Эволюция научных подходов к моделированию потребления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 24.05.2021

Статья просмотрена: 387 раз

Библиографическое описание:

Шибина, В. А. Эволюция научных подходов к моделированию потребления / В. А. Шибина, О. В. Титова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 529-533. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81434/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: MCP, потребление, кейнсианская функция потребления, доход

Потребительский рынок представляет собой уровень развития экономики региона, при котором обеспечивается не только обеспеченность населения региона доступным, достаточным и безопасным продовольствием, но обеспечивается устойчивость и поступательность развития регионального продовольственного сектора экономики (агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой, транспортной, торговой, складской инфраструктуры и др.) в интеграции с политикой государства на поддержание стабильного спроса и предложения продовольствия и развития экономики страны [1].

Потребление представляет собой использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей. Потребление — заключительная фаза процесса воспроизводства, органически связанная с его другими фазами — производством, распределением, обменом. Потребление является конечной целью любого производства. Без потребления процесс производства был бы бессмысленным, в то же время как без производства не было бы и потребления.

На сегодняшний день существует несколько различных подходов к моделированию потребления. В своем исследовании я рассматриваю основные из них, а именно кейнсианскую и неоклассическую модели потребления.

Джон Мейнард Кейнс является основателем кейнсианского направления в экономической науке. В 30-х годах 20 века он первым сформулировал следующие правила, описывающие совокупное потребление домохозяйств:

1) Располагаемый доход является основным фактором, определяющим объем потребления;

2) 0˂MPC˂1 — предельная склонность к потреблению (MPC) располагается в диапазоне от нуля до единицы;

3) Средняя склонность к потреблению (APC) напрямую зависит от роста дохода, т. е. с увеличением дохода расходы растут, но не пропорционально росту дохода. Все большая часть уходит на сбережения;

4) Предельная склонность к потреблению (MPC) так же уменьшается с ростом дохода.

Кроме того, по мнению Кейнса, влияние на потребление оказывают некоторые автономные переменные, такие как цены на товары и услуги, налоги, ожидания и прочие.

Функция Кейса для потребления имеет вид:

a — автономное потребление; Y — располагаемый расход домашних домохозяйств.

В это же время функция сбережения имеет следующий вид:

Предельная склонность к сбережению ( ) — показывает, какая часть дополнительного дохода уходит на сбережения. Так как прирост потребления и прирост сбережения приходят из одного и того же источника — прироста располагаемого дохода, мы имеем следующие зависимости:

Или .

Для наглядности обратимся к графику, представленному на рис.1. При нулевом располагаемом доходе потребление равно С. Потребление возрастает совместно с ростом располагаемого дохода, однако, в пропорции .

График кейнсианской функции потребления

Рис. 1. График кейнсианской функции потребления

На основе этой функции были сформулированы некоторые теоретические взгляды Кейнса на то, как образуется национальное потребление:

1) Национальное потребление находится в зависимости от текущего дохода, а влияние других переменных, таких как процентная ставка, будущие доходы и прочее, принято считать несущественными;

2) Эффективные домашние хозяйства не тратят весь свой доход исключительно на потребление, часть этого дохода уходит в сбережения, что говорит о том, что значение предельной склонности потребления всегда строго меньше единицы;

3) С ростом дохода средняя склонность к потреблению должна убывать.

В 40–50-х гг. ХХ в. были проведены эмпирические исследования кейнсианской функции потребления на разных временных промежутках и показали следующее результаты:

1) В 1942 году министерством торговли США были опубликованы данные об изменении дохода и потребления в период с 1929 по 1941 года. На основании этого были проведены расчеты и выведена функция потребления, подтвердившая зависимость Кейнса, следовательно, функция подходит для описания поведения домашних хозяйств на не продолжительных временных интервалах;

2) В 1946 году американским экономистом С. Кузнецом было проведено исследование, направленное на изучение динамики ВНП и за временной промежуток с 1869 по 1938 года. Он установил, что уровень сбережений оставался стабилен, по отношению к доходу. Был сделан вывод о том, что на более длительном периоде средняя склонность к потреблению остается почти неизменной, примерно на уровне 0,9. В итоге было установлено, что в долгосрочном периоде средняя склонность к потреблению (APC) и предельная склонность к потреблению (MPC) величины постоянные и заметного уменьшения с ростом дохода не наблюдается.

Недостатком функции потребления Кейса можно считать то, что прогноз строился на следующем допущении: рост национального дохода ведет за собой и рост предельной склонности к сбережению. Это, в свою очередь, сдерживает потребительский спрос и приводит к экономическому спаду. Однако, С. Кузнец в своих исследованиях доказал, что этого не происходит, по причине относительной стабильности нормы сбережения на длительных временных промежутках [2].

Именно это противоречие в дальнейшем и задало тенденцию для развития дальнейших теоретических исследований в этом направлении. В результате были получены различные модификации кейнсианской функции, а также разработаны абсолютно новые модели, описывающие потребление.

