The article deals codes of ethics of state and municipal employees. The issues of practical implementation of the norms of the current legislation are considered. Actual problems in the studied area are identified and specified and ways of their solution are proposed.
Keywords: municipal employee, civil servant, code of ethics, anti-corruption, ethics, abuse of authority.
Особый публично-правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный исполнением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, налагает на данную категорию лиц ряд специальных установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований. Принципы служебного поведения государственных служащих также содержатся в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
В настоящее время деятельность государственных и муниципальных служащих регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами. Также существует Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — Типовой кодекс), который не является источником права, а носит рекомендательный характер. То есть законодательно этический аспект поведения государственных и муниципальных служащих закреплен частично, что создает почву для злоупотреблений своими полномочиями данной категорией лиц.
Можно сказать, что нормы Типового кодекса этики носят бланкетный и отсылочный характер, так как санкции за конкретные нарушения конкретизируются в Федеральном законе «О противодействии коррупции», а санкция находится в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — государственные (муниципальные) служащие).
Структуру Типового кодекса составляют следующие элементы:
- Общие положения.
- Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих.
- Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих.
- Ответственность за нарушение положений Типового кодекса [6].
Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.
Целью законодательства, регламентирующего этику поведения государственных и муниципального служащего, является установление этических норм и правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных и муниципальных служащих, доверия граждан к органам государственно власти и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных и муниципальных служащих.
Государственные и муниципальные служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Государственные и муниципальные служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.
Профессиональная деятельность служащих, замещающих руководящие должности, как правило, носит публичный характер, такие служащие легко узнаваемы, непосредственно ассоциируются с муниципальными органами, в связи с чем обращают на себя внимание общества, включая средства массовой информации, в том числе и во внеслужебное время.
Служащие, замещающие руководящие должности, своим личным примером формируют правила поведения подчиненных.
Вне зависимости от занимаемой должности необходимо помнить, что служащий не должен совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.
Служащему рекомендуется до совершения какого-либо поступка задуматься о том, как это будет воспринято коллегами по службе, и прислушаться к их профессиональным советам.
При размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в социальных медиа, в личных целях необходимо подходить к данному вопросу осознанно и ответственно. Недопустимо размещение служащим изображений, текстовых, аудио-, видеоматериалов, прямо или косвенно указывающих на его должностной статус, если данное действие не связано с исполнением служебных обязанностей.
Важно помнить, что информация, опубликованная в сети Интернет, может оставаться открытой для доступа неограниченное количество времени и неограниченному кругу лиц.
Предоставление и публичное размещение информации от имени органа государственной власти и органа местного самоуправления имеют право осуществлять только лица, уполномоченные на размещение и предоставление такой информации.
Служащий должен помнить, что его неэтичный поступок, в том числе совершенный во внеслужебное время, может повлечь причинение вреда его репутации, авторитету государственного органа, муниципального органа и в целом государственной, муниципальной службе.
В целях противодействия коррупции и иным правонарушениям служащему рекомендуется руководствоваться в своем поведении при исполнении должностных обязанностей следующими основополагающими морально-этическими ценностями:
— честность;
— беспристрастность.
Служащий при исполнении должностных обязанностей и во внеслужебных отношениях должен не допускать каких-либо поступков, способных вызвать сомнения в порядочности его действий и тем самым подорвать доверие общества к деятельности государственных и муниципальных органов.
С учетом анализа правоприменительной практики, включая работу комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, служащим рекомендуется исключить возникновение следующих неэтичных поступков.
- Внеслужебное общение с заинтересованными лицами
- Использование должностного статуса для получения личных преимуществ
- Использование имущества, несопоставимого с доходами
Коррупция является системным явлением социокультурного, социально-экономического, нравственно-этического, политико-юридического характера. Поэтому эффективно противодействовать ей можно только комплексом политических, правовых, социальных, экономических, кадровых, организационных, информационных, этических мер, реализуемых синергетически.
Ключевым элементом системы борьбы с коррупцией является человек с его пониманием и личностным усвоением морально-нравственных норм, определяющих уровень его этической культуры и его способность противостоять коррупции. Главным морально-нравственным регулятором поведения человека выступает совесть. Но не всегда, не везде и не у всех этот внутренний контролёр работает, поэтому сложилась система социального контроля, включающая писаные нормы и правила, императивно детерминирующие социальное поведение человека. К таким формализованным ограничителям социального поведения человека относятся профессионально-этические кодексы, включающие общие принципы служебной этики и основные правила служебного поведения, которыми должны руководствоваться профессионалы. В то же время, профессиональный кодекс — это юридический документ, закрепляющий общезначимые цели и задачи профессии.
Однако законодательство в отношении этики и служебного поведения государственного и муниципального служащего носит рекомендательный характер и представляет собой основу для разработки эффективного и действенного кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих.
Этические аспекты поведения государственного и муниципального служащего являются довольно абстрактной категорией, опять же ввиду того, что решающим фактором в принятии решения и поведении служащего являются его моральные качества, внутренние убеждения и ценности. Данную категорию в полной мере не представляется возможным установить у каждого конкретного кандидата путем тестирования и иными видами проверки на соответствие кандидата замещаемой должности. Также необходимо учитывать, что действующие государственные и муниципальные служащие, уже освоившись на своей должности, зная всю «кухню» изнутри, могут злоупотребить своим положением, считая, что все риски предусмотрены, в обход действующего антикоррупционного законодательства. Следует учитывать и такое явление как профессиональная деформация, где в данной конкретной ситуации во главу угла служащий может поставить, прежде всего, свои интересы, а не свои должностные обязанности.
На основании вышеизложенного, анализа законодательства и взаимосвязи нормативных правовых актов, можно сделать вывод, что этика и служебное поведение государственных и муниципальных служащих являются сферой с большим пространством для злоупотреблений со стороны служащих. Необходимость регламентирования данных сфер очевидна и необходима как неотъемлемая часть федерального законодательства и государственной службе, муниципальной службе и антикоррупционного законодательства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 04.08.2014, № 31. Ст. 4398
- Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.03.2007, № 10, ст. 1152
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.08.2004, № 31, ст. 3215
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228
- Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации, 19.08.2002, № 33 ст. 3196
- Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21))
- Гарифуллина А. Р., Юн Л. В. Профессиональная этика муниципальных служащих: конституционно-правовые вопросы («Муниципальная служба: правовые вопросы», 2021, № 4)