Международное правовое положение молодежи: роль и особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 23.05.2021

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Варлыгина, В. Г. Международное правовое положение молодежи: роль и особенности / В. Г. Варлыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81490/ (дата обращения: 02.12.2021).



В статье автор рассматривает молодежь, как группу, занимающую особое социальное и правовое положение, у которой есть права и свободы, а также как ключевой фактор развития государства в контексте ее особого международного правового положения.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, права, свободы, законодательство, ООН, ЮНЕСКО, права человека.

Молодые люди, поколение, продолжение, будущее — как только не называют молодежь. К этой категории населения общество может испытывать и испытывает самый разный диапазон чувств в зависимости от сложившийся ситуации, временного периода, а также общего настроения в целом. Нельзя отрицать тот факт, что положение молодежи, отношение к ней, ее состояние, а также права всегда были и есть актуальной сферой для исследований и дискуссий уже в течение многих лет. На мой взгляд, это связано с тем, что данная социально-демографическая группа выражает себя всегда активнее по сравнению с остальным демографический составом. Она чаще всего наиболее непредсказуемая и тяжелее поддается контролю, при этом являясь одним из главных стратегических ресурсов любого государства.

Одной из первых проблем, с которой можно столкнуться при изучении данной группы, является само раскрытие понятия «Молодежь». Неоднократно слышав, например, ту же фразу «Ух, молодежь!» как в позитивном, так и в негативном ключе, мало кто задумывается о том, кто же действительно входит в эту категорию и имеет право так себя называть. Рассмотрим различные определения понятия «Молодежь» среди ряда стран.

В соответствии со «Всемирной программой действий, касающихся молодежи, до 2000 года и на последующий период», утвержденной Генеральной ассамблеей ООН в 1995 году, молодежью считаются граждане в возрасте от 15 до 24 лет. В Резолюции, принятой Советом Безопасности ООН, говорится, что отнести человека к молодежи можно только в возрастных рамках от 18 до 29 лет. Однако, эти ограничения не являются строгими и допускают возможность их сдвига на национальном и международном уровне [1].

Немецкое законодательство интересно тем, что допускает подразделение молодых людей на дополнительные группы, такие как, «непосредственную молодежь» в возрасте от 14 до 18 лет и «молодые взрослые» от 18 до 27 лет. Таким образом, в общем молодежью считаются граждане в возрастном цензе от 14 до 27 лет [2].

Испанское королевство, в свою очередь, допускает увеличение возраста молодежи от 14 до 34 лет. Исследования это связывают с довольно продолжительной неготовностью молодых людей жить отдельно от родителей и вести самостоятельную экономическую жизнь [3].

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии рассматривает молодежь как часть детей с 13 до 25 лет, при этом, также, допуская возможность увеличения возрастных рамок до 29 лет. Здесь можно провести параллель с Федеративной республикой Германией, поскольку в возрасте от 19 до 29 лет молодых людей также называют «молодыми взрослыми» (young adults) [4].

Что же касается изучаемой социальной группы в Сингапуре, то в этой стране к молодежи относят людей в возрасте от 15 до 29 лет [5].

Обратим внимание на законодательство стран — участниц СНГ, на примере Беларуси, Казахстана и Азербайджана. Таким образом, согласно законодательству Беларуси, под юными гражданами подразумевается возрастной диапазон от 14 до 31 года [6]. Что касается Азербайджана и Казахстана, то в этих странах рамки представлены от 14 до 29 лет соответственно [7] [8].

В российском законодательстве определение молодежи раньше можно было найти в Распоряжении Правительства Российской Федерации «Об утверждении основ молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Так, под молодежью понималось социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 30 лет. Здесь также сохранялась возможность включения людей в возрастном диапазоне до 35 и более лет в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [9].

В настоящее время наконец появился Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации», согласно которому возраст молодежи окончательно повышен до 35 лет. Это было сделано для увеличения доступности мер государственной поддержки. Кроме возрастных ограничений также было дано понятие «молодежь» [10].

Исходя из анализа вышеперечисленных положений законодательства зарубежных стран и России, можно отметить, что нижние границы «молодежного возраста» установлены на отметке 14–15 лет. Верхний предел заканчивается в среднем около 30 лет.

Молодые люди, во-первых, уже как потенциальное будущее как государства, так и общества в целом, должны иметь все предусмотренные обычному человеку права и свободы в полном объеме, в том числе политические, личные, социально-экономические. Возраст, на мой взгляд, не должен быть дискриминирующим фактором, то есть фактором, ограничивающим прямые права и свободы. Государство обязано их гарантировать и защищать в случае необходимости. Особое положение молодежи как раз и выражается в трудностях, которые им приходится испытывать и преодолевать.

