На современном этапе стратегическая цель в образовании Российской Федерации ориентирована на развитие естественнонаучного и технического направлений. Создание сети детских технопарков «Кванториумов» является Федеральным проектом агентства стратегических инициатив, направленных на развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.
В нашем дошкольном учреждении создана мини-лаборатория «Биоквантум». Цель создания биоквантума: формирование у детей базовых компетенций в области биологии и биотехнологии, их самореализации в ходе исследовательской и экспериментально-изобретательской деятельности.
Принципы организации деятельности в условиях «Биоквантума»:
— Принцип интеграции: в процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
— Доступность: деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному); подача материала в игровой форме.
— Проблемность: поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
— Наглядность в обучении: осуществляется на восприятии наглядного материала.
Реализация данного направления работы подразумевает использование современных педагогических технологий: проектирование, коллекционирование, моделирование, исследовательская деятельность и другие.
Проектная деятельность одна из главных составляющих «Биоквантума», что подразумевает разные типы проектов, доступных для дошкольников: «Лекарственные растения» (получение, исследование и т.д), «Исследование влияния различных факторов на развитие растений», «Сохранение и размножение разных видов растений» (черенками, семенами, делением) и другие.
Исследовательская деятельность — особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
В результате исследовательской деятельности ребенок приобретает: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, опыты, умение давать определения понятиям и другие.
С точки зрения педагогической психологии и образовательной практики важно, что проектирование и исследование тесно связаны с прогнозированием, а потому могут служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении.
Также «Биоквантум» — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно здесь дети знакомятся с многообразием профессий, связанных с биологией, ботаникой, что позволяет им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации современного образования, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
Организация предметной развивающей среды.
Условно «Биоквантум» разделен на 2 части: исследовательская лаборатория, биосад (цветник, огород, теплица).
Биозона содержит цветник, где выращиваются цветущие, комнатные растения; огород, теплица содержат овощные культуры. В условиях биосада реализуются такие виды детской деятельности, как наблюдение, экспериментирование, проектирование, моделирование, практическая деятельность.
Исследовательская лаборатория разделена на две зоны: живая и неживая природа, а также содержит центр песка, воды, камня. В условиях исследовательской лаборатории реализуются следующие виды детской деятельности: рассматривание, коллекционирование, экспериментирование, игровая деятельность, фиксация опытов.
«Биоквантум» снабжен современным оборудованием: лабораторное оборудование для проведения микроскопии, микробиологических исследований; комплекты простых измерительных приборов; комплекты лабораторий: «Юный биолог» — 2, «Юный эколог», комплекты расходных материалов, ноутбук, мультимедийное оборудование.
На занятиях в «Биоквантуме» дошкольники знакомятся с биологией и микробиологией, физиологией и ботаникой.
В условиях «Биоквантума» дошкольники учатся:
— работать с современными средствами исследования невидимого мира (лупами, микроскопами);
— узнают, как выращивать овощные культуры, растения, как применяются современные биотехнологии для очистки воды, размножения лекарственных растений, для улучшения жизни людей;
— задавать вопросы, что является важным умением для любого исследователя. Дети от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве. Для формирования данного умения мы используем в своей деятельности упражнения «Исправление ошибок», «Угадай, о чем спросили» и другие.
— давать определения путем описания и характеристики предмета, сравнения, различения, также используем в своей работе загадки, как определение понятий.
— классифицировать,
— наблюдать,
— экспериментировать (мысленное экспериментирование, как выдвижение гипотезы; экспериментирование с реальными предметами),
— строить суждения,
— анализировать (выделять главное и второстепенное),
— делать выводы и умозаключения.
Также в условиях «Биоквантума» дошкольники пробуют выдвигать свои первые гипотезы. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, — это проблема. Чтобы выдвинуть гипотезу, мы специально тренируемся… Вот простое упражнение. Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему бывают день и ночь?
Посредством «Биоквантума» у дошкольников формируются технические способности. На наш взгляд, технические способности — это личностные качества человека, позволяющие ему достигать особых успехов при создании различных приспособлений, механизмов и устройств.
Исходя из потребностей растений в нашем «Биоквантуме» появились первые изобретения: «Заботливый фитилек», «Солнечный собиратель», «Поливайка-Неоставляй-ка».
Технические способности — это взаимосвязанные и независимые друг от друга личностные качества, проявляющиеся в основном в игровой, конструкторской и продуктивной видах деятельности:
— понимание назначения техники, ее полезных и вредных функций;
— умение обращаться с техникой (подключение, запуск, управление функциями);
— изготовление технических изделий (сборка деталей, конструирование, навешивание технических функций на предметы-заместители);
— проявление в продуктах творчества ребенка идей технического изобретательства (идея с субъективной для ребенка новизной, способность видеть, формулировать и разрешать противоречия (телевизор и широкий, и узкий одновременно).
Развитие технических способностей детей опирается на сформированную мелкую моторику, пространственное представление, логическое мышление.
Вся деятельность в условиях «Биоквантума» фиксируется и описывается, на основе этого дети создают свои первые научные книжки-малышки, которые содержат творческие рассказы, зарисовки.
При реализации проекта «Превращение горошины» фиксация наблюдений велась в лепке (каждое наблюдение за ростком, дети фиксировали в лепке), что послужило созданию мультипликационного фильма. Помощь при создании мультфильма нам оказали педагоги дополнительного образования центра творческого развития «Созвучие» города Иркутска.
Хочется отметить, что в реализации данного направления работы нам активно помогают администрация дошкольного образовательного учреждения, педагоги дополнительного образования, научные сотрудники, родители. В данной работе очень важно взаимодействие!
Данная работа ведется сравнительно недавно, она интересна не только детям, но и родителям, педагогам! В перспективе работы: пополнение среды новыми коллекциями, картотеками игр, интересных экспериментов, печать в типографии сборника сказок и рассказов по результатам наблюдений и опытов, создание новых изобретений. Наше путешествие по «Биоквантуму» не закончено. Все только начинается!