Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения) | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 27.04.2015

Статья просмотрена: 691 раз

Библиографическое описание:

Попова А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения) [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 72-75. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7958/ (дата обращения: 19.09.2018).

Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность ребенка, его социальные возможности, уникальные способности и, как следствие, направлены на становление личности ребенка в обществе, т. е. на социализацию детей.

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности имеет огромное значение. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, конструктивному взаимодействию с людьми, а также анализируют действия и средства достижения желаемого результата. Играя, и примеряя на себя игровую роль, ребенок видит события с разных сторон, учитывает действия и интересы другого, соблюдает нормы и правила. Именно игровая деятельность позволяет сформировать первые этические установки и моральные ценности, когда ребенок начинает оценивать свои и чужие поступки.

Интегрируя игры с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей можно реализовать личностно-ориентированную технологию в программе психолого-педагогического сопровождения.

Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста социальной подготовленности.

Задачи программы:

1.                  Развивать представление о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, а также рефлексию;

2.                  Способствовать развитию коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми;

3.                  Обеспечивать представление о социальном мире и о месте ребенка в нем;

4.                  Развивать эмпатию и децентрацию у детей;

5.                  Формировать эмоционально-благоприятные отношения со взрослыми и сверстниками.

Теоретическая основа: работы психологов и педагогов о сущности процесса социализации, об особенностях игровой деятельности и важности старшего дошкольного возраста в процессе социализации: Г. М. Андреева, Е. П. Белинская, Л. С. Выготский, Н. Ф. Голованова, В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, В. А. Ядов и др.

Практическая основа: в программе использованы игры, упражнения, психогимнастика О. В. Хухлаевой, Р. Р. Калининой, Н. Л. Кряжевой, М. Н. Сигимовой, М. Чистяковой.

Методы и приемы, используемые в программе: развивающие игры, упражнения, тренинги, психогимнастика, рисование, беседы.

Научные подходы, используемые в программе:

1.         Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия) — рассматривает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Культурно-исторический подход в качестве единицы выбрал знак, слово, символ, речь, труд. Слово-знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления. Оперируя с этими «культурными» знаками-словами, индивид строит свою личность [2, с. 67].

2.         Деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев Л. А. Венгер и др.) — формирование личности рассматривается с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности [4, с. 95].

3.         Личностный подход (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. А. Петровский и др.) — личность понимается как совокупность внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность — это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Элементы (черты личности), входящие в подструктуру личности, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуальное общественное сознание [1, с. 36].

Научные принципы, используемые в программе:

1)                 Принцип развития: педагог оказывает влияние на развитие социализации у детей;

2)                 Принцип целостности: обеспечивает единство воспитания, обучения и развития;

3)                 Принцип единства: необходимо рассматривать социальное развитие в свете других аспектов развития, например, познавательное, личностное и т. д.

4)                 Принцип относительной самостоятельности: каждый ребенок индивидуален и имеет свой темп развития.

5)                 Принцип системности — необходимо иметь набор взаимосвязанных элементов и программы по развитию социализации детей.

Содержательная характеристика программы: 5 блоков соотносятся с поставленными задачами. Каждый блок разделен на две недели.

Временная характеристика программы: всего 10 занятий, рассчитанных на проведение 1 раза в неделю в течение 2,5 месяцев (10 недель), по 25–30 минут, в группе до 10 детей старшего дошкольного возраста.

Структура занятия:

1.      Ритуал приветствия (дети встают в круг и берут друг друга за руки, все хором говорят: «Здравствуйте!»).

2.      Разминка (игры на внимание, память, логику и т. п.).

3.      Рефлексия прошлого занятия.

4.      Основная часть — методы и приемы.

5.      Рефлексия прошедшего занятия.

6.      Ритуал прощания (дети встают в круг и берут друг друга за руки, все хором говорят: «До свидания!»)

В таблице 1 представлен план психолого-педагогического сопровождения, состоящий из блоков занятия, задач и форм работы с детьми.

Таблица 1

План психолого-педагогического сопровождения по социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии

Блоки занятия

Задачи

Формы работы с детьми

1. «Как себя вести?»

1) развивать представление о нормах и правилах поведения, принятых в обществе;

2) развивать рефлексию;

3) проводить коррекцию нежелательного поведения;

4) познакомить детей с правилами поведения во время общения с людьми, учить быть вежливыми;

5) формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.

1 неделя

Тренинг «Три подвига Андрея»

Беседа «Как вести себя на улице?»

Психогимнастика. Этюды «Хочу и все», «Вежливый мальчик»

Игра «Петушиный бой»

6 неделя

Упражнение «Почему подрались мальчики»

Беседа «Как вести себя во время разговора?»

Рисование «Конкурс художников»

Игра «Прогони Бабу-Ягу»

2. «Я общаюсь со всеми»

1) способствовать развитию коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми;

2) способствовать развитию взаимопонимания между детьми;

3) развивать у детей умение сотрудничать;

4) способствовать формированию у детей умения любить окружающих;

5) содействовать улучшению общения со сверстниками.

