в большинстве случаев является причинным фактором в развитии у больных психосоматических нарушений. Их развитие зависит от многих факторов: пола пациента, формы ГЭРБ (эрозивная или неэрозивная), назначения пациенту комплексного лечения (включающего анксиолитические препараты или антидепрессанты). В статье представлен литературный обзор иностранной и русскоязычной литературы по тематике психосоматических расстройств у пациентов с ГЭРБ.
Ключевые слова: гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, психосоматические нарушения, депрессия, фармакотерапия.
Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) является наиболее распространённым заболеванием пищевода, в основе развития которой лежит нарушение двигательной функции верхних отделов пищеварительной системы, что позволяет это заболевание вполне отнести к категории психосоматических, особенно на ранних этапах развития, когда не проявились органические осложнения, затрагивающие структуру тканей [3]. Помимо этого, психогенные наслоения играют ведущую роль в клинической картине заболевания и определяют снижение работоспособности пациентов [4].
Изучением данной сочетанной патологии, а также вопросов её лечения занимались многие учёные. Так, L. H. Baker et al. в своём исследовании с участием 51 пациента с диагнозом ГЭРБ при сравнении с контрольной группой, состоящей из 43 пациентов без желудочно-кишечных и психических патологий, выявили, что пациенты с ГЭРБ чаще подвержены депрессиям, необоснованному беспокойству [7]. Кроме того, Лапина Н. С., Боровков Н. Н. в своём исследовании соотносили результаты тестирования пациентов на наличие клинической депрессии (согласно шкале Бэка) и тестирования качества их жизни с помощью специального опросника GSRS (Gastrointestinal Symptom Rating Scale). В результате было обнаружено, что пациенты с ГЭРБ значительно чаще подвержены депрессивным расстройствам, чем исследуемые контрольной группы. К тому же, была выявлена корреляционная связь между уровнем проявления психопатологических симптомов (депрессии) и результатами GSRS. Было доказано, что некоррелированная тревога и депрессия усиливают симптоматику ГЭРБ и снижают качество жизни [5]. По данным исследования Антоненко О. М., депрессивные и тревожные нарушения встречаются у 64,6 % пациентов, страдающих ГЭРБ и входят в комплекс основных факторов, провоцирующих развитие ГЭРБ как нозологической формы. Согласно результатам исследования, частота возникновения гастроэзофагеальных рефлюксов, продолжительность самого длительного рефлюкса по данным рН-метрии, количество и разнообразие предъявляемых жалоб не соотносились со степенью тяжести ГЭРБ по данным фиброэзофагогастродуоденального исследования (ФГДС), но коррелировали с уровнем тревожно-депрессивных нарушений. При этом в большинстве случаев у пациентов с ГЭРБ именно связанные с данной патологией тревожно-депрессивные расстройства, а не проявления самого заболевания приводили к расстройству социального и профессионального функционирования, снижая тем самым качество жизни пациентов [1].
Немало исследований были посвящены изучению влияния ГЭРБ на качество сна пациентов. Так, в статье Narika Iwakura и др. оценивалась взаимосвязь между ГЭРБ и явлениями нарушений сна с участием 350 пациентов. Было обнаружено, что пациенты с ГЭРБ значительно чаще, чем лица контрольной группы, испытывают патологические изменения сна. При этом пациенты с ГЭРБ и нарушениями ночного сна продемонстрировали более значимый уровень депрессии и тревоги, чем пациенты с ГЭРБ, но без соответствующей патологии. Это может ставить вопрос о необходимости применения снотворных средств в комплексной терапии ГЭРБ [8]. В исследовании Aleksey A Oparin et al. изучались не только параметры качества ночного сна, жизни, но и такие показатели, как состояние нервной системы, данные ультразвукового исследования, кислотность желудка, уровень мелатонина и серотонина для изучения механизма влияния ГЭРБ на формирование бессонницы. У пациентов с ГЭРБ с тормозным типом личности более выраженными оказались депрессивные расстройства, снижение качества сна и качества жизни, а у пациентов с возбудимым типом — повышенный уровень реактивной и личностной тревожности и выраженные моторно-секреторные расстройства. Было доказано, что психосоматические расстройства при ГЭРБ оказывают существенное влияние не только на качество сна, качество жизни, уровень мелатонина и серотонина, регуляцию секреторной и моторной функций желудка, но и являются одним из звеньев в патогенетическом механизме формирования как ГЭРБ, так и бессонницы при данной патологии [10].
