Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 26.05.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Пронькина, А. А. Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания / А. А. Пронькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 472-475. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81577/ (дата обращения: 18.01.2022).



В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества с родителями.

Ключевые слова: социализация, дошкольники, система воспитательной работы, воспитатель, педагогическая деятельность, группа кратковременного пребывания

Актуальность темы социализации детей 4–6 лет, находящихся в группах кратковременного пребывания, обусловлена стоящими перед педагогами задачами из национальных программ, ФГОС ДО и влиянием социокультурных, технологических, политических изменений в жизни общества.

Мы понимаем социализацию как формирование у дошкольников социальных норм и ценностей, установок, образцов поведения, в результате которого происходит развитие индивидуальных свойств личности дошкольника при организации его взаимодействия с окружающей средой и принятии им социального опыта. Социализация тесно связана с социально-коммуникативным развитием ребенка.

Процесс социализации находится в постоянной взаимосвязи с социокультурными изменениями в обществе [3]. Исполнение задач ФГОС ДО сопровождается необходимостью подстройки педагогов под актуальные образовательные тенденции [1]. На сегодняшний день в дошкольном образовании получают распространение группы кратковременного пребывания, разновозрастные группы, появляется необходимость выбора оптимальных форм работы с детьми в новых условиях. На практике это сопровождается затруднениями в эффективном сотрудничестве с родителями, организации стимулирующей образовательной среды и применении педагогических условий, направленных на социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Разновозрастная группа детей дошкольного возраста предполагает дифференцированный подход в обучении, индивидуализацию и учёт особенностей развития детей на разных возрастных этапах одновременно.

Группа кратковременного пребывания детей обуславливает необходимость в короткий срок (как правило, не более 5 часов) организовать деятельность педагога и воспитанников так, чтобы вовлечь детей в образовательный процесс с наивысшей мотивацией к обучению, интересом и результатом деятельности. Вследствие этого при анализе специализированной литературы, игра как основной вид деятельности и коммуникация являются основными средствами социализации детей 4–6 лет групп кратковременного пребывания.

Анализ литературы и практики позволил выявить противоречие, которое заключается в осознании педагогами важности социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания и недостаточно эффективной реализации мероприятий для её обеспечения.

Цель статьи — разработка системы педагогических действий, направленных на социализацию детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания.

На основе анализа законодательных актов и психолого-педагогической литературы мы выделили формы педагогической деятельности по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Формы педагогической деятельности

Вид деятельности

4–5 лет

5–6

6–7 лет

Коммуникативная деятельность

– Игровое упражнение

— Индивидуальная игра

— Совместная с воспитателем игра

— Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)

— Чтение

— Беседа

— Наблюдение

— Рассматривание

— Педагогическая ситуация

— Праздник

— Ситуация морального выбора

— Поручение

—Дежурство

— Свободная игра

– Чтение

— Беседа

— Наблюдение

— Рассматривание

— Педагогическая ситуация

— Праздник

— Экскурсия

— Ситуация морального выбора

— Поручение

—Дежурство

— Игровое упражнение

— Индивидуальная игра

— Совместная с воспитателем игра

— Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)

— Свободная игра

– Индивидуальная игра.

— Совместная с воспитателем игра

— Совместная со сверстниками игра

— Чтение

— Беседа

— Наблюдение

— Педагогическая ситуация.

— Экскурсия

— Ситуация морального выбора.

— Проектная деятельность

— Интегративная деятельность

— Праздник

— Совместные действия

Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач.

—Экспериментирование — Поручение и задание

— Свободная игра

Игровая деятельность

– подвижные игры

— игры-забавы

— настольно-печатные игры

— словесные игры

— дидактические игры

— строительные игры

— драматизации

— сюжетно-ролевые

— Свободная игра

– сюжетно-ролевые

— настольно-печатные игры

— словесные игры

— дидактические игры

— строительные игры

— драматизации

— Свободная игра

– сюжетно-ролевые

— настольно-печатные игры

— словесные игры

— дидактические игры

— строительные игры

— драматизации

— Свободная игра

Речевая деятельность

– Рассматривание

— Игровая ситуация

— Дидактическая игра

— Ситуация общения.

— Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).