2 неделя

Упражнение «Кого укусил комарик?»

Беседа «Я хочу с тобой подружиться»

Рисование «С кем я дружу»

Игра «Сложи картинку»

7 неделя

Тренинг «Я посылаю любовь»

Беседа «Злая Черная рука»

Психогимнастика «Массаж чувствами»

Игра «Я знаю пять имен своих друзей»

3. «Есть «Я» и мир вокруг»

1) обеспечивать представление о социальном мире и о месте ребенка в нем;

2) помочь осознать собственную уникальность;

3) развивать позитивное самовосприятие;

4) повышать самооценку детей;

5) способствовать самовыражению и спонтанности детей.

3 неделя

Тренинг «Конкурс хвастунов»

Беседа «Моя семья»

Психогимнастика. Этюды «Капитан», «Зачарованный ребенок»

Игра «Я очень хороший»

8 неделя

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Беседа «Мой детский сад»

Рисование «Мое взрослое будущее»

Игра «Крылья»

4. «Я сопереживаю»

1) развивать эмпатию и децентрацию у детей;

2) способствовать формированию у детей сопереживания, сочувствия, содействия;

3) воспитывать у детей любовь к окружающим;

4) развивать умение чувствовать настроение другого человека.

4 неделя

Упражнение «У птички болит крылышко — пожалей птичку»

Беседа «Когда природа плачет»

Рисование «Помощь героям картины»

Игра «Обиженный кустик»

9 неделя

Тренинг «Как ты себя чувствуешь?»

Беседа «Мягкое сердце»

Психогимнастика. Этюды «Мое настроение», «Позиции в общении»

Игра «Тень»

5. «Я люблю свою семью, своих друзей и детский сад»

1) формировать эмоционально-благоприятные отношения со взрослыми и сверстниками;

2) содействовать улучшению общения со сверстниками;

3) способствовать уменьшению обидчивости у детей;

4) тренировать сплоченность действий;

5) познакомить детей со средствами понимания друг друга.

5 неделя

Тренинг «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Беседа «Подарок для всех»

Психогимнастика. Этюды «Возьми и передай», «Праздничное настроение».

Игра «Цветок дружбы»

10 неделя

Упражнение «Стоп, кулак!»

Беседа «Как нам помочь друг другу?»

Рисование «Пусть всегда будет»

Игра «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»

 

Место проведения программы: МБДОУ детский сад № 10 «Колобок».

Сроки проведения программы: 12.01.2015–20.03.2015.

В целом программу психолого-педагогического сопровождения удалось успешно реализовать. Дети с удовольствием играли, беседовали, рисовали. Особенный интерес вызвали блоки «Я общаюсь со всеми» и «Я люблю свою семью, своих друзей и детский сад». Из методов детям больше всего нравилась психогимнастика и рисование.

Разработанная программа по психолого-педагогическому сопровождению может быть реализована в любом дошкольном учреждении. Данную деятельность может осуществлять не только педагог-психолог, но и воспитатель группы детского сада.

 

Литература:

 

1.         Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 398 с.

2.         Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. -- М.: Педагогика, 1983. — 368 с.

3.         Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб.: Речь, 2009. — 156 с.

4.         Кряжева Н. Л. Радуемся вместе. Развитие эмоционального мира детей. — М., 2008. — 192 с.

5.         Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -- М., 1975. — 121 с.

6.         Сигимова М. Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. Игры-занятия — В.: Учитель, 2009. — 166 с.

7.         Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.:Генезис, 2006. — 176 с.

8.         Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, психолого-педагогическое сопровождение, социализация детей, детский сад, неделя, игровая деятельность, игра, друг друга, правило поведения.

Похожие статьи

Социализация детей старшего дошкольного возраста...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста. Автор: Монгуш Орлана Орлан-ооловна.

Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем.

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

Образовательная программа дошкольного образования формируется, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности... К вопросу о социально-коммуникативном развитии...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра. Психолого-педагогическая характеристика игровой...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Психолого-педагогическая характеристика игровой...

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой... Игра представляет собой особую деятельность...

Использование игровых технологий в социализации детей...

Это обусловлено тем, что в программе заложена психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации, индивидуализации и личности детей дошкольного возраста.

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой...

старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая игра, создание условий, формирование. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Социализация детей старшего дошкольного возраста...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста. Автор: Монгуш Орлана Орлан-ооловна.

Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем.

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

Образовательная программа дошкольного образования формируется, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности... К вопросу о социально-коммуникативном развитии...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра. Психолого-педагогическая характеристика игровой...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Психолого-педагогическая характеристика игровой...

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой... Игра представляет собой особую деятельность...

Использование игровых технологий в социализации детей...

Это обусловлено тем, что в программе заложена психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации, индивидуализации и личности детей дошкольного возраста.

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой...

старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая игра, создание условий, формирование. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Задать вопрос