Известно, что ГЭРБ бывает двух типов: неэрозивная форма (НЭРБ) и эрозивная (ЭРБ). Было изучено влияние форм ГЭРБ на выраженность психосоматических патологий. Так, по данным Безрукова Ю. Н. астено-вегетативные нарушения регистрируются у 100 % больных НЭРБ и у 59 % пациентов ЭРБ, а основными их проявлениями являются раздражительность (64 % случаев), плохой сон (54 %) и пониженное настроение (29 %), частота которых у больных с НЭРБ превышает встречаемость у больных с ЭРБ в 4,2, 3,0 и 2,6 раза соответственно, однако после проведения психотропной терапии частота данных патологий у больных НЭРБ стала достоверно в 3 раза меньше, чем у больных ЭРБ. У больных НЭРБ в 92 % случаев выявляются изменения психологического статуса негативного характера с преобладанием невротического варианта дезадаптации и декомпенсации личности преимущественно в сторону усиления тормозных реакций в сочетании с повышенным уровнем тревожности у 90 % больных и депрессивных проявлений в 85 % случаев, с их сочетанием у 15 % пациентов. У больных с НЭРБ частота выявления депрессии и тревожности была более чем в 2 раза выше, чем у больных с ЭРБ [2].
Пол, в свою очередь, также влияет на выраженность определённых психосоматических нарушений у пациентов с ГЭРБ, чему было посвящено исследование Сидоренко А. Н. По его данным, у пациентов с ГЭРБ мужского пола более выражен средний уровень ситуативной тревожности (60 %), тогда как у женщин преобладает средний уровень личностной тревожности (67,6 %). Это свидетельствует о том, что пациенты с ГЭРБ женского пола более предрасположены к тревоге и склонны воспринимать большое количество стрессовых ситуаций, как угрожающих личности. Мужчины же, напротив, более устойчивы к стрессовым факторам, но их субъективная реакция зачастую может не соответствовать действительности. В результате исследования также было выявлено, что согласно шкале Бека симптомы депрессии в большей степени преобладают у лиц, страдающих ГЭРБ, женского пола. В связи с высокой распространённостью тревожно-депрессивных расстройств рекомендуется проводить оценку психоэмоционального статуса, а также оценивать динамику состояния в процессе терапии [6].
Особое внимание уделяется необходимости в комплексном подходе к терапии ГЭРБ с учётом развивающихся при данной патологии психосоматических нарушений. В исследовании Трофимова В. И., Безрукова Ю. Н. принимали участие больные ГЭРБ, из которых 71 пациент получал комплексное лечение, включавшее не только базисное патогенетическое, симптоматическое, но и психотропное лечение антидепрессантами (флуоксетин) и анксиолитическими препаратами (фенозепам), а 34 пациента получали лишь традиционное лечение без психотропной поддержки. Доказано, что назначение психотропной терапии позволило обеспечить значительную минимизацию продолжительности не только психосоматических, но и клинических проявлений заболевания [3]. Но в то же время по данным исследования E Martín-Merino и др обнаружено, что пациенты с депрессией, получавшие трициклические антидепрессанты в качестве базисной терапии, продемонстрировали повышенный риск развития ГЭРБ, чем пациенты, получавшие селективные ингибиторы обратного захвата серотонина [9]. В исследовании Демешкиной Л. В. и др, в котором терапия исследуемой группы пациентов ГЭРБ проводилась не только традиционными лекарственными средствами, но и нейролептиком тиоридазином, отмечается, что комплексный подход к лечению приводит к более выраженным положительным изменениям интенсивности тревожно-депрессивных проявлений [4].