Суть же неоклассической концепции потребления состоит в том, что домохозяйства распоряжаются теми доходами, которые остались после уплаты налога государству. Часть оставшихся средств они будут тратить, а часть сберегать. И опять-таки, объемы потребительских сбережений и расходов находятся в прямой зависимости между собой. Однако, в отличии от кейнсианской теории, которая считала величину дохода основным фактором, неоклассическая школа рассматривала основный доход лишь как объективную предпосылку для исследования.

Во время анализа потребительского поведения были сформированы два вида моделей потребления: статическая и динамическая. Динамическая модель, в свою очередь, классифицируется на двухпериодную (настоящий и будущий период) и многопериодную (по годам жизни субъекта).

И. Фишер, в своем исследовании динамики потребления домохозяйств, выявил, что домохозяйства, при принятии решения о потребительских расходах, учитывают, как текущий, так и будущий доход, который они планируют получить. С этой точки зрения сбережения можно рассматривать как средства, отложенные на будущие потребительские расходы.

В качестве примера представим жизнь субъекта в двух периодах.

В первом периоде распределение полученного дохода идет на потребление и сбережение. Тогда бюджетное ограничение будет иметь следующий вид:

Во втором периоде, помимо основного дохода, субъект получает доход от имущества, сформированного на основании сделанных им сбережений, и полностью потребляет их.

Раскроем скобки и разделим обе части на (1+r) и получим уравнение следующего вида:

Это уравнение определяет уровень дохода и уровень потребления в двух периодах (уравнение межвременного выбора). Графически это уравнение можно представить следующим образом:

Линия бюджетного ограничения в теории И. Фишера.

Рис. 2. Линия бюджетного ограничения в теории И. Фишера.

В зависимости от величины ставки процента, домохозяйства принимают решение либо в пользу текущего, либо в пользу отложенного потребления. Т. е. в зависимости от ставки процента, сбережение является возрастающей функцией, а потребление убывающей.

В данной концепции предельная норма замещения определяет предпочтения во времени для настоящего и будущего потребления.

MRS — предельная норма замещения объема потребления одного периода в пользу другого. В случае, если MRS˂1, то предпочтение отводится текущему потреблению, если MRS˃1, то субъекты отдают предпочтение будущему потреблению.

В целом можно подытожить, что функция потребления зависит от текущих доходов и дисконтированного дохода в будущем:

Таким образом, мы можем видеть, что потребление находится под влиянием двух факторов: уровня дохода и ставки процента.

Помимо этого, неоклассическая модель потребления выдвигает следующие предположения:

1) Решение о размере потребительских расходов принимается исходя из размера процентной ставки, а потребление является функцией от текущей ставки процента.

2) Доход в данной школе выполняет лишь роль предпосылки, но при этом принято считать, что величина потребления ограничена бюджетом домохозяйства, и может быть представлена как Y-T=C+S (T — налоги на доход).

3) Сбережения рассматриваются как отложенное потребление.

4) Текущий доход рассматривается как эндогенный параметр, т. е. домохозяйства определяют размер своего дохода, делая выбор, между величиной дохода и величиной свободного времени.

Согласно неоклассической модели, выбор соотношения дохода на потребление и сбережения, домохозяйства делают на основе следующих параметров. Во-первых, предается значение процентной ставке, по которой сбережения будут приниматься в банке. Во-вторых, домохозяйства сравнивают объем текущего и будущего дохода. В-третьих, оценивается полезность потребления в настоящем и будущем.

Данные модели не утратили своей актуальности для практического применения и в наши дни. Рассчитаем динамику предельной склонности к потреблению (MPC) для нескольких регионов России, использую кейнсианскую модель потребления. Все показатель для этого расчета взяты с сайта Росстата.

Таблица 1

Прирост денежных доходов и расходов населения по субъектам Российской Федерации за 2018–2020 гг.

Прирост денежных доходов, млн.руб..

Прирост денежных расходов, млн.руб..

2018

2020

2018

2020

Воронежская область

20 775

-49 159

41 038

-118 386

Липецкая область

12 382

-22 249

22 197

-55 930

Нижегородская область

35 862

-67 711

63 237

-162 399

Существует такой показатель, как предельная склонность к потреблению, канонический смысл которого заключается в том, чтобы показать, какая доля из прироста доходов идет на прирост потребления. Расчет предельной склонности к потреблению проведем по формуле:

Таблица 2

Предельная склонность к потреблению населения по субъектам за 2018–2020 гг.

MPC

2018

2020

Воронежская область

0.506

0.415

Липецкая область

0.558

0.398

Нижегородская область

0.567

0.417

За автономное потребление была принята величина прожиточного минимума за III квартал 2018 и 2020 годов в соответствующем регионе.

На основе этих данных получаем следующие функции.

Для Воронежской области:

для 2018 года;

— для 2020 года.

Для Липецкой области:

– для 2018 года;

— для 2020 года.

Для Нижегородской области:

– для 2018 года;

— для 2020 года.

Построим функции потребления для каждого региона в разные года.

График кейнсианская функция потребления для Воронежской области в 2018 и 2020 гг.

Рис. 3. График кейнсианская функция потребления для Воронежской области в 2018 и 2020 гг.

График кейнсианская функция потребления для Липецкой области в 2018 и 2020 гг.

