Педагогическая находка: методы кластер и синквейн в работе с дошкольниками | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.

Дата публикации: 08.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Батмановская, Т. В. Педагогическая находка: методы кластер и синквейн в работе с дошкольниками / Т. В. Батмановская, М. Г. Полякова, М. С. Матвеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9645/ (дата обращения: 16.12.2024).

Препринт статьи



Хочу представить вам педагогическую находку, которую я использую в реализации образовательных задач социально-коммуникативного направления развития детей в разделе нравственно-патриотическое воспитание.Для начала важно определиться, что же такое педагогическая находка и зачем она нужна? Педагогическая находка — это эффективный опыт, который основан на практическом творческом поиске. Это оригинальность и мастерство педагога, инновационные подходы и принципы в воспитательно-образовательной работе, которые могут быть полезны другим педагогам. В своей работе я использую технологии развития критического мышления у детей: метод кластер, синквейн.

Использование образовательных технологий на занятиях

Рис. 1. Использование образовательных технологий на занятиях

Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога современных и инновационных технологий духовно-нравственного и патриотического воспитания, которые должны быть направлены не на передачу уже готовых нравственно — этических норм, а на то, чтобы поставить ребенка в условия нравственного выбора. Вот здесь и логично будет использовать в деятельности с детьми технологии критического мышления, важность которых заключается в том, что мы учим детей выбирать из потока информации нужное, обсуждаем то, что выбрали, делаем выводы.

Метод кластер как раз относится к технологиям критического мышления. В основном данный метод используется учителями в школе, но этот метод можно использовать и в детском саду, в основном на занятиях по развитию речи, ознакомлении с окружающим миром, чаще всего данный метод используют учителя — логопеды.

Кластер — это графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или пучка взаимосвязанных фактов. Или по другому можно сказать, что смысл кластера заключается в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди или пучка.

Пример составления кластера на тему «Семья»

Рис. 2. Пример составления кластера на тему «Семья»

Как же составляется кластер? В центре кластера помещается основное понятие или мысль. Обычно это представляется в виде овала. По сторонам, как на веточку, крепятся важные смысловые единицы, которые соединяются с основным понятием прямыми линиями. Вокруг могут располагаться менее значимые смысловые единицы, которые в полном объеме раскрывают тему и дополняют логические связи. Кластер может быть оформлен на доске, на больших листах. В моем случае, чаще всего, на доске. Как правило, в школе учитель записывает слова, в детском саду, если дети не читают, то подбираются под определенную тему картинки, рисунки, которые мы с моими дошкольниками делаем заранее, тогда это уже получается арт — кластер. Еще можно использовать фотографии и схемы.

В данном случае этот метод позволяет обобщить представления о семье, семейных и родственных отношениях. Не забываем говорить о том, как проявляется забота друг о друге в семье, какие есть общие интересы у всех членов семьи.

В чем же преимущество кластера? В его необычности, яркости, наглядности. Данный метод я использую при проведении бесед и обсуждений, на занятиях разной направленности, на итоговых мероприятиях, в основном для закрепления и обобщения тем.

Составляем с детьми кластеры на различные темы: семья, дружба, добрые поступки, родина, страна, времена года, мой дом, профессии.

Отметила для себя достоинства кластера: можно переработать и переосмыслить большой объем информации, дети проявляют творчество, инициативу, активны, не боятся ошибиться, самое главное есть возможность сделать выбор из всего предложенного.

В составлении кластера принимают участие дети

Рис. 3. В составлении кластера принимают участие дети

Ну, а теперь еще об одном методе. Синквейн. Это универсальный метод. Синквейн в переводе с французского — пятистрочье. Т.е., стихотворение без рифмы, в этом стихотворении обобщена информация по изученной теме.

Синквейн составляется по определенным правилам:

Первая строка — одно слово, как правило — существительное.

Вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль или дающее характеристику.

Третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка фраза, предложение, показывающее свое отношение к теме или обобщение или утверждение.

Пятая строка — слова, связанные с первым словом: ассоциации, синонимы.

Понятно, что дети не могут пока еще понять суть построения синквейна, но есть определенные схемы, которые помогают работать. Это «Ёлочка».

Схема составления синквейна

Рис.4. Схема составления синквейна

В чем преимущество данного метода? Можно пополнить словарный запас детей, развить ассоциативное мышление, обучить кратко выражать свои мысли и опять же вовлечь в творческий процесс детей, подготовить к пересказу. Данный метод хорошо использовать в школе, но и в детском саду имеет место быть.

Рассмотрим правила составления синквейна: флаг, береза.

Береза: Данный метод использовал в момент предварительной работы перед аппликацией.

В заключении хочу сказать, что эти методы появились давно, они сродни ИКТ технологиям. Все инновационное это то, забытое старое, но теперь по-иному осмысленное. Важно, как педагог будет пользоваться этими методами и какая будет от этого эффективность.

Задать вопрос