Немаловажную роль играет и сама методика лечения вызванных ГЭРБ психосоматических нарушений. Так, Xiuhua Li, Fengjiao Ding и др. поделили исследуемую группу пациентов с ГЭРБ и психопатологическими проявлениями данного заболевания на 3 группы согласно проведённой терапии психопатологии: пациенты, принимавшие только психотропные препараты; пациенты, принимавшие и психотропные препараты, и прошедшие курс психотерапии; пациенты, прошедшие курс психотерапии без лечения психотропными препаратами. До и после лечения пациенты были ретроспективно проанализированы с использованием опросника по ГЭРБ, шкалы депрессии Гамильтона, шкалы тревоги Гамильтона и шкалы качества жизни SF-36. Достоверно все три группы пациентов продемонстрировали улучшение показателей психопатологических нарушений, но самое эффективное лечение было применено у группы пациентов, прошедших курс психотерапии и приёма психотропных препаратов одновременно. Группа пациентов, получавших исключительно психотропные препараты, продемонстрировала меньшую клиническую эффективность лечения, чем пациенты двух других групп [11].
Таким образом, ГЭРБ провоцирует развитие психосоматических нарушений. Причём вероятность их проявления, разновидность данной группы патологий зависит от многих факторов, включая такие, как пол, форма ГЭРБ, а также комплексный подход к терапии данной патологии.
Литература:
- Антоненко О. М. Аффективные и тревожные расстройства пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью. Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2002.
- Безруков Ю. Н., Особенности клинического течения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни в зависимости от психосоматического состояния пациентов, Автореферат, Санкт-Петербург — 2017
- В. И. Трофимов, Ю. Н. Безруков. Психосоматические аспекты лечения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни / Архив внутренней медицины, № 5(25), 2015. С. 55–61
- Демешкина Л. В., Мосийчук Л. М., Петишко О. П., Зыгало Э. В., Завьялова И. Ю. Опыт применения психокоррегирующих средств в комплексном лечении больных гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью, сочетанной с дисфункцией желчевыводящей системы / Гастроентерологія, № 3(61), 2016. С. 17–22
- Лапина Н. С., Боровков Н. Н. Тревожно-депрессивные состояния у больных с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью / Клиническая медицина № 2, 2008. С. 35–37
- Сидоренко, А. Н. Связь между тревожно-депрессивными расстройствами и гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью / А. Н. Сидоренко, Е. И. Коляда, Е. В. Семенченко, В. В. Кузьменкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 18–20. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68628/ (дата обращения: 26.05.2021).
- Baker LH, Lieberman D, Oehlke M. Psychological distress in patients with gastroesophageal reflux disease. Am J Gastroenterol. 1995 Oct;90(10):1797–803. PMID: 7572897.
- Iwakura N, Fujiwara Y, Shiba M, Ochi M, Fukuda T, Tanigawa T, Yamagami H, Tominaga K, Watanabe T, Arakawa T. Characteristics of Sleep Disturbances in Patients with Gastroesophageal Reflux Disease. Intern Med. 2016;55(12):1511–7.
- Martín-Merino E, Ruigómez A, García Rodríguez LA, Wallander MA, Johansson S. Depression and treatment with antidepressants are associated with the development of gastro-oesophageal reflux disease. Aliment Pharmacol Ther. 2010 May;31(10):1132–40. doi: 10.1111/j.1365–2036.2010.04280.x. Epub 2010 Feb 25. PMID: 20199498.
- Oparin AA, Balaklytska IO, Morozova OG, Oparin AG, Khomenko LO. Mechanisms of insomnia formation with gastroesophageal reflux disease, taking into account the psychosomatic status in young people. Wiad Lek. 2020; 73(7):1365–1369. PMID: 32759421.
- Xiuhua Li, Fengjiao Ding, Pandeng Luo, Jing Yang, Zhenhua Liu, Jinwei Liu, Yali Zhang, Aimin Leng, Kuangming Wu Front Psychiatry. 2018; 9: 115. Xiuhua Li, Fengjiao Ding, Pandeng Luo, Jing Yang, Zhenhua Liu, Jinwei Liu, Yali Zhang, Aimin Leng, Kuangming Wu Front Psychiatry. 2018; 9: 115.