— Интегративная деятельность

— Хороводная игра с пением

— Игра-драматизация

— Чтение

— Обсуждение

— Рассказ

— Игра

– Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых)

— Рассматривание

— Игровая ситуация

— Дидактическая игра

— Ситуация общения

— Интегративная деятельность

— Хороводная игра с пением

— Игра-драматизация

— Чтение

— Обсуждение

— Рассказ

— Игра

– Чтение

— Беседа

— Рассматривание

— Решение проблемных ситуаций

— Разговор с детьми

— Игра

— Проектная деятельность

— Создание коллекций

— Интегративная деятельность

— Обсуждение

— Рассказ

— Инсценирование

— Ситуативный разговор с детьми

— Сочинение загадок

— Проблемная ситуация

— Использование различных видов

театра

Следующим направлением педагогической деятельности является взаимодействие с семьями дошкольников. Рассмотрим подробно.

Личные консультации на основе педагогического наблюдения. Беседы с родителями по вопросам точек роста ребёнка, обсуждение индивидуальной образовательной траектории, образовательных потребностей, разбор проблемных вопросов, выбор оптимальных методов и средств обучения и развития.

Групповые тренинги и собрания. Обучение родителей основам эффективного общения с детьми, информирование о возрастных особенностях, обсуждение образовательных тенденций группы, выбор вектора развития и поддержки благоприятного эмоционального фона.

Обмен психолого-педагогической информацией через социальные сети, создание электронной и бумажной библиотеки. Обеспечение оборота информационными ресурсами.

Проведение мастер-классов от детей — родителям, родителями — детям. Включение родителей в образовательный процесс . Проведение совместных занятий и кружков, создание поделок. Данная форма работы позволяет лучше понять возрастные особенности и способности, укрепляет умение коммуницировать с разными детьми.

Выездные экскурсии и мероприятия с родителями. Данная форма работы направлена на сплочение сверстников и взрослых, развитие умения общаться, быть единой командой.

Тематические беседы с включением педагога, родителей и ребенка. Совместное чтение и обсуждение сказок и др. Создание среды для общения и выражения собственного мнения, аргументации своей позиции.

Организация развивающей предметно-пространственной среды — следующее направление деятельности педагога. Организация среды должна максимально обеспечить условия для развертывания свободной игры, которой уделяется значительное место в режиме дня.

Создание атмосферы спокойствия и уюта . Ребенок должен чувствовать себя комфортно и физически, и психологически [2].В этом случае непосредственная педагогическая деятельность будет наиболее эффективной, а игры — более мотивированными.

Интерьер детской группы . Тщательно продуманный дизайн помещения, использование предметов декора, способствующих развитию эстетизма, воображения и фантазии.

Учет возрастных и иных особенностей детей . Среда группа должна быть продумана таким образом, чтобы дети разных возрастных групп могли чувствовать себя безопасно и защищенно.

Таким образом, коммуникативная и игровая деятельности являются ведущими в процессе социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания и реализуется через направления педагогической деятельности: выбор оптимальных форм деятельности, организации стимулирующей среды, сотрудничестве с родителями.

На основе ФГОС ДО можно и важно строить образовательный процесс сочетая на занятиях индивидуальный подход, индивидуализацию, интеграцию разных стилей взаимодействия между педагогом и детьми, форм обучения и образовательных областей.

Литература:

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России): [от 17 октября 2013 г. N 1155 г] // Рос. Газета. — 2013. — 25 ноября
  2. Файзуллаева, Е. Д. Открытый стиль педагогической коммуникации как ключевая компетенция современного педагога дошкольного образования / Е. Д. Файзуллаева // Томск: Вестник ТГПУ. — 2017. — № 1(178). — С. 9–15.
  3. Ханова, Т. Г. Специфика процесса социализации в дошкольном возрасте / Т. Г. Ханова, А. Н. Егорова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. — 2016. — № 1 (6). — С. 120–123
  4. Шумакова, Н. А. Современные теоретические представления о социализации как предпосылка ее историко-педагогического анализа (на материале 20-х годов xx века) / Н. А. Шумакова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). — 2013. — № 12 (140) — С. 178–182.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, кратковременное пребывание, свободная игра, педагогическая деятельность, ребенок, социализация детей, условие групп, Индивидуальная игра, моральный выбор, Педагогическая ситуация.


Задать вопрос