В статье рассматриваются вопросы о нормативно-правовом регулировании профессиональной деятельности государственного гражданского служащего на примере прокуратуры Российской Федерации. Целью данной статьи является исследование основных принципов и правил служебного поведения, этических норм и ответственность государственного гражданского служащего. В результате проведенного анализа изложены меры по повышению эффективности организации государственной службы в других государственных органах Российской Федерации.
Ключевые слова: государственная служба, государственный гражданский служащий, кодекс этики, правила поведения государственного служащего, ответственность.
В настоящее время правоотношения связанные с деятельностью государственного гражданского служащего (далее — гражданский служащий) регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». В рамках реализации положений указанных нормативно-правовых актах органами государственной власти утверждаются и принимаются правила служебного поведения гражданских служащих (кодексы, регламенты).
Так, приказом Генерального прокурора от 25.03.2011 N 79 утвержден Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации.
Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми необходимо руководствоваться федеральному государственному гражданскому служащему органов прокуратуры Российской Федерации независимо от замещаемой им должности [1].
Целью данного Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения гражданского служащего, а также он призван повысить эффективность гражданским служащим своих обязанностей.
Также нужно отметить, что в прокуратуре Российской Федерации утверждён и введен в действие приказом Генерального прокурора Российской федерации от 17.03.2010 № 114 Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации [2]. Данный кодекс был принят для того, чтобы помочь укрепить авторитет прокурорского работника, а также гарантировать единую нравственно-нормативную основу поведения прокурорских работников.
На основе анализа Кодексов этики иных государственных органов, а именно: Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Роспатента [3], Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Верховного Суда [4], Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [5], установлено, что в целом они типовые, но имеются определенные упущения в связи с новыми тенденциями и информационными достижениями. Так, в кодекс этики прокурорского работника внесены изменения приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации 16.09.2020 г. N 481 о том, что при размещении в личных целях информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») должен воздерживаться от высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, ответственно относиться к размещению информации, в том числе прямо или косвенно указывающей на его должностной статус, а также способной нанести ущерб репутации прокурорского работника или авторитету органа и (или) организации прокуратуры. Не допускается размещение в сети «Интернет» служебных документов [6]. Данные изменения очень актуальны в настоящее время, так как участились случаи получения неустановленными лицами служебной информации по сетям телефонной связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В связи с этим необходимо обеспечить в пределах компетенции контроль за порядком работы с материалами, содержащими служебную или иную охраняемую законом тайну, а также защиту такой информации.
Для предупреждения и предотвращения опасных последствий следует принять правовые, организационные и технические меры, направленные на соблюдение конфиденциальности сведений ограниченного доступа. Вместе с тем, необходимо отметить, что любые попытки незаконного получения сведений, содержащих служебную или иную охраняемую законом тайну, в каждом случае должны рассматриваться на предмет наличия признаков уголовно наказуемого деяния.
Важно отметить, что на государственной службе необходимо постоянно руководствоваться положениями Кодекса этики, также и при организации работы с кадрами. При приеме на государственную службу кандидатам в обязательном порядке должны персонально разъяснятся требования законодательства о противодействии коррупции, положений Кодекса этики, а также информация о типовых случаях конфликта интересов и предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации мерах по его предотвращению и урегулированию, об ответственности за несоблюдение указанных требований. Руководителями должны быть рассмотрены актуальные вопросы профилактики административных правонарушений на совещаниях с подчиненными, а также проводиться воспитательные работы, т. е. комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, экономических, психолого-педагогических мероприятий по воспитанию государственных служащих, процесс целенаправленного и систематического воздействия с целью формирования у них мировоззрения и профессиональных навыков, необходимых для обеспечения добросовестного и эффективного выполнения ими своих служебных обязанностей, решения стоящих перед государственными органами задач, на основе высокого профессионализма, честности и неподкупности государственного служащего, его независимости и беспристрастности, способности противостоять любым попыткам неправомерного воздействия на результаты служебной деятельности.
Следует отметить, что бывают случаи нарушения общих принципов поведения государственных служащих, ими допускаются некорректные высказывания в адрес коллег, не соблюдается субординация, и правила внутреннего трудового распорядка, в таком случае руководителем государственного органа обязательно должны быть предприняты меры в отношении данного сотрудника, а именно провести служебную проверку, с остальными же подчиненными необходимо дополнительно провести учебные мероприятия по изучению Кодекса этики и профессиональному историко-патриотическому и культурно-оздоровительному воспитанию, ориентировав всех на неукоснительное соблюдение требований, по результатам принять зачет.
Для оказания воспитательного и профилактического воздействия, недопущения антиобщественного поведения необходимо проводить учебные занятия с учетом направления подразделения с обучающимися образовательных организаций высшего образования юридической направленности и иных образовательных организаций по разъяснению законодательства и роли государственных органов соблюдении законности и правопорядка, особое внимание придавать правовым основам защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств.
В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, а также предупреждения распространения новой короновирусной инфекции (Covid-19) органами прокуратуры апробирована новая форма обучения в режиме видео-конференц-связи. Можно с полной уверенностью высказаться о том, что применение средств видео конференц-связи в последующем будет использоваться и применяться на постоянной основе, поэтому, на мой взгляд, необходимо внести соответствующие нормативные дополнения в типовые Кодексы этики государственных служащих для повышения эффективности организации государственной службы и в других государственных органах Российской Федерации, а также целях стимулирования соблюдения требований Кодекса этики, развития соблюдения профессиональных навыков и за добросовестное отношение к служебным обязанностям объявлять благодарность с выплатой денежной премии.
Литература:
- Приказ Генпрокуратуры России от 25.03.2011 N 79 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации» (ред. от 16.09.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2010 N 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации»//(ред. от 16.09.2020) СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ Роспатента от 25.03.2011 N 51/Л «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Роспатента»// СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.04.2011 N 79 «Об утверждении Типового кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации»(ред. от 10.09.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 17 июня 2019 г. № 2089 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ Генпрокуратуры России от 16.09.2020 N 481 «О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российском Федерации»// СПС «КонсультантПлюс».