В данной статье рассматриваются различные интегративные игровые методы, которые применяются в дошкольных образовательных учреждениях. Проанализированы и выделены наиболее подходящие игровые методы в работе с дошкольниками, приведены примеры. Показано, что через внедрение игровых технологий, можно повысить уровень усвоения знаний и умений воспитанников, а также стимулировать развитие творчества.
Ключевые слова : интерактивные технологии, игровые методы.
Современная система образования ориентирована на формирование у детей любознательности, воображения, познавательной активности, самостоятельного мышления. Периодом активного развития познавательной деятельности является дошкольный возраст. В это время происходит становление первых форм абстракции, простых умозаключений и обобщения, а также ребенок переходит от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, памяти, воображения, внимания.
Возможность использования интерактивных методов в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: это переход от привычных занятий с дошкольниками к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах — и самостоятельной.
Существует большое количество интерактивных методов и технологий. Что же такое интерактивная технология обучения? Самоопределение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
В образовательной деятельности детского сада наиболее часто используются следующие интерактивные методы: «Кластер», «Работа в парах», «Микрофон», «Хоровод», «Предвидение», «Синквейн», «Карусель», «Дискуссии», «Дерево знаний» и многие другие.
Метод «Работа в парах». При использовании этого метода дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию и выполнять предложенное задание. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Примеры работы в паре:
— дети по очереди описывают картину,
— собирают пазлы или разрезные картинки,
— Игра «Цвет покажи — предмет назови» — дети подбирают существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Например:
Красный — помидор, мяч, нос
Зелёный — кузнечик, трава, лист
Синий — кубик, море, зонт
Жёлтый — лимон, солнце, банан
«Микрофон» — это метод, где педагог и дети образуют круг, затем передавая друг другу игрушечный микрофон, высказывают свои мысли по заданной теме.
Например, микрофон берет ребенок, составляет несколько предложений о своей любимой игрушке (питомце, мечте, увлечении), затем микрофон передает другому ребенку. Все ответы детей не обсуждаются, а принимаются и одобряются.
«Предвидение» — метод работы с детьми, в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы.
Например:
— Родители сели в автобус, а ты остался на остановке. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?
— Пожар в квартире. Что ты будешь делать? Почему?
— Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
«Синквейн » (Синквейн, в переводе означает «стихотворение из пяти строк). Это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строчка — одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строчка — два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строчка — три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строчка — фраза, несущая определенный смысл, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме.
5 строчка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
Пример использования этого метода в дошкольных образовательных учреждениях представлен в таблице 1.
Таблица 1
Синквейн «Про зайца»
1 строчка: назвать, одним словом, предмет или явление. 2 строчка: описать какой этот предмет. 3 строчка: назвать три действия этого предмета. 4 строчка: понравился ли данный предмет? 5 строчка: как вы можете назвать этот предмет по-другому |
Заяц Серый, длинноухий Прыгает, грызет, дрожит Мне нравится пушистый зайчик. Животное |
«Дискуссия» — это метод, где весь коллектив обсуждает какой-то сложный вопрос. В дискуссии принимают активное участие все дети.
В конце обсуждения коллектив приходит к единому мнению решения задачи, проблемы. Задавать вопрос следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы.
Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю...», «Я считаю...», «По моему мнению…», «Я согласен, но…», «Я не согласен, потому что…».
Например, детям предлагают обсудить такие темы:
«Как развеселить друга?»
«Можно ли обойтись без телефона?»,
«Нужна ли книга в наше время?» и т. д.
При использовании метода «Хоровод» педагог с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Метод «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
Например, «Назови свойства предмета», детям по очереди предлагают потрогать какой-либо предмет, и рассказать какой он.
— Предположим, мяч — дети по очереди рассказывают о нем (круглый, красный, резиновый, большой и т. д.).
— «Назови части предмета»
— «Назови действие предмета»
Для проведения метода «Дерево решений», рисуется на ватмане дерево — это поставленная проблема, которая имеет неоднозначное решение, а листочки на деревьях — это решения. Этот метод заключается в том, что дети делятся на команды с одинаковым количеством ребят. Каждая команда обсуждает поставленный вопрос и делает записи, зарисовки или выкладывает картинки на своем дереве решений. После выполнения заданий все решения обсуждаются, каждая команда доказывает свою идею. Например, детям задают вопрос — «Что нужно дереву, чтобы найти ему друзей?» Дети рисуют на листиках цветочки, чтобы сделать его привлекательным для пчел и бабочек, другая команда наклеивают картинки с фруктами, чтобы к нему пришли люди, следующая — изображают гнезда, чтобы приманить птичек, четвертая команда создает импровизированное дупло для белки и т. д.
«Кластер» в переводе с английского языка означает гроздь, кисть. Кластер — это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре располагается основное понятие, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. (Рисунок 1.)
Рис.1. Кластер «Животные»
Это могут быть слова, словосочетания, картинки, касающиеся данной темы. Сначала на доске вывешивается картинка с изображением ключевого предмета, дети высказывают свои мысли, все свои знания по заданной теме. Затем на протяжении всего образовательного процесса дети структурируют учебный материал и систематизируют полученные знания, подбирая слова или картинки, относящиеся к ключевому предмету. Этот метод можно использовать практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем.
В заключение хотелось бы сказать, что использование интерактивных методов является универсальным дидактическим подходом к организации процесса обучения. Достоинством является то, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и применять полученные ранее знания, умения и навыки и высказываться по поводу того, что они думают и считают важным.
Применение интерактивных методов позволяет эффективно пополнить знания детей об окружающем мире, привить навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, воспитать в детях чувство собственного достоинства, почувствовать ощущение творческой свободы. Главное, чтобы педагог четко поставил цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые характеризуют познавательную направленность.
Литература:
1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада» Учебное пособие М., 2011.- 208с.; ISBN: 978–5-98594–307–8
2. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение / И. Урмина, Т. Данилина. — Москва: Линка-Пресс, 2009. — 306с.; ISBN 978–5-8252–0070–5
3. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».) ISBN: 9785994906545
4. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. // Управление ДОУ. — 2012. — № 5
5. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — Спб.: «Детство-пресс», 2012.- 80с.; ISBN: 978–5-8981–4553–8