Рис. 4. График кейнсианская функция потребления для Липецкой области в 2018 и 2020 гг.

График кейнсианская функция потребления для Нижегородской области в 2018 и 2020 гг.

Рис. 5. График кейнсианская функция потребления для Нижегородской области в 2018 и 2020 гг.

Как мы видим из графика, в 2020 году наклон графика функции становится меньше в каждом регионе, что говорит о снижении показателя предельной склонности потребления для всех рассмотренных регионов.

По результатам расчетов и анализа данных, полученных аналитическим и графическим путем, мы имеем следующие результаты: во-первых, , что подтверждает гипотезу о том, что эффективные домашние хозяйства не тратят весь свой доход исключительно на потребление, часть этого дохода уходит в сбережения. Во-вторых, в 2020 году денежные доходы населения в абсолютном выражении превышали доходы 2018 года, при этом предельная склонность к потреблению заметно снизилась, что подтверждает тезис Кейнса о том, что с ростом дохода предельная склонность к потреблению должна убывать.

Литература:

  1. Ван Хорн Дж. К. Основы социальной политики [Текст]: / Дж. К. Ван Хорн — М.: Финансы и статистика, 2015. — 740 с.
  2. Simon, Kuznets National Product since 1869 / Kuznets Simon, Epstein Lillian, Jenks Elizabeth. — ISBN. — New York: National Bureau of Economic Research, INK, 1946. — 239 c. — Текст: непосредственный.
  3. Денежные доходы и расходы населения. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13270 (дата обращения: 16.05.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): потребление, предельная склонность, MPC, кейнсианская функция потребления, рост дохода, доход, APC, Воронежская область, Липецкая область, Нижегородская область.


Ключевые слова

потребление, доход, MCP, кейнсианская функция потребления

Похожие статьи

Изменение экономического поведения личности в условиях снижения доходов

В статье рассматриваются некоторые аспекты влияния ограниченности финансовых ресурсов на экономическую активность личности.

Исследование потребительского поведения

В статье рассмотрено понятие потребительского поведения, как формируется и от чего зависит потребление с точки зрения социологических и экономических наук. Были рассмотрены авторы, которые внесли наибольший вклад в теорию потребления, а также выявлен...

Формирование стратегии: теоретические основы

В статье анализируются история формирования ключевых теорий к формированию стратегий.

Влияние нейромаркетинга на потребительский выбор

В статье рассматривается нейромаркетинг как новое и современное направление маркетинга как науки, рассматривается влияние этого направления на потребительский выбор при покупке товаров и услуг, а также история, методы и инструменты нейромаркетинга.

Тенденции в сегменте FMCG

В статье рассматривается проблема оценки потребительских товаров с точки зрения институционального подхода. Сегмент рынка FMCG открыл новое явление — исследуемые блага, качественные свойства которых известны до момента потребления. На теоретическом у...

Экономический анализ как основа формирования рыночной экономики

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Анализ концепций потребительского общества

В статье рассмотрены теоретические подходы к пониманию общества потребления, его особенностей такими учеными, как Э. Фромм, К. Маркс, Ж. Бодрияр, Т. Веблен, Г. Зиммель, Дж. Гэлбрейт, Г. Маркузе.

Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики

В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.

Роль транснациональных корпораций в формировании рабочих мест

В статье рассматривается влияние деятельности ТНК на образование новых рабочих мест. Определено соотношение индекса транснационализации с индексом распространения и выделены прямая связь между ними.

Похожие статьи

Изменение экономического поведения личности в условиях снижения доходов

В статье рассматриваются некоторые аспекты влияния ограниченности финансовых ресурсов на экономическую активность личности.

Исследование потребительского поведения

В статье рассмотрено понятие потребительского поведения, как формируется и от чего зависит потребление с точки зрения социологических и экономических наук. Были рассмотрены авторы, которые внесли наибольший вклад в теорию потребления, а также выявлен...

Формирование стратегии: теоретические основы

В статье анализируются история формирования ключевых теорий к формированию стратегий.

Влияние нейромаркетинга на потребительский выбор

В статье рассматривается нейромаркетинг как новое и современное направление маркетинга как науки, рассматривается влияние этого направления на потребительский выбор при покупке товаров и услуг, а также история, методы и инструменты нейромаркетинга.

Тенденции в сегменте FMCG

В статье рассматривается проблема оценки потребительских товаров с точки зрения институционального подхода. Сегмент рынка FMCG открыл новое явление — исследуемые блага, качественные свойства которых известны до момента потребления. На теоретическом у...

Экономический анализ как основа формирования рыночной экономики

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Анализ концепций потребительского общества

В статье рассмотрены теоретические подходы к пониманию общества потребления, его особенностей такими учеными, как Э. Фромм, К. Маркс, Ж. Бодрияр, Т. Веблен, Г. Зиммель, Дж. Гэлбрейт, Г. Маркузе.

Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики

В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.

Роль транснациональных корпораций в формировании рабочих мест

В статье рассматривается влияние деятельности ТНК на образование новых рабочих мест. Определено соотношение индекса транснационализации с индексом распространения и выделены прямая связь между ними.

Задать вопрос