Управление Верховного комиссара по правам человека обратило особое внимание на эти вопросы и опубликовало доклад о молодежи и правах человека, в котором описала сложности, с которыми молодые люди сталкиваются при реализации своих прав в различных сферах жизни [11].

Доклад был представлен на 39-ой сессии Совета по правам человека в результате просьбы Совета по правам человека в резолюции 35/14 провести исследовании в отношении реализации прав молодежи, практических действий в обеспечении этих прав рассматриваемой группе населения [12].

В ходе анализа было выявлено, что молодежь чувствует себя ограниченной в правах во многих сферах, которые, в свою очередь, порождают проблемы, включая и социальные, и правовые.

Доклад включает в себя следующие наиболее значимые пункты:

— очень маленький процент молодых людей участвует в политической жизни, что выражается в небольшом количестве представителей в политических учреждениях;

— мнимый доступ к жизненно важным сферам, например, к здравоохранению, включая право на охрану здоровья. У молодежи либо нет достаточного представления о своем здоровье либо средств к его лечению;

— несмотря на рекомендации по защите прав человека, ряд государств по-прежнему не обеспечивают полной реализации прав молодежи;

— молодые люди, имеющие особенности развития, особенности, связанные с состоянием здоровья испытывают большие трудности не просто в реализации прав, а в праве на их наличие.

Вместе с проблемами были также даны и рекомендации, которые могут способствовать улучшению ситуации и повышению эффективности осуществления прав. Среди мер были выделены такие, как создание особого механизма, которые мог бы обеспечивать постоянное участие молодежи в работе Совета по правам человека. Например, таким механизмом может быть форум, в частности ежегодный.

Также государства могут принять дополнительные меры на национальном уровне, привлекая и прибегая к помощи молодежных организаций или лидеров. Кроме того, государства могут рассмотреть возможность создания мониторинга и оценивания уже существующих программ и стратегий. Эти действия могут показать, есть ли необходимость включения молодежь в рассмотрение законодательных актов по различным вопросам, а также обеспечивается ли доступ к информации у молодежи по реализации и защите своих прав.

Таким образом, можно сделать вывод об особом положении молодежи, как отдельной правовой и социально-демографической группе. Молодые люди являются ключевым фактором в реализации государственной политики, в частности. Кроме того, сталкиваясь с дополнительными трудностями, снисходительным отношением, молодежь утрачивает всякое желание к реализации и лишь копит в себе агрессивные настроения, что негативно выражается в реализации их прав и свобод. В заключение хотелось бы добавить, что данные проблемы будут решены только тогда, когда права молодежи будут обеспечиваться в полном объеме, потому что это будет способствовать улучшению общества в целом, так и значительным положительным переменам в отдельных значимых сферах.

Литература:

  1. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 50/81 от 14.12.1995 «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период». — URL: http://www.un.org/ru/ga/50/ docs/50res.shtml (дата обращения: 22.05.2021)
  2. Kinder- und Jugendhilferecht (KJHG) Jugend und Familiengesetze — Übersicht. — URL: https://www.kindex.de/pro/index~mode~gesetze.aspx (дата обращения: 22.05.2021)
  3. La Moncloa. — URL: https://www.lamoncloa.gob.es/lang/en/Paginas/index.aspx (дата обращения: 22.05.2021)
  4. Youth policy in the United Kingdom. — URL: https://pjp-eu.coe.int/en/web/youth-partnership/united-kingdom (дата обращения: 22.05.2021)
  5. UNESCO. — URL: http://data.uis.unesco.org/ (дата обращения: 22.05.2021)
  6. Закон Республики Беларусь от 07.12.2009 N 65-З (ред. от 21.10.2016) «Об основах государственной молодежной политики». — URL: https://belzakon.net/ %D0 %97 %D0 %B0 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B4 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %8C %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %BE/ %D0 %97 %D0 %B0 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %BD_ %D0 %A0 %D0 %91/2009/441 (дата обращения 22.05.2021)
  7. О молодежной политике: Закон Азербайджанской Республики от 9 апреля 2002 года № 297–11Г. — URL: http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2578 (дата обращения: 22.05.2021)
  8. О государственной молодежной политике: Закон Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года № 285-V ЗРК: сайт. — URL: https://zakon.uchet.kz/rus/docs/Z1500000285#z79 (дата обращения: 22.05.2021)
  9. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 22.05.2021)
  10. Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2021, N 1 (часть I), ст. 28 (дата обращения: 22.05.2021)
  11. Управление Верховного комиссара по правам человека. — URL: https://www.ohchr.org/RU/Pages/Home.aspx (дата обращения: 22.05.2021)
  12. Report of the Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights. — URL: https://undocs.org/A/HRC/39/28 (дата обращения: 22.05.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): молодежь, Российская Федерация, молодая, молодежная политика, Азербайджан, возрастной диапазон, мой взгляд, особое положение молодежи, полный объем, социально-демографическая группа.


Задать вопрос